Русский язык 6 класс - Проверочные работы - Н. В. Егорова 2018

Проверочные работы по русскому языку для 6 класса
Проверочная работа 5. Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

Вариант I

1. Прочитайте текст.

(1) Кончался декабрь — самое тёмное время года; круж..л лё..кий снеж..к. (2) Когда Оля пр..шла домой, то, к своему ужасу, увидела, что на лес..нице (не)г..рят лампы. (3) А темноты она боялась больше всего.

(4) Оля взл..тела на свой этаж и подняла такой звон что у бабушки тр..елись руки когда она открывала дверь.

(5) — Что случилось? — и(з, с)пуганно спросила бабушка. — А где твой ключ..?

(6) — Бабунеч..ка я пот..ряла ключ..к, — т..жело дыша, сказала Оля.

(7) Бабушка всплеснула руками.

(8) — Это уже в третий раз! Ну что за (не)брежность? Свой ключ..3 я о(д, т)дала слесарю домоупр..вления. Беги к нему, он, наверное, уже (з, с)делал новый ключ.. .

(9) — Бабунеч..ка... на лес..нице так темно...

(10) — Ах ты трусишка! Ладно уж, схожу сама. — Бабушка надела пальто, погр..зила Оле пальц..м и скрылась за двер..ю.

(11) Оле стало скуч..но. (12) Она взяла книгу, на обло(ж, ш)ке которой было написано «Сказки», и нач..ла листать. (13) Одна картинка пр..влекла внимание Оли.

(14) С холма открывался вид на уд..вительный город со множеством разноцветных зданий с высокими шпилями.

(15) Нарядные люди гуляли по площади вокруг фонтана. (16) «Вот бы и мне погулять там!» — подумала Оля и вдруг услышала какой-то странный звон в передней.

(17) Хрустальный звон усиливался. (18) По зеркалу побежали голубые волны. (19) Затем волны рассеялись и звон затих.

(20) Оля снова увидела в зеркале переднюю и своё отражение. (21) Однако стекло исчезло. (22) Осталась только рама.

(23) Набрав в лёгкие воздуха и зажмурив глаза, Оля быстро переступила через раму и, столкнувшись с кем- то, полетела на пол. (24) Она схватилась за ушибленный лоб, открыла глаза и села. (25) Перед ней, схватившись за лоб, сидела светловолосая девочка с голубыми глазами.

(26) — А ведь мы обе виноваты, — смущённо улыбнулась девочка. — Ты слишком быстро шагнула вперёд. И я шагнула. Ведь я привыкла делать то же, что и ты!

(27) — Ничего, мне не очень больно, — проговорила Оля, потирая лоб.

(По В. Губареву; 273 слова)

2. Выполните задания.

1. Перепишите предложения 1 — 14 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ответ:

(1) Кончался декабрь — самое тёмное время года; кружил лёгкий снежок. (2) Когда Оля пришла домой, то, к своему ужасу, увидела, что на лестнице не горят лампы. (3) А темноты она боялась больше всего.

(4) Оля взлетела на свой этаж и подняла такой звон, что у бабушки тряслись руки, когда она открывала дверь.

(5) — Что случилось? — испуганно спросила бабушка. — А где твой ключ?

(6) — Бабунечка, я потеряла ключик, — тяжело дыша, сказала Оля.

(7) Бабушка всплеснула руками.

(8) — Это уже в третий раз! Ну что за небрежность? Свой ключ я отдала слесарю домоуправления. Беги к нему, он, наверное, уже сделал новый ключ.

(9) — Бабунечка... на лестнице так темно...

(10) — Ах ты, трусишка! Ладно уж, схожу сама. — Бабушка надела пальто, погрозила Оле пальцем и скрылась за дверью.

(11) Оле стало скучно. (12) Она взяла книгу, на обложке которой было написано «Сказки», и начала листать. (13) Одна картинка привлекла внимание Оли. (14) С холма открывался вид на удивительный город со множеством разноцветных зданий с высокими шпилями.

2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.

3. Напишите, к какому стилю речи относятся предложения 5 — 10.

4. Определите и запишите типы речи в предложениях 14, 15 и в предложении 26.

5. Из предложений 1 — 5 выпишите разносклоняемое имя существительное.

6. Из предложений 6 — 10 выпишите несклоняемое имя существительное. Укажите его род.

7. Из предложений 7 — 12 выпишите имя существительное общего рода.

8. Из предложений 2 — 5 выпишите словосочетание с именем существительным, которое имеет форму только единственного числа. Укажите падеж этого существительного.

9. Выполните синтаксический разбор предложения 14. Укажите склонение и падеж всех имён существительных.

10. Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 3.

11*. Из предложений 21 — 25 выпишите имя существительное, образованное переходом одной части речи в другую, и выделите основу. Напишите лексическое значение этого слова.

12*. Из предложений 11 — 13 выпишите словосочетание, в котором главное и зависимое слова выражены именами существительными. Выполните разбор этого словосочетания; укажите падежи.

Ответы:

Вариант II

1. Прочитайте текст.

(1) — Ты обронила кни(ж, ш)ку, — сказала девоч..ка Оле и прот..нула книгу, на которой было написано «икзакС». (2) Оля усм..хнулась и с (не)доверием огл..дела отражённую переднюю. (3) Всё в ней было наоборот.

(4) Вдруг Оля увидела что в зеркальной раме3 снова по..вились голубые волны. (5) Она подб..жала к зеркалу но его поверхность уже успокоилась. (6) Оля пр..слонила к зеркалу лоб и почу..ствовала хол..док стекла.

(7) Как же я теперь попаду домой встревожилась Оля. (8) Она видела в зеркале переднюю своей квартиры, такую близкую и такую далёкую теперь. (9) Вон на полу её любимая книга — «Сказки», круж..к чернил на обло(ж, ш)ке. (10) А вон на вешалке папино пальто.

(11) — Я (не)хочу здесь остават..ся, — сказала Оля с..рдито. — Я хочу домой.

(12) — Нельзя, — сер..ёзно прогов..рила девочка. — Голубые волны (не)по..вляют..ся так часто.

(13) — А если я... разоб..ю стекло?

(14) — Тогда ты навсегда остан..ш..ся по эту стор..ну зеркала.

(15) Слёзы брызнули из Олиных глаз.

(16) — Зачем же ты огорча..ш..ся? — ласково загов..рила девоч..ка. — Нам с тобой (не)будет скуч..но.

(17) — Как тебя зовут? — всхлипывая, спросила Оля.

(18) — Меня зовут Яло. А тебя — Оля?

(19) — Как ты узнала?! — удивилась Оля.

(20) — Очень просто. Ведь я твоё отражение. Значит, имя у меня такое же, только наоборот.

(21) — Забавно, — улыбнулась Оля сквозь слёзы. — Если ты моё отражение, значит, ты левша?

(22) — Да. Я всё делаю левой рукой.

(23) — Здесь всё очень смешно, — сказала Оля и поёжилась. — Откуда так сильно дует?

(24) — Не знаю, — пожала плечами Яло и вдруг заметила: — Посмотри, страницы шевелятся!

(25) Оля открыла книгу там, где был нарисован сказочный город. Ветер дул с этой картинки!

(26) — Оля, давай погуляем по этому городу! — предложила Яло.

(27) — Ты в своём уме? — изумилась Оля. — Это же... книга. Картинка такая маленькая.

(28) Тогда Яло приставила открытую книгу к стене, и картинка вдруг выросла до самого потолка.

  (29) Оля тихонько ахнула.

(30) — По эту сторону зеркала всё может быть, — сказала Яло. — Ты ведь попала в сказку, Оля.

(По В. Губареву; 282 слова)

2. Выполните задания.

1. Перепишите предложения 1 — 16 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.

3. Напишите, к какому стилю речи относятся предложения 11 — 19.

4. Определите и запишите типы речи в предложениях 8 — 10 и в предложениях 18 — 22.

5. Из предложений 19 — 24 выпишите разносклоняемое имя существительное.

6. Из предложений 5 — 10 выпишите несклоняемое имя существительное. Укажите его род.

7. Из предложений 20 — 26 выпишите имя существительное общего рода.

8. Из предложений 7 — 12 выпишите словосочетание с именем существительным, которое имеет форму только множественного числа. Укажите падеж этого существительного.

9. Выполните синтаксический разбор предложения 28. Укажите склонение и падеж всех имён существительных.

10. Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 3.

11*. Из предложений 1 — 5 выпишите имя существительное, образованное переходом одной части речи в другую, и выделите основу. Напишите лексическое значение этого слова.

12*. Из предложений 5 — 7 выпишите словосочетание, в котором главное и зависимое слова выражены именами существительными. Выполните разбор этого словосочетания; укажите падежи.

Ответы:

  1. (1) — Ты обронила книжку, — сказала девочка Оле и протянула книгу, на которой было написано «икзакС». (2) Оля усмехнулась и с недоверием оглядела отражённую переднюю. (3) Всё в ней было наоборот.

(4) Вдруг Оля увидела, что в зеркальной раме снова появились голубые волны. (5) Она подбежала к зеркалу, но его поверхность уже успокоилась. (6) Оля прислонила к зеркалу лоб и почувствовала холодок стекла.

(7) «Как же я теперь попаду домой?» — встревожилась Оля. (8) Она видела в зеркале переднюю своей квартиры, такую близкую и такую далёкую теперь. (9) Вон на полу её любимая книга — «Сказки», кружок чернил на обложке. (10) А вон на вешалке папино пальто.

(11) — Я не хочу здесь оставаться, — сказала Оля сердито. — Я хочу домой.

Автор: Н. В. Егорова