Русский язык 6 класс - Проверочные работы - Н. В. Егорова 2018
Проверочные работы по русскому языку для 6 класса
Проверочная работа 4. Словообразование. Орфография. Культура речи
Вариант I
1. Прочитайте текст.
(1) Наследник Тутти ож..дал пр..бытия куклы.
(2) — Ещё никого не видно, — говорил учитель географии. — Я вижу мосты и гв..рдейц..в, а затем... Позвольте! Позвольте!..
(3) Он по(д, т)крутил бинокль. (4) Наследник Тутти стал на носки. (5) Сер..це его забилось снизу вверх как будто он (не)выучил урока.
(6) В это время три всадника направились со стороны дв..рцового парка к дороге.
(7) Счас..ливый миг! (8) Экипаж.. доктора Гаспара остановился у последнего моста. (9) Караул гв..рдейц..в ра(с, сс)тупился. (10) Наследник махал обеими руками и по(д, т)прыгивал. (11) И наконец он увидел самое главное. (12) Маленький человек неуклюже вылез из экипажа и вынул оттуда ч..десную куклу, точ..но розовый свеж..й букет. (13) Гв..рдейц.. поч..тительно пр..держивали сабли и о(д, т)давали честь.
(14) Через м..нуту кукла уже была во дворце. (15) Кукла шла без посторонней2 пом..щи.
(16) О, Суок прекрасно играла свою роль! (17) Она была спокойна. (18) «Бывают более трудные вещи, — думала она. — Например, жонглировать зажжённой лампой. Или делать двойное сальто-мортале...»
(19) Словом, Суок (не)боялась. (20) Ей даже нравилась эта игра. (21) Она ступала маленькими ша(ж, ш)ка- ми, подобно балерине, едва к..саясь пола.
(22) Сверкали паркеты. (23) Она отражалась в них розовым облаком. (24) Она шла, весёлая и улыбающаяся, мимо стражи, мимо кожаных и железных людей, которые смотрели как зачарованные.
(25) Стало так тихо, что слышались её лёгкие шаги, звучавшие не громче падения лепестков.
(26) А сверху, по широчайшей лестнице, такой же маленький и сияющий, спускался навстречу кукле наследник Тутти.
(27) Суок остановилась. (28) «Так вот он, наследник Тутти!» — подумала она.
(29) Перед ней стоял худенький, похожий на злую девочку мальчик, сероглазый и немного печальный.
(30) Суок знала, кто такой Тутти и кто такие Три Толстяка. (31) Она знала, что это всё одна компания: Три Толстяка, лавочники, гвардейцы — все те, кто посадил оружейника Просперо в железную клетку и охотился за гимнастом Тибулом.
(По Ю. Олеше; 260 слов)
2. Выполните задания.
1. Перепишите предложения 1 — 21 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Ответ:
(1) Наследник Тутти ожидал прибытия куклы.
(2) — Ещё никого не видно, — говорил учитель географии. — Я вижу мосты и гвардейцев, а затем... Позвольте! Позвольте!..
(3) Он подкрутил бинокль. (4) Наследник Тутти стал на носки. (5) Сердце его забилось снизу-вверх, как будто он не выучил урока.
(6) В это время три всадника направились со стороны дворцового парка к дороге. (7) Счастливый миг! (8) Экипаж доктора Гаспара остановился у последнего моста. (9) Караул гвардейцев расступился. (10) Наследник махал обеими руками и подпрыгивал. (11) И наконец он увидел самое главное. (12) Маленький человек неуклюже вылез из экипажа и вынул оттуда чудесную куклу, точно розовый свежий букет. (13) Гвардейцы почтительно придерживали сабли и отдавали честь.
(14) Через минуту кукла уже была во дворце. (15) Кукла шла без посторонней помощи.
(16) О, Суок прекрасно играла свою роль! (17) Она была спокойна. (18) «Бывают более трудные вещи, — думала она. — Например, жонглировать зажжённой лампой. Или делать двойное сальто-мортале...»
(19) Словом, Суок не боялась. (20) Ей даже нравилась эта игра. (21) Она ступала маленькими шажками, подобно балерине, едва касаясь пола.
2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.
Ответ:
Заголовок: «Суок попадает во дворец».
3. Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.
Ответ:
Стиль речи: художественный.
4. Определите и запишите типы речи в предложениях 16 — 20 и в предложении 29.
Ответ:
Типы речи: в предложениях 16 — 20 — рассуждение; в предложении 29 — описание.
5. Из предложений 1 — 5 выпишите пары однокоренных слов. Выделите корни.
6. Из предложений 8 — 13 выпишите пары форм двух слов. Выделите окончания.
7. Из предложения 28 выпишите слово, образованное приставочным способом. Обозначьте приставку.
8. Укажите способ словообразования слова подпрыгивал из предложения 10. Обозначьте словообразовательные морфемы.
9. В предложениях 26 — 30 найдите слово, образованное сложением основ. Выпишите это слово и выделите основы.
10*. Выполните морфемный разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 2.
11*. Составьте словообразовательную цепочку от слова ша(ж, ии)ками из предложения 21, поставив его в начальную форму.
12*. В предложении 25 найдите слова с чередованием гласных и согласных в корне (не менее трёх-четырёх). Выпишите эти слова, подберите к ним однокоренные слова с другими вариантами морфем.
Ответы:
Вариант II
1. Прочитайте текст.
(I) Направляясь во дворец, Суок думала, что наследник Тутти покажется ей отвратительным. (2) Но никакого отвращения она не почувствовала. (3) Скорее ей стало приятно оттого, что она его увидела.
(4) — Это ты, кукла? — спросил наследник Тутти, протягивая руку.
(5) «Что же мне делать? — испугалась Суок. — Разве куклы говорят? Ах, меня не предупредили!..»
(6) Но на помощь пришёл доктор Гаспар.
(7) — Господин наследник, — сказал он торжественно, — я вылечил вашу куклу! (8) Как видите, кукла похорошела, затем она получила новое, великолепное платье, и самое важное — я научил её говорить, сочинять песенки и танцевать.
(9) — Какое счастье! — тихо сказал наследник.
(10) «Пора действовать», — решила Суок.
(II) И тут маленькая актриса выступила в дебюте на новой сцене.
(12) Этой сценой был главный дворцовый зал.
(13) А зрителей собралось много. (14) Они толпились со всех сторон: на верш..нах лес..ниц, в проходах. (15) Множество г..лов и спин, самых разнообразных цветов и красок, г(а, о)рело в ярком солнечном осв..щении.
(16) Министры в разноцветных ра(з, с)шитых мундирах; пухлые музыканты в у(з, с)ких фраках; пр..дворные дамы и кавалеры дли(н, нн)оносые2 уч(ё, о)ные в(е, и)хра- стые ск..роходы.
(17) Вся эта масса л(е, и)пилась ко всему, к чему можно было пр..л(е, и)питься.
(18) Все затаив дыхание см..трели на маленькое розовое создание, которое с большим достоинством двенадцатилетней девоч.жи встр..чало эту сотню взглядов. (19) Эти зрители вряд ли были более строгими, чем зрители на площ..дях, где ч..ть ли не каждый день представляла Суок. (20) О, то были очень строгие зрители зеваки солдаты актёры школьники! (21) И тех Суок (не)стр..шилась. (22) А они говорили Суок самая лу..шая актриса в мире... (23) И бр..сали на её коврик последнюю мелкую монету.
(24) И вот Суок нач..ла раз(и, ы)грывать свою роль куклы по-настоящему.
(25) Она (з, с)двинула носки пр..встала на них подняла к лицу руки, согнутые в локтях, и нач..ла петь песенку.
(По Ю. О лете; 260 слов)
2. Выполните задания.
1. Перепишите предложения 13 — 25 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Ответ:
(13) А зрителей собралось много. (14) Они толпились со всех сторон: на вершинах лестниц, в проходах. (15) Множество голов и спин, самых разнообразных цветов и красок, горело в ярком солнечном освещении.
(16) Министры в разноцветных расшитых мундирах; пухлые музыканты в узких фраках; придворные дамы и кавалеры, длинноносые учёные, вихрастые скороходы.
(17) Вся эта масса лепилась ко всему, к чему можно было прилепиться.
(18) Все затаив дыхание смотрели на маленькое розовое создание, которое с большим достоинством двенадцатилетней девочки встречало эту сотню взглядов. (19) Эти зрители вряд ли были более строгими, чем зрители на площадях, где чуть ли не каждый день представляла Суок. (20) О, то были очень строгие зрители: зеваки, солдаты, актёры, школьники! (21) И тех Суок не страшилась. (22) А они говорили: «Суок — самая лучшая актриса в мире...» (23) И бросали на её коврик последнюю мелкую монету.
(24) И вот Суок начала разыгрывать свою роль куклы по-настоящему.
(25) Она сдвинула носки, привстала на них, подняла к лицу руки, согнутые в локтях, и начала петь песенку.
2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.
Ответ:
Заголовок: «Суок в роли куклы выступает во дворце».
3. Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.
Ответ:
Стиль речи: художественный.
4. Определите и запишите типы речи в предложениях 1 — 3, 7, 8 и в предложении 16.
Ответ:
Типы речи: в предложениях 1 — 3, 7, 8 — рассуждение; в предложении 16 — описание.
5. Из предложений 20 — 25 выпишите пары однокоренных слов. Выделите корни.
6. Из предложений 8 — 12 выпишите пары форм двух слов. Выделите окончания.
7. Из предложения 23 выпишите слово, образованное суффиксальным способом. Обозначьте суффикс.
8. Укажите способ словообразования слова придворные из предложения 16. Обозначьте словообразовательные морфемы.
9. Из предложений 15 — 18 выпишите слово, образованное переходом одной части речи в другую. Выделите основу.
10*. Выполните морфемный разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 2.
11*. Составьте словообразовательную цепочку от слова (в) проходах из предложения 14, поставив его в начальную форму.
12*. В предложении 15 найдите слова с чередованием гласных и согласных в корне (не менее трёх-четырёх). Выпишите эти слова, подберите к ним однокоренные слова с другими вариантами морфем.
Ответ:
Автор: Н. В. Егорова