Русский язык 6 класс - Проверочные работы - Н. В. Егорова 2018
Проверочные работы по русскому языку для 6 класса
Проверочная работа 1. Повторение изученного в 5 классе
Вариант I
1. Прочитайте текст1.
1 Вначале тексты обоих вариантов читает учитель, у учащихся также имеются эти тексты. См. об этом на с. 4.
(1) Хорош(и, ы) чисты ру(с, сс)кие снежные зимы. (2) Глубокие св..ркают на со..нце сугробы. (3) Скрылись (подо)л..дом большие и малые реки. (4) В морозное тихое утро над крышами дер//венских домов столбами поднимает..ся в небо дым. (5) Под снежной шубой наб(е, и)ра..т силу о(д, т)дыха..т земля.4
(6) Тихи и светлы зимние ночи. (7) Обливая снега тонким светом, сия..т луна. (8) В лунном свете мерцают поля верш..ны дерев..ев. (9) Хорошо в(е, и)дна накатанная зимн..я дорога. (10) Темны3 тени в лесу. (11) Крепок зимний ноч..ной моро(з, с) потрескивают в лесу стволы дерев..ев. (12) Высокие звёзды ра(с, сс)ыпаны по небу. (13) Ярко свет..т Большая Медведица с ясной П..лярной звездою, указывающей на север. (14) От края до края прот//нулся по небу Млеч..ный Путь — загадоч..ная небесная дорога. (15) В Млеч..ном Пути ра(з, с)простёр свои крыл..я Лебедь3 — большое созвездие.
(16) Что-то фантастическое сказоч..ное есть в лунной зимн..й ночи. (17) Всп..минают..ся пушкинские стихи гоголевские ра(с, сс)казы Толстой Бунин. (18) Кому прих..
дилось ездить лунной ноч..ю1 по зимн..м просёлоч..ным дорогам, (не)забуд..т свои впеча..тления.
(19) А как хорош.. зимний ра(с, сс)вет утренняя заря, когда покрытые снегом поля пригорки осв..щают2 зол..тые лучи во(з, с)х..дящего со..нца и забл..стит засв..рка..т3 осл..пительная б..лизна!
(По И. Соколову-Микитову; 160 слов)
2. Выполните задания.
1. Перепишите текст, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Ответ:
1. (1) Хороши, чисты русские снежные зимы. (2) Глубокие сверкают на солнце сугробы. (3) Скрылись подо льдом большие и малые реки. (4) В морозное тихое утро над крышами деревенских домов столбами поднимается в небо дым. (5) Под снежной шубой набирает силу, отдыхает земля.
(6) Тихи и светлы зимние ночи. (7) Обливая снега тонким светом, сияет луна. (8) В лунном свете мерцают поля, вершины деревьев. (9) Хорошо видна накатанная зимняя дорога. (10) Темны тени в лесу. (11) Крепок зимний ночной мороз, потрескивают в лесу стволы деревьев. (12) Высокие звёзды рассыпаны по небу. (13) Ярко светит Большая Медведица с ясной Полярной звездою, указывающей на север. (14) От края до края протянулся по небу Млечный Путь — загадочная небесная дорога.
(15) В Млечном Пути распростёр свои крылья Лебедь — большое созвездие.
(16) Что-то фантастическое, сказочное есть в лунной зимней ночи. (17) Вспоминаются пушкинские стихи, гоголевские рассказы, Толстой, Бунин. (18) Кому приходилось ездить лунной ночью по зимним просёлочным дорогам, не забудет свои впечатления.
(19) А как хороши зимний рассвет, утренняя заря, когда покрытые снегом поля, пригорки освещают золотые лучи восходящего солнца и заблестит, засверкает ослепительная белизна!
2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.
Ответ:
Заголовок: «Русская зима».
3. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:
Основная мысль: природа родного края прекрасна.
4. Напишите, к какому стилю речи относится текст.
Ответ:
Стиль речи: художественный.
5. Определите и запишите тип речи в предложениях 1 — 15.
Ответ:
Тип речи: описание.
6. Выполните фонетический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 1.
7. Выполните морфемный разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 2.
8. Выполните морфологический разбор слов, обозначенных в тексте цифрой 3.
9. Выполните синтаксический разбор предложения, обозначенного в тексте цифрой 4.
10. Выпишите предложение 3 и обозначьте в нём части речи.
11. Из предложения 4 выпишите все словосочетания; обозначьте главное и зависимое слова.
12. Составьте схему предложения 11.
13*. Из предложений 6 — 13 выпишите пару антонимов; выпишите глаголы-синонимы, поставив их в начальную форму.
14*. Из предложений 6 — 15 выпишите группы однокоренных слов (не менее трёх групп).
Ответы:
6. Ночью — 2 слога: ночь-ю.
В предложении В Млечном Пути распростёр свои крылья Лебедь — большое созвездие слово Лебедь означает название созвездия (неодушевлённое существительное). Но изначально слово лебедь одушевлённое. В данном контексте одушевление подчёркивается структурой предложения, его образным смыслом: распростёр свои крылья Лебедь, поэтому логично определить слово как одушевлённое.
Вариант II
1. Прочитайте текст1.
(1) Необыкновенны3 ру(с, сс)кая зима яркие1 зимние дни лунные светлые ночи!
(2) В зимние солнеч..ные дни раздол..е лыжникам, б//гущим на лё(г, х)ких лыжах по скол..(з, с)кому снегу. (3) Я (не)любил проторённых лыжниками лыжней. (4) Возле такой лыжни трудно увидеть зверя или лесную птицу. (5) Я один ух..дил в лес. (6) Лыжи хо(д, т)ко поч..ти неслышно скол..зят по нетронут..му снегу. (7) В высокое небо вознос..т сосны свои кудрявые поб..левшие в(е, и)рш..ны3. (8) На зелёных к..лючих в..твях развесистых елей л(е, и)жит белый снег. (9) Под тяжест..ю ин(е, и)я в дугу согнулись мол..дые высокие берё(з, с)ки.
(10) Полон жизни зимний, к..залось бы, мёртвый лес. (11) Вот простуч..л2 на сухом дер..ве дятел. (12) С дер//ва на дер..во перепрыгнула шустрая белоч.жа. (13) Шапка снега упала с дер..ва ра(с, сс)ыпалась снежная пыль.
(14) (На)краю леса можно увидеть с..дящих на берёзах тетеревов. (15) Зимою они кормят..ся поч..ками соб(е, и)рают ч..рные можжевеловые ягоды.4 (16) Крестообразными сл(е, и)дами тетеревиных лап и(з, с)писана поверхность снега. (17) В студёные зимние дни эти птиц.., падая с берёз, зарывают..ся в снег. (18) Счас..ливому лыжнику иногда удаёт..ся поднять спрятавшихся в снежных лунках тетеревов. (19) Один за другим в алмазной пыли выл..тают они из глубокого снега. (20) Останов..ш..ся , любуясь дивным зрелищ..м.
(По И. Соколову-Микитову; 166 слов)
1 Вначале тексты обоих вариантов читает учитель, у учащихся также имеются эти тексты. См. об этом на с. 4.
2. Выполните задания.
1. Перепишите текст, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Ответ:
1. (1) Необыкновенны русская зима, яркие зимние дни, лунные светлые ночи!
(2) В зимние солнечные дни раздолье лыжникам, бегущим на лёгких лыжах по скользкому снегу. (3) Я не любил проторённых лыжниками лыжней. (4) Возле такой лыжни трудно увидеть зверя или лесную птицу. (5) Я один уходил в лес. (6) Лыжи ходко, почти неслышно скользят по нетронутому снегу. (7) В высокое небо возносят сосны свои кудрявые побелевшие вершины. (8) На зелёных колючих ветвях развесистых елей лежит белый снег. (9) Под тяжестью инея в дугу согнулись молодые высокие берёзки.
(10) Полон жизни зимний, казалось бы, мёртвый лес. (11) Вот простучал на сухом дереве дятел. (12) С дерева на дерево перепрыгнула шустрая белочка. (13) Шапка снега упала с дерева, рассыпалась снежная пыль.
(14) На краю леса можно увидеть сидящих на берёзах тетеревов. (15) Зимою они кормятся почками, собирают чёрные можжевеловые ягоды. (16) Крестообразными следами тетеревиных лап исписана поверхность снега. (17) В студёные зимние дни эти птицы, падая с берёз, зарываются в снег. (18) Счастливому лыжнику иногда удаётся поднять спрятавшихся в снежных лунках тетеревов. (19) Один за другим в алмазной пыли вылетают они из глубокого снега. (20) Остановишься, любуясь дивным зрелищем.
2. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.
Ответ:
Заголовок: «Русская зима».
3. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:
Основная мысль: природа родного края прекрасна.
4. Напишите, к какому стилю речи относится текст.
Ответ:
Стиль речи: художественный.
5. Определите и запишите тип речи в предложениях 7 — 16.
6. Выполните фонетический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 1.
7. Выполните морфемный разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 2.
8. Выполните морфологический разбор слов, обозначенных в тексте цифрой 3.
9. Выполните синтаксический разбор предложения, обозначенного в тексте цифрой 4.
10. Выпишите предложение 9 и обозначьте в нём части речи.
11. Из предложения 8 выпишите все словосочетания; обозначьте главное и зависимое слова.
12. Составьте схему предложения 13.
13*. Из предложений 1 — 7 выпишите пару антонимов; выпишите прилагательные-синонимы, поставив их в начальную форму.
14*. Из предложений 1 — 13 выпишите группы однокоренных слов (не менее трёх групп).
Ответы:
5. Тип речи: описание.
Автор: Н. В. Егорова