Русский язык 6 класс - Проверочные работы - Н. В. Егорова 2018

Проверочные работы по русскому языку для 6 класса
Проверочная работа 2. Текст

Вариант I

1. Прочитайте текст1.

1 Учитель читает сначала первые тексты обоих вариантов, затем определения Семейного кодекса РФ из обоих вариантов, потом статьи 54 и 57 Семейного кодекса РФ из обоих вариантов. Желательно заранее познакомить учеников с жанрами притчи и закона; до прочтения текстов обсудить вопрос: что такое семья?

(1) Ж..вут в соседних домах две сем..и. (2) Одни всё время ссорят..ся а у других всегда мир и взаимопонимание. (3) Однажды, позавидовав сосе(д, т)ской семье, жена гов..рит мужу Сходи к соседям посм..три, что они делают, что у них всегда всё хор..шо.

(4) Пош..л спрятался и наблюда..т. (5) Видит, женщина моет полы. (6) Вдруг что-то её отвл..кло и она поб..жала на кухню. (7) В это время её муж заш..л в дом (не)заметил ведро с водой зац..пил его и вода разлилась.

(8) Тут пришла жена, извиняется перед мужем:

(9) — Прости, дорогой, я виновата.

(10) — Нет, это ты прости, я виноват.

(11) Услышал это сосед и пошёл домой. (12) Дома жена спрашивает:

(13) — Ну, что, посмотрел?

(14) — Да!

(15) — Ну что?

(16) — Всё понял! У нас все правы, а у них все виноваты.

(114 слов)

2. Выполните задания.

1. Перепишите предложения 1 — 7 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

  Ответ:

1. (1) Живут в соседних домах две семьи. (2) Одни всё время ссорятся, а у других всегда мир и взаимопонимание. (3) Однажды, позавидовав соседской семье, жена говорит мужу: «Сходи к соседям, посмотри, что они делают, что у них всегда всё хорошо».

(4) Пошёл, спрятался и наблюдает. (5) Видит, женщина моет полы. (6) Вдруг что-то её отвлекло, и она побежала на кухню. (7) В это время её муж зашёл в дом, не заметил ведро с водой, зацепил его, и вода разлилась.

  2. Определите и запишите тему текста.

  Ответ:

Тема: семейные отношения.

  3. Озаглавьте текст.

  Ответ:

Заголовок: «Все правы или все виноваты?» (Или: «Все виноваты».)

  4. Определите и запишите основную мысль текста.

  Ответ:

Основная мысль: необходимо уступать друг другу.

  5. Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.

  Ответ:

  Стиль речи: художественный.

6. Напишите, какой вид речи используется в предложениях 9, 10, 13 — 16.

Ответ:

Вид речи: диалогический.

  7. Определите и запишите тип речи текста.

  Ответ:

Тип речи: повествование.

  8. Определите и запишите жанр текста.

  Ответ:

  Жанр: притча.

  9*. Укажите способ связи предложений 5 и 6.

  Ответ:

Предложения связаны заменой существительного женщина местоимениями её и она.

  10*. Определите и запишите ключевые слова текста.

  Ответ:

  Две семьи, ссорятся, мир, взаимопонимание, позавидовав, извиняется, прости, понял, все правы, все виноваты.

3. Прочитайте текст и выполните задания1.

1 Рекомендуется пояснить значения некоторых терминов Семейного кодекса РФ.

  Регулирование — упорядочение, приведение в порядок. Структурирование — процесс создания структуры — взаиморасположения, строения, устройства.

  Административный — относящийся к системе управления, к исполнительной власти.

Семейный кодекс РФ — главный законодательный акт государства, в котором изложены все положения по регулированию семейных отношений. Он создан с целью упорядочения, структурирования норм, отстаивания прав членов семьи, особенно самых уязвимых и нуждающихся в постоянной защите.

Статья 54 Семейного кодекса РФ

1. Ребёнком признаётся лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребёнок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

11. Определите и запишите тему текста.

Ответ:

Тема: семейные отношения.

12. Определите и запишите основную мысль статьи 54 Семейного кодекса РФ.

Ответ:

Основная мысль: каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье.

13. Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.

  Ответ:

Стиль речи: официально-деловой.

14. Напишите, какой вид речи используется в тексте.

Ответ:

Вид речи: монологический.

15. Определите и запишите тип речи текста.

Ответ:

Тип речи: рассуждение.

16. Определите и запишите жанр текста.

Ответ:

Жанр: закон.

17*. Укажите способ связи предложений в статье 54 Семейного кодекса РФ.

Ответ:

Предложения связаны оправданным повторением одних и тех же слов: ребёнок, родители.

18*. Определите и запишите ключевые слова текста.

Ответ:

Семейный кодекс, главный законодательный акт, отстаивания прав членов семьи, восемнадцати лет, ребёнок, родителей, право жить и воспитываться в семье, развитие, уважение.

Вариант II

  1. Прочитайте текст.

(1) В одном селе жила большая семья — более ста человек насчитывала. (2) В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. (3) Никогда здесь не ссорились, не ругались. (4) Слух об этой семье дошёл до правителя страны. (5) И решил он проверить, правду ли говорят люди.

(6) Приехал владыка в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. (7) Хорошо детям спокойно старикам. (8) Зах..тел владыка узнать как добилась этого сем..я. (9) Приш..л он к ст..рейшине и попр..сил поделит..ся секретом. (10) Старик взял лист бумаги что-то на нём нап..сал а потом вручил пр..вителю.

(11) На бумаге было всего три слова: «Любовь, Т..рпение, Прощение».

(12) И это всё уд..вился пр..витель. (13) На что старик ответил Да! Это и есть основа ж..зни всякой хорошей сем..и. (14) И подумав, добавил И мира тоже...

(119 слов)

2. Выполните задания.

1. Перепишите предложения 7 — 14 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ответ:

(7) Хорошо детям, спокойно старикам. (8) Захотел владыка узнать, как добилась этого семья. (9) Пришёл он к старейшине и попросил поделиться секретом. (10) Старик взял лист бумаги, что-то на нём написал, а потом вручил правителю.

(11) На бумаге было всего три слова: «Любовь, Терпение, Прощение».

(12) «И это всё?» — удивился правитель. (13) На что старик ответил: «Да! Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». (14) И подумав, добавил: «И мира тоже...»

2. Определите и запишите тему текста.

Ответ:

Тема: семейные отношения.

3. Озаглавьте текст.

Ответ:

Заголовок: «Основа мира». (Или: «Основы жизни в семье и мире».)

4. Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ:

Основная мысль: любовь, терпение, прощение — основа жизни семьи и мира в целом.

5. Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.

Ответ:

Стиль речи: художественный.

6. Напишите, какой вид речи используется в предложениях 12 — 14.

Ответ:

Вид речи: диалогический.

7. Определите и запишите тип речи текста.

Ответ:

Тип речи: повествование.

8. Определите и запишите жанр текста.

Ответ:

Жанр: притча.

9*. Укажите способ связи предложений 1 и 2.

Ответ:

Предложения связаны заменой существительного семья местоимением (в) ней.

10*. Определите и запишите ключевые слова текста.

Ответ:

Большая семья, атмосфера мира, согласия и взаимопонимания, правитель, решил проверить, хорошо детям, спокойно старикам, старейшина, Любовь, Терпение, Прощение, основа жизни хорошей семьи и мира.

3. Прочитайте текст и выполните задания.

Главными объектами защиты закон провозглашает: семью, как исходную ячейку общества; материнство (отцовство) и детство, как самые незащищённые и уязвимые категории. Указанный закон — основной в сфере семейных отношений, никакие другие, принятые на территории страны, не могут ему противоречить.

Статья 57 Семейного кодекса РФ

Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учёт мнения ребёнка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребёнка, достигшего возраста десяти лет.

11. Определите и запишите тему текста.

Ответ:

Тема: семейные отношения.

12. Определите и запишите основную мысль статьи 57 Семейного кодекса РФ.

Ответ:

Основная мысль: ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. (Или: учёт мнения ребёнка, достигшего возраста десяти лет, обязателен.)

13. Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.

Ответ:

Стиль речи: официально-деловой.

14. Напишите, какой вид речи используется в тексте.

Ответ:

Вид речи: монологический.

15. Определите и запишите тип речи текста.

Ответ:

Тип речи: рассуждение.

16. Определите и запишите жанр текста.

Ответ:

Жанр: закон.

17*. Укажите способ связи предложений в статье 57 Семейного кодекса РФ.

Ответ:

Предложения связаны оправданным повторением одних и тех же слов: ребёнок, интересы, словосочетания достигшего возраста десяти лет.

  18*. Определите и запишите ключевые слова текста.

  Ответ:

Главные объекты защиты законом: семья, материнство (отцовство), детство; указанный закон — основной в сфере семейных отношений; ребёнок вправе выражать своё мнение; учёт мнения ребёнка, достигшего возраста десяти лет, обязателен.

Автор: Н. В. Егорова