Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 6 класс Часть 1 - В. Д. Янченко, Л. Г. Латфуллина, А. А. Скугаревская 2016

Повторение изученного в 5 классе
13 - 14. Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

32. Прочитайте текст. Подчеркните предложение, в котором выражена основная мысль автора. Вспомните из истории Русского государства и других государств похожие ситуации разобщённости братьев и правителей. К чему приводила эта разобщённость?

Отец и сыновья

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

«Сломайте!»

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

«Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит».

(Л. Толстой)

Ответ

33. Прочитайте и озаглавьте отрывок из сказки-были М. Пришвина. Определите тему текста и основную мысль. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Кислая и очень полезная2 для зд_ровья ягода клюква р_стёт в б_лотах летом, а соб_рают её поз(?)ней1 осенью. Но не все знают, что самая-самая х_рошая клюква, сла_кая, как у нас гов_рят, бывает, когда она перел_жит зиму под снегом.

Этой весной снег в густых ельниках ещё д_ржался и в конце апреля, но в б_лотах всегда бывает много т_плее: там в это время снега уже (не)было вовсе.

Узнав об этом от людей, Митраша и Настя стали соб_рат(?)ся за клюквой. Ещё до свету Настя задала корм всем своим животным. Митраша взял отцовское двуствольное ружьё «тулку», манкИ на ря_чиков и (не)забыл тоже и компас.

Ответ

34. Пронумеруйте предложения, располагая их в нужной последовательности так, чтобы получился связный текст. Подчеркните средства связи предложений в тексте. Запишите, как вы понимаете выражение ма́нна небесная.

Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие им закончить трудный путь.

Отсюда и пошло выражение «манна небесная».

Существует легенда о том, как в бесплодной пусты́не люди, истощённые голодом и трудным переходом, встретили на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу.

Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, — это съедобный лишайник, серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки, Передней и Средней Азии.

(В. Пасечник)

Ответ