Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 6 класс Часть 1 - В. Д. Янченко, Л. Г. Латфуллина, А. А. Скугаревская 2016
Повторение изученного в 5 классе
12. Прямая речь. Диалог
29. Познакомьтесь с продолжением истории про мальчика Павлика и волшебное слово. Выразительно прочитайте диалоги. Объясните постановку знаков препинания в выделенных предложениях, составьте их схемы.
I. Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же их сгребла в кучу и накрыла рукой.
«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт такое слово!..»
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. «Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...»
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
— Ка-какую тебе?
— Мне синюю, — робко сказал мальчик.
Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
II. За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
— Возьми меня, пожалуйста.
За столом все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
— Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!
— Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.
— Пожалуйста, — повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
(В. Осеева)
Ответ
30. Наверняка на уроке иностранного языка вы разыгрываете с одноклассниками учебные диалоги. Вспомните один из них. На отдельном листке бумаги запишите перевод этого диалога, соблюдая правила русского языка. Подчеркните волшебные слова, если они есть.
Ответ
31. Прочитайте и озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, обведите нужную букву в скобках. Составьте схему предложения с прямой речью.
Выд_ющийся ро(с, сс)ийский учёный-эколог Карл Францевич РульЕ в сер_дине XIX века, давая напутствие м_лодым и(с, сс)ледователям пр_роды, сказал: «Приляг к луж_це, изучи подробно существа — р_стения и ж_вотных, её нас_ляющих... и ты для науки (з, с)делаешь неср_вненно более, нежели многие пут_шественники».
(И. Пономарёва, О. Корнилова, В. Кучменко)
Ответ