Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 6 класс Часть 1 - В. Д. Янченко, Л. Г. Латфуллина, А. А. Скугаревская 2016
Язык. Речь. Общение
2 - 3. Язык, речь, общение. Ситуация общения
4. Прочитайте и озаглавьте текст. Определите его основную мысль. Используя схему в учебнике на с. 9, запишите все компоненты данной речевой ситуации. Удачным ли было общение девочки с мамой?
Вот он — мой дружок. Простой цветок в тёмно-коричневом глиняном горшке. В прошлом году мама принесла его с работы. В то время стояла зима. И цветок был укутан в толстый слой старых газет. Мама поставила свёрток на мой письменный стол, сняла шуршащую одежду.
— Это тебе подарок, — сказала она, сметая в ладонь рассыпанные крупинки земли.
— А цветёт он как? — спросила я, отыскивая бутоны среди перепутанных веток.
— Никак. Зато он вьётся как лиана.
Я разочарованно покачала головой.
— Лучше бы ты подарила собаку.
— Это тоже живое существо, — сказала мама.
Я вздохнула, сдвинула горшок на край стола и подумала: «А у дверей не встречает и хвостом не виляет».
Цветок оказался неприхотливым. Рос быстро. Мы с мамой переставили его на шкаф, протянули вдоль стены нитку и пустили по ней зелёный побег.
— Шустрый, — заметила мама. — Весь в тебя.
С этого дня я стала чаще посматривать на цветок. Может быть, и он следил за мной.
— Привет, дружок! — говорила я, приходя из школы. И он кивал!
(В. Авдеенко)
Ответ
5. Вспомните ситуации удачного общения с одноклассниками (учителями, родителями, пожилыми людьми). Опишите один из случаев общения, выделяя компоненты речевой ситуации.
Ответ
6. Подумайте, в каких случаях общение бывает неудачным. Продолжите список причин неудачного общения. Сделайте вывод о том, насколько важно уметь правильно общаться с людьми.
Неумение слушать, бедная речь, беседа на неприятные темы, много ненужных вопросов, ...
Ответ
7. Прочитайте текст. Как вы относитесь к подобному явлению в письменной речи? Обоснуйте свою точку зрения письменно.
В XX веке новые технологии и средства телекоммуникаций заставили человека изобрести красноречивый способ выражения эмоций с помощью знаков и символов — смайлики. Под смайлом (smile (англ.) — улыбка) понимается символ, состоящий из последовательности знаков письма (букв, цифр, знаков пунктуации и т. д.), обозначающий какое-либо понятие или эмоциональное отношение в письменной речи. Смайл не зависит от языка и не подчиняется его грамматическим правилам, являясь интернациональным понятием. Одним из основных назначений смайла является выражение на письме несловесной информации (эмоций), передаваемой в устной речи мимикой и интонацией. С развитием виртуального общения появились смайлы, отображающие не только эмоции, но и разные категории людей, животных, предметов и понятий.
(И. Солгалов, Е. Золотых; по материалам интернет-ресурса http://nsportal.ru/)
Ответ