Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 6 класс Часть 1 - В. Д. Янченко, Л. Г. Латфуллина, А. А. Скугаревская 2016
Повторение изученного в 5 классе
4 Фонетика, орфоэпия
8. Определите, чем различаются данные слова по звуковому составу. Опишите эти звуки.
Жарить — жалить, зверь — дверь, сабля — цапля, блеск — плеск, порог — порок, кон — конь, проволочка (в делах) — проволочка (из меди), (амбарный) замок — (средневековый) замок.
Ответ
9. Прочитайте стихотворение. Какие звуки повторяются чаще всего? Охарактеризуйте их по глухости/звонкости. В каких словах происходит оглушение звонкого согласного?
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка —
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
(М. Яснов)
Ответ: Оглушение звонкого согласного в словах раз, сказку.
10. Расположите книги на полке в алфавитном порядке (по фамилиям авторов). Запишите. Не забывайте о написании имён собственных.
Какие книги из этого списка вы уже прочитали? Какие книги вы посоветуете прочитать одноклассникам?
(П, п)ушкин А. С. «Барышня-крестьянка»; (Т, Тургенев И. С. «Бёжин луг»; (А, а)стафьев В. П. «Конь с розовой гривой»; (Р, р)аспутин В. Г. «Уроки французского»; (Ч, ч)ехов А. П. «Толстый и тонкий»; (И, и)скандер Ф. А. «Тринадцатый подвиг Геракла»; (П, п)ришвин М. М. «Кладовая солнца»; (Г, г)рин А. С. «Алые паруса»; (П, Платонов А. П. «Неизвестный цветок»; (Т, т)олстой Л. Н. «Хаджи-Мурат»; (Л, л)есков Н.С. «Левша»; (С, с)ент-(Э, э)кзюпери А. «Маленький принц».
11. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова, изученные в 5 классе. Работайте в паре, проведите взаимопроверку выполненного задания. Выполните фонетический разбор указанных слов (по вариантам).
Велос_пед1, р_спублика, ф_олетовый, сп_рт_киада, б_рюза, к_раулить, трен_роваться, сост_заться, пор_жать, воскл_цательный, ги_о_отам, _нтарный1.
Ответ
12. Прочитайте шутливое стихотворение Г. Сапгира.
Что за «ли»?
Что за «мои»?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут:
«Ли-мон...» —
Сразу станет кисло.
Соберите из слогов слова. Составьте 2 — 3 подобных ребуса и загадайте их одноклассникам. Охарактеризуйте устно звуковой состав любых двух слов.
Ка-го-ро-вор-ско (...), ка-бур-лам (...), ви-по-ца-сло (...), ти-ка-фо-не (...).
Ответ: Скороговорка, каламбур, пословица, фонетика.
13. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. Как вы понимаете выделенные словосочетания?
Одни р_стения ж_вут очень долго много лет и поэтому их называют мн_голетними. Другие ж_вут лишь несколько месяцев не более одного года. Это однолетние р_стения.
В природе встр_чают(?)ся р_стения у которых в первый год формируют(?)ся только обли́ственные побеги и корни, а на второй год у них обр_зуют(?)ся цв_тоносные побеги и пл_ды. Это м_рковь1 к_пуста репа и другие. Такие р_стения ж_вут не один год а два, поэтому их называют двулетними.
(И. Пономарёва, О. Корнилова, В. Кучменко)
Ответ