Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 6 класс Часть 1 - В. Д. Янченко, Л. Г. Латфуллина, А. А. Скугаревская 2016

Повторение изученного в 5 классе
5. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов

14. Запишите на месте пропусков предлог в или на. Обозначьте графически орфограммы в окончаниях слов.

_ Руси, _ флоте, _ середине пути, _ старте, _ финише, _ новогоднем вечере, _ ужине, _ улице, _ станции, _ магазине, _ библиотеке, _ палубе, _ остановке, _ экзамене, _ санатории, _ городе, _ школе, _ Интернете, _ рассказе, _ Китае, _ Германии, _ Москве, участвовать _ конкурсе, уверенность _ успехе, приятная _ общении.

Ответ

15. Соедините однокоренные слова линиями. Выполните морфемный разбор выделенных слов.

Image

Ответ

16. Угадайте слово по описанию составляющих его морфем.

Образец. Окончание мужского рода; корень — антоним к слову зло — добрый.

1. Окончание женского рода; корень со значением «приносящий пользу»; приставка — антоним приставки с- с оглушением конечного согласного; суффикс — -н-. (...)

2. Окончание -о; корень со значением «противоположность сестре»; суффикс с собирательным значением. (...)

3. Окончание женского рода; корень со значением «зимние осадки» с чередованием; суффикс с уменьшительно-ласкательным значением. (...)

4. Окончание мужского рода; корень со значением «населённый пункт»; приставка — повторяющийся слог в слове заноза; суффикс — -н-. (...)

Ответ: Бесполезная, братство, снежинка, загородный.

17. Прочитайте отрывок из рассказа Л. Андреева «Кусака». Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Кусака долго м_талась по сл_дам уех_вших людей, доб_жала до станци_ и — пр_мокшая, грязная2 — в_рнулась на дачу. Там она пр_делала2 ещ_ одну новую штуку, которой никто, однако, (не)видал: первый раз вз_шла на те(рр, р)асу и, приподнявшись на задн_е лапы, загл_нула в ст_клянную2 дверь и даже поскр_бла ко_тями1. Но в комн_тах было пусто, и никто (не)ответил Кусаке.

Ответ

18. Прочитайте текст. Определите его тему. Выпишите по 3 — 4 слова, основа которых состоит из: а) корня; б) корня и суффикса. Выполните морфемный разбор любых трёх слов.

Это всё взрослые выдумали про счастливое детство. Чтобы им было не так стыдно. Есть только счастливая взрослость. А счастливого детства нет и не может быть. Спросите у любого ребёнка.

У взрослых в нашей стране восьмичасовой рабочий день. У школьника — шесть уроков в школе, а потом ещё нужно дома готовить уроки не меньше трёх часов. Значит, выходит девятичасовой рабочий день.

Когда у взрослого что-нибудь не получается на работе, ему все сочувствуют, все его жалеют. Когда мамин отдел завалил какой-то проект, так все говорили: «Ах, Елена Павловна, как мы вас понимаем, не нужно ли вам какой-нибудь помощи?»

А когда я схватила двойку по алгебре, весь двор смеялся, и все спрашивали, на какой вопрос я не ответила. Даже продавщица мороженого — ей-то какое дело! — сказала, что двоечницам мороженое вредит.

(По В. Киселёву)

Согласны ли вы с мнением девочки? Коротко напишите об этом.

Ответ