Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 6 класс Часть 1 - В. Д. Янченко, Л. Г. Латфуллина, А. А. Скугаревская 2016
Повторение изученного в 5 классе
6 - 7. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов
19. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните графически орфограммы. Выпишите из второго абзаца группами известные вам самостоятельные части речи. Выполните морфологический разбор одного прилагательного и одного существительного.
Ползком по льду
Если лёд на реке или озере ненадёжен, опытные люди передв_гают(?)ся по нему не на ногах, а пол_ком. Почему они так делают?
Когда человек л_жит(?)ся, вес его, конечно, (не)изм_няет(?)ся, но площ_дь опоры увеличивает(?)ся, и на каждый квадратный её сайт_метр приходит(?)ся меньшая нагру_ка. Другими словами, давление человека на опору уменьшает( ? )ся.
Теперь понятно, почему по тонкому льду безопас(?)нее передвигат(?)ся ползком, — при этом уменьшает(?)ся давление на лёд. Применяют также широкую доску, на которую л_жат(?)ся при передв_жении по тонкому льду.
Какой же груз способен выд_ржать лёд, ост_ваясь целым? Вел_чина груза, конечно, завис_т от т_лщины льда.
(Я. Перельман)
Ответ
20. Прочитайте и озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, обведите нужную букву. Выпишите словосочетания типа «сущ. + прил.», поставьте вопрос, обозначьте главное и зависимое слова. Выполните фонетический разбор выделенных слов (по вариантам).
Берёзовые листья бл_стели, оси(н, нн)ик с_млел от жары, сосняк по увалам* был весь в синем куреве**. Над Енисеем солнеч(?)но м_рцало. Скво(з, с)ь это м_рцание едва пр_глядывали красные жерла извес(?)ковых п_чей, полыхающих по ту сторону реки. Тени скал л_жали неп_движно на воде, и светом их размыкало, рвало в клоч(?)я, будто старое тр_п(?)ё.
(В. Астафьев)
* Ува́л (диалект.) — пологий холм или склон.
** Ку́рево — здесь: поднявшаяся в воздух пыль.
Ответ
21. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм. Определите падеж и склонение существительных.
В мелк_ по́р_сл_ леса, св_стит в ельник_, прочитать о жизн_ интересных людей, выйти по тр_пинк_ к деревн_, написать сочинени_ о ранн_ осен_, по_черкнуть в тетрад_ грамматическ_ основу предложения.
Ответ
22. Прочитайте текст. Что нового вы узнали о лесных обитателях? Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте пропущенные запятые. Употребляя нужную падежную форму существительных, запишите, чем питаются лесные птицы и звери (см. образец), укажите падеж и число существительных.
Образец. Водяная крыса питается картошкой (чем? Т. п., ед. ч.).
Синичкина кла́довая
Осень пришла. Холода, дожди и ветры в лес принесла.
Попрят_лись жуки-пауки а с_мена и ягоды того и гляди снег засыпл_т. Пора жителям леса запасы на зиму делать. Каждый в лесу запаса_т по-своему.
Медведь сала под шкурой нак_пил — всю зиму без забот проспит.
Бурундук сем_чек из п_дсолнухов навылущ_вал в подземн_ю кладовую сл_жил.
Белка по суч(?)кам грибы развес_ла на зиму насушила.
Кедровка оре_ки кедровые в мох попрят_ла, в г_лодную зимн_ю пору пригодят(?)ся.
Летяга* ольховые и берёзовые с_рёжки в своё дупло нат_скала.
Водяная крыса к_ртошки с огорода нат_скала в свою нору спрятала.
X_мяк наносил с поля овса и г_роха. В норе по углам сл_жил. Сам рядом спит — свой припас ст_р_жит.
Одна синичка хохлатая не на себя а на всех запасла! Жуков-пауков с_мена-зёрнышки во все щели спрят_ла. Кто найдёт зимой — тот пусть и уг_щает(?)ся. На всех хватит. Ещё и синичке останет(?)ся.
(Н. Сладков)
* Летя́га — животное из отряда грызунов, похожее на белку; у него передние лапы соединены с задними широкой летательной перепонкой.
Ответ