Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 6 класс Часть 1 - В. Д. Янченко, Л. Г. Латфуллина, А. А. Скугаревская 2016

Повторение изученного в 5 классе
8 - 9. Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания

23. Составьте словосочетания. Задайте вопросы от главного слова к зависимому.

Образец. Университет, учиться, в — учиться (где?) в университете.

Подчеркнуть, тетрадь, в; самолёт, на, прилететь; по, спуститься, ступени; дом, к, подъехать; для, создан, школьники; зеркало, отражение, в; через, препятствие, перепрыгивать.

Ответ

24. Прочитайте отрывок из учебника по истории России. Как вы понимаете значение слова язычник! Выпишите сначала словосочетания, соответствующие схеме «глаг. + сущ. в косв. падеже», затем словосочетания, соответствующие схеме «сущ. в И. п. + прил.».

Восточные славяне были язычниками, то есть поклонялись многим богам. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли её в виде различных божеств. Наиболее почитаемыми были Яри́ло — бог солнца, Перу́н — бог грома и молнии (одновременно войны и оружия), Стрибо́г — повелитель ветра, Во́лос (Ве́лес) — покровитель скотоводства, Мо́кошь (Ма́кошь) — божество плодородия и другие.

(А. Данилов, Л. Косулина)

Ответ

25. Прочитайте отрывок из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». О каком волшебном слове идёт речь? Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте простые предложения, осложнённые однородными сказуемыми. Составьте схемы этих предложений. Выполните синтаксический разбор одного из них.

— Никто меня (не)ж_леет! — крикнул Павлик. — Брат на ло_ке едет катат(?)ся а меня (не)б_рёт. Я ему говорю: «Воз(?)ми лучше, всё равно я от тебя (не)отстану вёсла утащу сам в ло_ку залезу!»

Павлик стукнул кул_ком по ск_мейке. И вдруг замолчал.

— Что же, (не)б_рёт тебя брат?

— А почему вы всё спрашива_те?

Старик разгладил длинную бороду.

— Я хочу тебе помоч(?). Есть такое волшебное слово...

Я скажу тебе это слово. Но помни: г_ворить его надо тихим гол_сом, глядя прямо в глаза тому, с кем г_воришь. Помни — тихим гол_сом, глядя прямо в глаза...

— А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мя_кая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прош_______________________________________ _птал что-то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Но (не)забудь, как нужно г_ворить его.

— Я попробую, — усм_хнулся Павлик, — я сейчас же попробую.

Он вскочил и побежал домой.

Какие волшебные слова вам известны? Запишите их.

Мои волшебные слова

...

Ответ