КИМ ВПР Русский язык 6 класс - Контрольные измерительные материалы: Всероссийская проверочная работа - Н. В. Егорова 2018

Задания в формате ВПР

Вариант 1

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

  Имение было (не)большое но с хорош..м зал..вным лугом с рощ..й и с тыс..чею десятин пахотн..й земли. Господский дом, ..кружённый (сто)летними б..рёзами, ст..ял на пр..горк... Дом был старый деревя(н, нн)ые коло(н, нн)ы на фасад.. облупились поря(д/т)ком. Комн..ты были с ни(з/с)кими п..толками. Зато они были пр..сторны летом пр..хладны а з..мою жарки. На стенах в..сели(3) сверх..зысканные красоч..ные гр..вюры.(4) Из окна ..ткрывался вид на и..вилистую и (мелко)водн..ю реч..нку и д..ревню с ни(з/с)кими д..мишками, окружённую сад..ками, в к..торых р..сла р..бина. Д..роги (з/с)десь были ровные плоские вдоль них р..сли б..рёзы с сыр..ватыми(2) л..сточ..ками. Рано утром д..роги п..крывались тонк..м, как дым, туманом. (На)тр..ве л..жала р..са в н..бесах заст..вали обл..ка.

(По Ю. Тынянову)

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

  (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова;

  (3) — морфологический разбор слова;

  (4) — синтаксический разбор предложения.

3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах.

  Агент, намерение, премировать, украинский.

Ответы:

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Рыжий щенок сидел у неё на руках и вертел головой в разные стороны.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

  1) около восемьсот пятидесяти рублей

  2) светлый тюль

  3) очень прекрасный вид

  4) у обоих братьев

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Днём на улице душно и пыльно.

2) Машина проехала несколько километров и остановилась у обочины.

  3) Перед нами раскрываются глубины истории.

  4) Оружейная палата хранилище сокровищ.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Ночью на земле выступала ледяная роса и опять нежданно- негаданно выдавались два-три солнечных дня.

  2) В середине зала поставили большую ёлку и стали наряжать.

  3) Бабушка принесла пироги на террасу и поставила на стол.

  4) Спой нам ветер про дикие горы...

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9 — 14.

Текст 2

(1) Весною это дерево белое, пушистое, будто облако, спустившееся на землю. (2)И такое оно красивое, что глаз не отвести. (3)Недаром черёмуха воспета многими поэтами. (4)О ней писали Есенин, Жуковский, Мандельштам. (5)Они воспевали нежную красоту дерева, его недолгое цветение, чудесный аромат. (6)И вдруг — это нередко бывает — подойдут на несколько минут к черёмухе люди, и останется после их визита черёмуха жалкая, ощипанная, грустно качая поломанными ветвями. (7)Это как немой упрёк тем, кто погубил её красоту.

(8)Конечно, собирать букеты черёмухи можно. (9)Но собирать надо аккуратно — не обдирать черёмуху чуть ли не до последнего цветка, не ломать ветки и сучки. (10)Ведь иначе может погибнуть одно из самых полезных наших растений.

(11)Ягоды черёмухи (правильнее называть их костянками) не очень вкусные, хотя из них варят кисели. (12)Соком костянок черёмухи подкрашивают фруктовые воды, конфеты, мармелад. (13)Имеют они и лечебные свойства. (14)Однако ценится черёмуха не только за ягоды. (15)Она приносит огромную пользу, потому что убивает очень вредные для человека микробы.

(По Ю. Дмитриеву)

9. Определите и запишите основную мысль текста.

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Ответы:

11. За что, по мнению автора текста, ценится черёмуха?

12. Определите и запишите лексическое значение слова «нежную» из предложения 5. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

  Нежную — ...

13. Определите стилистическую принадлежность слова «воспевали» из предложения 5. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

  Воспевали — ...

14. Объясните значение фразеологизма глаз не отвести, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

  Глаз не отвести — ...

Ответы:

Вариант 2

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

  Полна тайн хмурая т..шина зимн..го леса.(4) (Светло)серебристый свет луны с трудом прон..кает сквозь изумрудную крону хвойных дерев..ев и тихо осв..ща..т голубоватые сугробы тайги.

  Под сугробом в своей б..рлоге дремл..т в ноч(..)ной т..ши медве(д/т)ь. Его (не)беспоко..т холодный(2) луч.. луны и (разно)образные ш..рохи леса. Ещё в с..нтябре медве(д/т)ь под..скал себе б..рлогу и сейчас спит в ней сла(д/т)ким сном.

  Вот зазв..нел сушняк з..хрустел сне(к/г). Это через сугробы по лу(н, нн)ой дорожк.. проб..раются(3) лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу. Трудно искать пищу з..мой!

  Скоро в..сна но солнышко пр..дёт в тайгу только в апрел...

(По М. Пришвину)

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

  (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова;

  (3) — морфологический разбор слова;

  (4) — синтаксический разбор предложения.

3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах.

  Квартал, облегчить, жила (в доме), документ.

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Утром третьего дня я вышел побродить по лесу и понаблюдать за птичьей стаей.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

  1) самый глубочайший

  2) свыше пятиста человек

  3) очень красивый пейзаж

  4) приложить к обоим ушам

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Суровой осени печален поздний вид.

  2) Папирус писчий материал Древнего Египта.

  3) Путь этот труден и длинен.

  4) В доме у реки жил старый бакенщик.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1) Осень пришла дождливая и холодная.

  2) Белеют стены древних соборов и купола горят тёмным золотом.

  3) В вагоне оказалось холодно и темно.

  4) Что царевич нос повесил?

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9 — 14.

Текст 2

(1)Есть на среднерусской земле города; чуть отойдёшь от главной улицы — и увидишь заречный, в редких вербах, луг, невдалеке лес и поле, отсвечивающее хлебами. (2)Воздух чистый, дали неоглядные, тишина успокоительная. (3)По городу идёшь, и вдруг остановит тебя старинный дом с затейливой кладкой стены или узорной резьбой по дереву, с расписным крыльцом. (4)Такое увидишь обычно в малом городе, в глубинке России.

(5)Есть, на мой взгляд, в этих городках такое, что создаёт уют жизни. (6)Это прежде всего близость природы. (7)Малый город ничем от неё не отгорожен. (8)И нетронутый ковёр травы, и жёлто- зелёные поля, и водная гладь реки или озера, и лесные тропинки — все прелести природы начинаются за окраиной городка. (9)И воздух такой здоровый, чистый.

(10)В малом городе нет неоновых реклам, не снуют машины, не слышен скрежет трамвайных колёс. (11)Такой город живёт без спешки и шума. (12)Не встретишь тут торопливых пешеходов, вечно куда-то бегущих, отвечающих на вопросы нехотя, на ходу. (13)Напротив, приезжему ответят обстоятельно. (14)Да ещё спросят: «Откуда, по каким делам приехал?» (15)Люди здесь приветливые, добросердечные, услужливые. (16)Они нежно привязаны к своему родному месту и не стремятся сменить его на какой-нибудь большой город.

(По М. Ростовцеву)

9. Определите и запишите основную мысль текста.

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

11. Почему, по мнению автора текста, жители маленьких городов не стремятся сменить их на большой город?

12. Определите и запишите лексическое значение слова «земля» из предложения 1. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Ответ: Земля — ...

13. Определите стилистическую принадлежность слова «чуть» из предложения 1. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Ответ. Чуть — ...

14. Объясните значение фразеологизма бежать высунув язык, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Ответ. Бежать высунув язык — ...

Вариант 3

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

  Ни(з/с)кое со..нце осл..пительно било в глаза. Серебря(н, нн)ые кусты дикой малины др..жали над пропастью.(4) Крутая дорога в..ла вниз. Ноги Пети б..жали (по)ней сами собой. Его матро(с, сс)кий воротник разв..вался на ветру. Мальчик делал большие пры..ки по громадным ступеням лес..ницы и вдруг со всего маху выл..тел на п..сок. Песок напоминал ма(н, нн)ую крупу самого первого сорта на нём были видны ямки вч..рашних бе(з/с)форме(н, нн)ых сл..дов.

  Пляж ..к..зался дик..м в этот ра(н, нн)ий час. Чу..ство од..ночества с новой силой охв..тило мальчика. Но теперь это было вовсе (не)детское а гордое и мужестве(н, нн)ое(2) од..ночество (Р, р)обинзона на (не)обитаемом острове. Вдруг Петя(3) увидел отца и стал в(з/с)б..раться наверх.

(По В. Катаеву)

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

  (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова;

  (3) — морфологический разбор слова;

  (4) — синтаксический разбор предложения.

3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах.

  Начал, языковая (колбаса), изобретение, инструмент.

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

У кромки воды сидели две коричневые лягушки с большими глазами.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

  1) в девятистах километрах

  2) вкусное салями (салями — колбаса)

  3) самый умный

  4) у обоих сестёр

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Ветер выл за окном и обрывал ветви деревьев.

2) Тиха украинская ночь.

3) Эфиопский Даллоп самое жаркое место на Земле.

4) Разговор получился долгий и серьёзный.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Русский алфавит произошёл от старославянского.

2) Жаркие лучи солнца пронизывали завесу дождя и опускались на землю.

3) Собака услышала шорохи прыгнула к калитке залаяла.

4) Ешь ты досыта бурёнушка моя!

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9 — 14.

Текст 2

(1)Очарование охватывает вас, когда вы приезжаете в маленький городок Тарусу. (2)Большинство зданий здесь одноэтажные, построены ещё в XIX веке. (З)Благодаря своему уникально сохранившемуся облику и сегодня город имеет статус природноархитектурного заповедника, внесён в перечень исторических городов России.

(4)С Тарусой связаны многие страницы жизни и деятельности Константина Георгиевича Паустовского. (5)Дом, в котором он жил, одноэтажный, аккуратно рубленный, с голубыми стенами, недалеко от центра города, в тупике коротенькой улицы, возле берегов Тарусы при впадении её в Оку. (6)Дом обычный для Тарусы. (7)В доме скромно и просто. (8)Никакой роскоши, только необходимое. (9)Самое интересное здесь — рабочий кабинет писателя с окном в сад. (10)Крохотный дворик, заросший зеленью, клумба с цветами, фруктовый сад, застеклённая беседка у самого берега, круто спускающегося к реке. (11)В беседке Константин Георгиевич любил работать. (12)В ней уютно, тихо. (13)Только чуть слышно, как журчит вода на каменистых перекатах.

(14)3десь, над береговым обрывом, жил писатель подолгу, если не уезжал за границу или на юг. (15)Отсюда ранним утром уходил он на рыбалку. (16)Рыбная ловля была для писателя не только приятным отдыхом. (17)В эти часы у него появлялось вдохновение, рождались новые мысли и темы. (18)В окрестностях Тарусы писатель нашёл то, что он любил больше всего, к чему тянулся душой: простую, милую сердцу среднерусскую природу. (19)О Тарусе он отзывался восторженно, как о любимом месте на земле.

(По М. Ростовцеву)

9. Определите и запишите основную мысль текста.

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

11. Почему Паустовский любил окрестности Тарусы?

12. Определите и запишите лексическое значение слова «отзывался» из предложения 19. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Ответ. Отзывался — ...

13. Определите стилистическую принадлежность слова «крохотный» из предложения 10. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Ответ. Крохотный — ...

14. Объясните значение фразеологизма на краю света, запишите его. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Ответ. На краю света — ...

Автор: Н. В. Егорова