Самостоятельные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова и др. - В. Н. Афанасьева 2020

Повторение изученного в 5 классе
Фонетика, орфоэпия, орфография

Вариант 1

1. Продолжите предложение:

Фонетика изучает ...

В слове можно выделить морфемы: ...

Орфография изучает ...

Ответ:

Фонетика изучает звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку), а также интонацию.

В слове можно выделить морфемы: корень, приставка(префикс), суффикс, окончание, соединительная гласная (интерфикс) и основа.

Орфография изучает правописание слов. (это система правил о написании слов и их форм).

2. В каком слове звуков больше, чем букв? Выполните фоне­тический разбор этого слова.

Группа, видишь, якорь, енот.

Ответ:

Группа (букв 6, звуков 5), видишь (букв 6, звуков 5), якорь (букв 5, звуков 5), енот (букв 4, звуков 5).

Енот [й´энат]

е — [й´] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)

[э] — гласный, ударный

н — [н] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твердый (парный)

о — [а] — гласный, безударный

т — [т] — согласный, глухой парный, твердый (парный)

В слове 4 буквы и 5 звуков.

3. Поставьте ударение в словах: тефтели, жалюзи, зво­нишь, принял.

Ответ:

Тефте́ли, жалюзи́, звони́шь, при́нял.

4. Вставьте, где это нужно, пропущенные буквы.

а) Ч_столюбивый юноша, ч_стоплотная девушка, сп_шите текст, сп_шите запомнить, раск_лить докрасна, раск_лоть орех, д_лина реки, д_лёкий друг, ум_лять о

пощаде, ум_лять заслуги.

б) Со_нце, лес_ница, об_явление, доч_, ж_вотный мир, много груш_, про_ьба, заглянуть в щ_лку, осто­рожный ш_рох.

Ответ:

а) Честолюбивый юноша, чистоплотная девушка, спишите текст, спешите запомнить, раскалить докрасна, расколоть орех, долина реки, далёкий друг, умолять о

пощаде, умалять заслуги.

б) Солнце, лестница, объявление, дочь, животный мир, много груш, просьба, заглянуть в щелку, осто­рожный шорох.

5. Поставьте существительные в форму творительного падежа единственного числа, используя предлоги с, над, перед, за. Ученица, туча, улица, столица, луч, ключ.

Ответ:

С ученицей, с тучей, с улицей, с столицей, с лучом, с ключом

Над ученицей, над тучей, над улицей, над столицей, над лучом, над ключом

Перед ученицей, перед тучей, перед улицей, перед столицей, перед лучом, перед ключом

За ученицей, за тучей, за улицей, за столицей, за лучом, за ключом.

Вариант 2

1. Продолжите предложение:

Фонетика изучает ...

В слове можно выделить морфемы:

Орфография изучает ...

Ответ:

Фонетика изучает звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку), а также интонацию.

В слове можно выделить морфемы: корень, приставка(префикс), суффикс, окончание, соединительная гласная (интерфикс) и основа.

Орфография изучает правописание слов. (это система правил о написании слов и их форм).

2. В каком слове звуков больше, чем букв? Выполните фоне­тический разбор этого слова.

Солнце, дочка, каюта, чёлка.

Ответ:

Солнце (6 букв, 5 звуков), дочка (5 букв, 5 звуков), каюта (5 букв, 6 звуков), чёлка (5 букв, 5 звуков).

Каюта [кай´ута]

к — [к] — согласный, глухой парный, твердый (парный)

а — [а] — гласный, безударный

ю — [й´] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)

у — [у] — гласный, ударный

т — [т] — согласный, глухой парный, твердый (парный)

а — [а] — гласный, безударный

В слове 5 букв и 6 звуков.

3. Поставьте ударение в словах: грушевый, жалюзи, звала, позвонила.

Ответ:

Гру́шевый, жалюзи́, звала́, позвони́ла.

4. Вставьте, где это нужно, пропущенные буквы.

а) Зап_вать лекарство, зап_вать песню, осв_тить класс, посв_тить стихотворение, пом_риться с друзьями, прим_рять новый наряд, разр_дить ружьё, прор_дить морковь, разв_вается флаг, разв_вается малыш.

б) Р_дной, чу_ство, в_юга, с_едобный, меч_, место у дач_, школьный поч_тный гражданин, вхо_, желез­ная реш_тка, ш_в на платье.

Ответ:

а) Запивать лекарство, запевать песню, осветить класс, посвятить стихотворение, помириться с друзьями, примерять новый наряд, разрядить ружьё, проредить морковь, развевается флаг, развивается малыш.

б) Родной, чувство, вьюга, съедобный, меч, место у дач, школьный почетный гражданин, вход, желез­ная решетка, шов на платье.

5. Поставьте существительные в форму творительного падежа единственного числа, используя предлоги с, над, перед, за.

Полотенце, врач, деревце, плечо, ноша, свеча.

Ответ:

С полотенцем, с врачом, с плечом, с ношей, с свечой

Над полотенцем, над врачом, над плечом, над ношей, над свечой

Перед полотенцем, перед врачом, перед плечом, перед ношей, перед свечой

За полотенцем, за врачом, за плечом, за ношей, за свечой.