Самостоятельные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова и др. - В. Н. Афанасьева 2020
Повторение изученного в 5 классе
Синтаксис и пунктуация
Вариант 1
1. Составьте словосочетания «сущ. + прил.», согласуя прилагательное с существительным в роде и числе.
Существительные: солнышко, молодец, земля, месяц, слёзы.
Прилагательные: горький, ясный, красный, добрый, сырой.
Ответ:
Солнышко красное, молодец добрый, земля сырая, месяц ясный, слёзы горькие.
2. Переделайте словосочетания «сущ. + сущ. в род. пад.» в словосочетания «сущ. + прил.». Выделите главное и зависимое слово.
Гроздья рябины — ...
Листья берёзы — ...
Ваза из стекла — ...
Шарф из шёлка — ...
Ответ:
Гроздья рябины — гроздья(г) рябиновые(з)
Листья берёзы — листья(г) берёзовые(з)
Ваза из стекла — ваза(г) стеклянная(з)
Шарф из шёлка — шарф(г) шёлковый(з)
3. Поставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. Укажите номера сначала простых предложений, затем сложных.
1. В непролазной траве весь день копошились и гудели шмели. 2. Я прислушался и неприятный холод прошёл по спине. 3. Ударила под берегом рыба а потом где-то в отдалении запел пастуший рожок. 4. Вечером Семён закопал сундук с бабушкиными вещами: шалями, старым будильником, фотографиями...
(К. Паустовский)
Ответ:
1. В непролазной траве весь день копошились(ск) и гудели(ск) шмели(п) (простое). 2. Я(п) прислушался(ск), и неприятный холод(п) прошёл(ск) по спине (сложное). 3. Ударила(ск) под берегом рыба(п), а потом где-то в отдалении запел(ск) пастуший рожок(п) (сложное). 4. Вечером Семён(п) закопал(ск) сундук с бабушкиными вещами: шалями, старым будильником, фотографиями... (простое)
4. Спишите, оформляя предложения с прямой речью. Не забудьте заменить там, где это необходимо, строчную букву на прописную.
1. Ну-ка, Федя, плясовую воскликнул Родилов. 2. Теперь не пропаду подумал я. 3. Он говорит насилу я на волю выбрался, друзья. 4. Так вот он, океан мысленно повторял Ашанин, увидевший его впервые на своей утренней вахте.
(В. Шукшин)
Ответ:
1. «Ну-ка, Федя, плясовую!» — воскликнул Родилов. 2. «Теперь не пропаду», — подумал я. 3. Он говорит: «Насилу я на волю выбрался, друзья!» 4. «Так вот он, океан!» — мысленно повторял Ашанин, увидевший его впервые на своей утренней вахте.
Вариант 2
1. Составьте словосочетания «сущ. + прил.», согласуя прилагательное с существительным в роде и числе.
Существительные: встреча, берег, небо, музей, ворота.
Прилагательные: ясный, пологий, вражеский, краеведческий, радостный.
Ответ:
Встреча радостная, берег пологий, небо ясное, музей краеведческий, ворота вражеские.
2. Переделайте словосочетания «сущ. + сущ. в род. падеже» в словосочетания «сущ. + прил.». В словосочетаниях выделите главное и зависимое слово.
Запах осени — ...
Шкаф для книг — ...
Дом из кирпича — ...
Страницы книги — ...
Ответ:
Запах осени — запах осенний
Шкаф для книг — шкаф книжный
Дом из кирпича — дом кирпичный
Страницы книги — страницы книжные.
3. Поставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. Укажите номера сначала простых предложений, затем сложных.
1. Волчица ушла а двух волчат Игнат достал из логова и посадил в мешок. 2. На улице лежали свежие следы полозьев новый снег слепил глаза незапятнанной белизной. 3. Лошади заметно сдавали ходу хрипели и отрывисто ржали. 4. Летят над станицей журавли сыплют на захолодавшую землю призывные крики.
(М. Шолохов)
Ответ:
1. Волчица(п) ушла(ск), а двух волчат Игнат(п) достал(ск) из логова и посадил(ск) в мешок (сложное). 2. На улице лежали(ск) свежие следы(п) полозьев, новый снег(п) слепил(ск) глаза незапятнанной белизной. (сложное) 3. Лошади(п) заметно сдавали(ск) ходу, хрипели(ск) и отрывисто ржали(ск) (простое). 4. Летят(ск) над станицей журавли(п), сыплют(ск) на захолодавшую землю призывные крики. (простое)
4. Спишите, оформляя предложения с прямой речью. Не забудьте заменить там, где это необходимо, строчную букву на прописную.
1. Рита пожала ему руку и тихо сказала желаем удачи. 2. Иван обратился к старухе мамаша, кроме вас тут есть кто-нибудь? 3. У вас же дети! вдруг нервно возвысила голос Малышева. 4. Завтра зайду к учительнице сказала мать и тоже строго посмотрела на Ваньку.
(В. Шукшин)
Ответ:
1. Рита пожала ему руку и тихо сказала: «Желаем удачи». 2. Иван обратился к старухе: «Мамаша, кроме вас тут есть кто-нибудь?» 3. «У вас же дети!» — вдруг нервно возвысила голос Малышева. 4. «Завтра зайду к учительнице», — сказала мать и тоже строго посмотрела на Ваньку.