Самостоятельные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова и др. - В. Н. Афанасьева 2020

Повторение изученного в 5 классе
Синтаксис и пунктуация

Вариант 1

1. Составьте словосочетания «сущ. + прил.», согласуя прила­гательное с существительным в роде и числе.

Существительные: солнышко, молодец, земля, месяц, слёзы.

Прилагательные: горький, ясный, красный, добрый, сы­рой.

Ответ:

Солнышко красное, молодец добрый, земля сырая, месяц ясный, слёзы горькие.

2. Переделайте словосочетания «сущ. + сущ. в род. пад.» в словосочетания «сущ. + прил.». Выделите главное и зави­симое слово.

Гроздья рябины — ...

Листья берёзы — ...

Ваза из стекла — ...

Шарф из шёлка — ...

Ответ:

Гроздья рябины — гроздья(г) рябиновые(з)

Листья берёзы — листья(г) берёзовые(з)

Ваза из стекла — ваза(г) стеклянная(з)

Шарф из шёлка — шарф(г) шёлковый(з)

3. Поставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. Укажите номера сначала простых предложений, затем сложных.

1. В непролазной траве весь день копошились и гудели шмели. 2. Я прислушался и неприятный холод прошёл по спине. 3. Ударила под берегом рыба а потом где-то в отда­лении запел пастуший рожок. 4. Вечером Семён закопал сундук с бабушкиными вещами: шалями, старым будиль­ником, фотографиями...

(К. Паустовский)

Ответ:

1. В непролазной траве весь день копошились(ск) и гудели(ск) шмели(п) (простое). 2. Я(п) прислушался(ск), и неприятный холод(п) прошёл(ск) по спине (сложное). 3. Ударила(ск) под берегом рыба(п), а потом где-то в отда­лении запел(ск) пастуший рожок(п) (сложное). 4. Вечером Семён(п) закопал(ск) сундук с бабушкиными вещами: шалями, старым будиль­ником, фотографиями... (простое)

4. Спишите, оформляя предложения с прямой речью. Не за­будьте заменить там, где это необходимо, строчную букву на прописную.

1. Ну-ка, Федя, плясовую воскликнул Родилов. 2. Те­перь не пропаду подумал я. 3. Он говорит насилу я на во­лю выбрался, друзья. 4. Так вот он, океан мысленно по­вторял Ашанин, увидевший его впервые на своей утренней вахте.

(В. Шукшин)

Ответ:

1. «Ну-ка, Федя, плясовую!» — воскликнул Родилов. 2. «Те­перь не пропаду», — подумал я. 3. Он говорит: «Насилу я на во­лю выбрался, друзья!» 4. «Так вот он, океан!» — мысленно по­вторял Ашанин, увидевший его впервые на своей утренней вахте.

Вариант 2

1. Составьте словосочетания «сущ. + прил.», согласуя прила­гательное с существительным в роде и числе.

Существительные: встреча, берег, небо, музей, ворота.

Прилагательные: ясный, пологий, вражеский, краевед­ческий, радостный.

Ответ:

Встреча радостная, берег пологий, небо ясное, музей краеведческий, ворота вражеские.

2. Переделайте словосочетания «сущ. + сущ. в род. падеже» в словосочетания «сущ. + прил.». В словосочетаниях выде­лите главное и зависимое слово.

Запах осени — ...

Шкаф для книг — ...

Дом из кирпича — ...

Страницы книги — ...

Ответ:

Запах осени — запах осенний

Шкаф для книг — шкаф книжный

Дом из кирпича — дом кирпичный

Страницы книги — страницы книжные.

3. Поставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. Укажите номера сначала простых предложений, затем сложных.

1. Волчица ушла а двух волчат Игнат достал из логова и посадил в мешок. 2. На улице лежали свежие следы по­лозьев новый снег слепил глаза незапятнанной белизной. 3. Лошади заметно сдавали ходу хрипели и отрывисто ржали. 4. Летят над станицей журавли сыплют на захолодавшую землю призывные крики.

(М. Шолохов)

Ответ:

1. Волчица(п) ушла(ск), а двух волчат Игнат(п) достал(ск) из логова и посадил(ск) в мешок (сложное). 2. На улице лежали(ск) свежие следы(п) по­лозьев, новый снег(п) слепил(ск) глаза незапятнанной белизной. (сложное) 3. Лошади(п) заметно сдавали(ск) ходу, хрипели(ск) и отрывисто ржали(ск) (простое). 4. Летят(ск) над станицей журавли(п), сыплют(ск) на захолодавшую землю призывные крики. (простое)

4. Спишите, оформляя предложения с прямой речью. Не за­будьте заменить там, где это необходимо, строчную букву на прописную.

1. Рита пожала ему руку и тихо сказала желаем удачи. 2. Иван обратился к старухе мамаша, кроме вас тут есть кто-нибудь? 3. У вас же дети! вдруг нервно возвысила го­лос Малышева. 4. Завтра зайду к учительнице сказала мать и тоже строго посмотрела на Ваньку.

(В. Шукшин)

Ответ:

1. Рита пожала ему руку и тихо сказала: «Желаем удачи». 2. Иван обратился к старухе: «Мамаша, кроме вас тут есть кто-нибудь?» 3. «У вас же дети!» — вдруг нервно возвысила го­лос Малышева. 4. «Завтра зайду к учительнице», — сказала мать и тоже строго посмотрела на Ваньку.