Самостоятельные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова и др. - В. Н. Афанасьева 2020

Текст
Текст и его особенности

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3.

(1)Вдоль самой границы заповедника Мката в Африке, где я жил, строили шоссе. (2)Каждое утро сюда приезжали рабочие, скрипя, приползали бульдозеры и асфальтоуклад­чики, закипала работа. (3)Как-то раз около новой дороги я увидел толпу. (4)Отовсюду раздавались возмущённые кри­ки рабочих: «С этим надо что-то делать, так нельзя рабо­тать, безобразие!» (5)Оказывается, рабочие, ругаясь, рас­таскивали ветки, очищая от зелёных завалов дорогу: рано утром сюда пришли слоны и закрыли ветками всё, что бы­ло сделано за предыдущий день.

(6)Инспектор заповедника объяснил, что так слоны про­тестуют против перемен там, где они живут. (7)Где-то они выдернули только что зарытые в землю телеграфные стол­бы, где-то разобрали по брёвнышку только что построен­ный мост. (8)Строители считали, что пользоваться им бу­дут и люди, и звери. (9)А слоны рассудили по-своему: они хотят ходить через речку вброд. (10)Они знают: все пере­мены для них к худшему...

(11)На следующее утро я встал рано, чуть свет, и пошёл к строящейся дороге. (12)Там, где стояли брошенные на ночь дорожные машины, двигались серые горбатые тени. (13)Десять слонов расхаживали взад-вперёд. (14)Они то и дело сходили с дороги, отправлялись в соседнюю рощу и возвращались оттуда, неся в хоботах охапки свежесорванных веток. (15)Взойдя на шоссе, слоны аккуратно уклады­вали ветки и отправлялись за новыми. (16)Никакое это было не безобразие: просто слоны хотели жить своей, при­вычной и размеренной, отличной от нашей жизнью.

(По С. Сахарнову)

1. Определите основную мысль текста.

Ответ:

Слоны хотят жить своей привычной жизнью, поэтому «вредят» строителям.

2. Определите тип и стиль речи текста.

Ответ:

Тип — повествование, стиль — художественный.

3. Составьте план текста из трёх пунктов.

Ответ:

Примерный план

1. Рабочие возмущены

2. Слоны протестуют против перемен

3. Слоны трудятся по-своему.

4. Почему, по мнению автора, слоны закрывали ветками строящуюся дорогу? Ответ запишите.

Ответ:

Слоны закрывали ветками строящуюся дорогу, так как слоны хотели жить своей, при­вычной и размеренной, отличной от нашей жизнью.

Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3.

(1)Это произошло в дни Великой Отечественной войны. (2)Сержант Виктор Данилин шёл осенней ночью на боевое задание по фронтовому шоссе. (3)Впереди у дома с высокой железной оградой он увидел каких-то людей. (4)«Свои», — решил сержант и продолжил путь, но он ошибся: это были фашисты. (5)Три дюжих солдата, которые первыми заме­тили, что за гость к ним пожаловал, набросились на совет­ского воина. (6)Двое схватили его за руки, а третий прыг­нул ему на спину. (7)Но Данилин молниеносным ударом ноги под коленку сбил первого фашиста, затем второго. (8)Высвободив руки, он принялся за третьего. (9)Схватил его за маскировочный халат и с размаху, словно тюк с тряпьём, отшвырнул в сторону. (10)Когда фашисты опом­нились, сержанта и след простыл. (11)Выполнив боевое за­дание, Данилин вернулся в штаб.

(12)3а проявленное мужество его представили к награде. (13)Генерал, который вручал героическому сержанту орден, спросил: «Как Вам удалось, не прибегая к оружию, распра­виться сразу с тремя фашистами?» (14)В ответ Данилин произнёс только одно слово: «Самбо!» (15)И военным сразу всё стало ясно.

(16)С тех далёких пор ни один солдат не может обойтись без навыков владения приёмами самообороны. (17)Самбо — составное слово: САМ — это сокращённо САМозащита, Б — Без, О — Оружия, а всё вместе — Самозащита Без Оружия. (18)Так родилось слово «самбо». (19)Самбо явля­ется гордостью российского спорта. (20)Этот вид борьбы придумали именно в нашей стране, его создатели изучили десятки видов народной борьбы, которыми так богата Рос­сия, и от каждого взяли для самбо самое ценное.

(По Г. Юрмину)

1. Определите основную мысль текста.

Ответ:

Ни один солдат не может обойтись без навыков владения приемами самообороны.

2. Определите тип и стиль речи текста.

Ответ:

Тип — повествование, стиль — художественный

3. Составьте план текста из трёх пунктов.

Ответ:

Примерный план

1. Победа сержанта Данилина в неравной борьбе

2. Секрет победителя

3. Самбо — вид российской борьбы

4. Почему, по мнению автора, самбо является гордостью рос­сийского спорта? Ответ запишите.

Ответ:

Самбо — гордость российского спорта, так как самбо придумали именно в нашей стране, взяв для него самое ценное из разных видов народной борьбы. Самбо также является важной частью подготовки защитников Родины.