Самостоятельные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова и др. - В. Н. Афанасьева 2020

Лексика. Культура речи
Слово и его лексическое значение

Вариант 1

1. На месте пропусков напишите нужные термины в опреде­ления.

1. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав, называ­ется ...

2. Слова могут употребляться в прямом и ... значении.

3. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются ...

Ответ:

1. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав, называ­ется лексикология.

2. Слова могут употребляться в прямом и переносном значении.

3. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются синонимами.

2. Прочитайте предложение. Определите и запишите лекси­ческое значение слова земля. Подберите и запишите пред­ложение, в котором данное многозначное слово употребля­лось бы в другом значении.

Он видит, как поле отец удобряет, как в рыхлую землю бросает зерно. (Н. Некрасов)

Ответ:

Определите и запишите лекси­ческое значение слова земля.

Суша (в отличие от водного пространства).

Подберите и запишите пред­ложение, в котором данное многозначное слово употребля­лось бы в другом значении.

Земля — третья от Солнца, обитаемая нами планета.

3. Выпишите словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в переносном значении.

Играть на пианино, играть чувствами, играть в футбол, играть на улице.

Ответ:

играть чувствами

4. Подчеркните в предложениях синонимы к слову работа.

1. Труд этот, Ваня, был страшно громаден, не по плечу одному. (Н. Некрасов) 2. Дело мастера боится. (Пословица) 3. Дружба дружбой, а служба службой. (Пословица)

Ответ:

1. Труд этот, Ваня, был страшно громаден, не по плечу одному. (Н. Некрасов) 2. Дело мастера боится. (Пословица) 3. Дружба дружбой, а служба службой. (Пословица)

5. Подчеркните антонимы в предложениях.

1. Утро вечера мудренее. 2. Маленькая течь может при­вести к гибели большого корабля. 3. Весна красна цветами, а осень — снопами. (Пословицы)

Ответ:

1. Утро вечера мудренее. 2. Маленькая течь может при­вести к гибели большого корабля. 3. Весна красна цветами, а осень — снопами. (Пословицы)

6. Отгадайте загадку. Отгадкой будет слово-омоним.

Кто с него снимает кожу,

Будет в три ручья реветь,

Без него стрела не сможет

До мишени долететь.

   (О. Емельянова)

Ответ: лук.

Вариант 2

1. На месте пропусков напишите нужные термины в опреде­ления.

1. По количеству лексических значений слова делятся на ... и ...

2. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются ...

3. Слова одной и той же части речи, одинаковые по зву­чанию и написанию, но совершенно разные по лексиче­скому значению, называются ...

Ответ:

1. По количеству лексических значений слова делятся на однозначные и многозначные.

2. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются антонимы.

3. Слова одной и той же части речи, одинаковые по зву­чанию и написанию, но совершенно разные по лексиче­скому значению, называются омонимы.

2. Прочитайте предложение. Определите и запишите лекси­ческое значение слова идёте. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово упот­реблялось бы в другом значении.

Закинув ружьё за плечо, быстро идёте вы, несмотря на усталость. (И. Тургенев)

Ответ:

Определите и запишите лекси­ческое значение слова идёте.

Двигаешься, передвигаешься, ступая ногами.

Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово упот­реблялось бы в другом значении.

Улица идет через весь город. Эти разговоры к делу не идут.

3. Выпишите словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в переносном значении.

Большой дом, большие глаза, большой начальник, боль­шая поляна.

Ответ: большой начальник

4. Подчеркните в предложениях синонимы к слову дорога.

1. Сквозь туман кремнистый путь блестит. (М. Лермон­тов) 2. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастёт народная тропа. (А. Пушкин) 3. Стезёю правды бодро следуй. (А. Пушкин)

Ответ:

1. Сквозь туман кремнистый путь блестит. (М. Лермон­тов) 2. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастёт народная тропа. (А. Пушкин) 3. Стезёю правды бодро следуй. (А. Пушкин)

5. Подчеркните антонимы в предложениях.

1. Зима без снега — лето без хлеба. 2. Ученье — свет, а неученье — тьма. 3. В чужом глазу сучок видим, а в своём и бревна не замечаем. (Пословицы)

Ответ:

1. Зима без снега — лето без хлеба. 2. Ученьесвет, а неученьетьма. 3. В чужом глазу сучок видим, а в своём и бревна не замечаем. (Пословицы)

6. Отгадайте загадку. Отгадкой будет слово-омоним.

Есть одна на голове,

А вторая по траве

Ходит, устали не зная,

А ещё одна — речная.

     (А. Хребтюгов)

Ответ: коса