Самостоятельные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова и др. - В. Н. Афанасьева 2020

Глагол
Глагол как часть речи

Вариант 1

1. Распределите глаголы на три группы: 1) глаголы 1-го спря­жения; 2) глаголы 2-го спряжения; 3) разноспрягаемые гла­голы.

Будить, заботиться, класть, лечь, ложиться, хотеть, ок­ружить, охранять, принять, просыпаться, довести, запе­реть, крикнуть, съесть.

1) ...

2) ...

3) ...

Ответ:

1) класть, лечь, принять, просыпаться, довести, охранять, запереть, крикнуть

2) будить, заботиться, ложиться, окружить

3) хотеть, съесть

2. Выпишите глаголы, определите их вид, время, лицо и число.

1) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи кочующий обоз и на холме, средь жёлтой нивы, чету белеющих берёз. (М. Лермонтов)

2) Вдруг впереди, на валежнике, показалась белка. (В. Арсеньев)

3) На чужой роток не накинешь платок. (Пословица)

Ответ:

Люблю — несов. в., н. в., 1 л., ед. ч.

Показалась — сов. в., п. в., ед. ч.

Не накинешь — сов. в., б. в., 2 л., ед. ч.

3. Поставьте правильный термин в определение.

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в ви­нительном падеже без предлога, называются ...

Ответ:

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в ви­нительном падеже без предлога, называются переходными.

4. Прочитайте предложения. Подчеркните глаголы, определи­те наклонение.

1) Любите книгу — источник знаний. (М. Горький)

2) Гляжу в озёра синие, в полях ромашки рву. (И. Шаферан)

3) Если бы рядом стояла вода,

Люди бы сбили огонь без труда. (Г. Граубин)

Ответ:

1) Любите книгу — источник знаний. (М. Горький)

2) Гляжу в озёра синие, в полях ромашки рву. (И. Шаферан)

3) Если бы рядом стояла вода,

Люди бы сбили огонь без труда. (Г. Граубин)

Любите — повелительное наклонение; гляжу, рву — изъявительное наклонение; стояла — изъявительное наклонение, бы сбили — условное наклонение.

Вариант 2

1. Распределите глаголы на три группы: 1) глаголы 1-го спря­жения; 2) глаголы 2-го спряжения; 3) разноспрягаемые гла­голы.

Прочесть, бежать, брести, колоть, доказать, шепнуть, доскакать, найти, топтать, переносить, подготовиться, под­твердить, окружать, дать.

1) …

2) …

3) …

Ответ:

1) прочесть, брести, колоть, доказать, шепнуть, доскакать, найти, топтать

2) переноситься, подтвердить, подготовиться, окружить

3) бежать, дать

2. Выпишите глаголы, определите их вид, время, лицо и число.

1) Внизу, в лощине, у пруда, щёлкнул один выстрел, другой. (Л. Толстой)

2) Там, в темноте, густо пахнет бархатцами, васильками и лежалой антоновкой. (М. Стебницкий)

3) Потом уже, на заре, в вагоне застучат отодвигаемые окна. (В. Арсеньев)

Ответ:

Щёлкнул — сов. в., пр. в., ед. ч.

Пахнет — несов. в., н. в., 3 л., ед. ч.

Застучат — сов. в., б. в., 3 л., мн. ч.

3. Поставьте правильный термин в определение.

Глаголы, которые обозначают действия, происходящие без действующего лица (предмета), называются ...

Ответ:

Глаголы, которые обозначают действия, происходящие без действующего лица (предмета), называются безличными.

4. Прочитайте предложения. Подчеркните глаголы, определи­те наклонение.

1) От учёного ума набирайся, а от мастера — сноровки. (Пословица)

2) Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой. (А. Пушкин)

3) Если бы печь не топилась в избе,

Искры бы прыгать не стали в трубе. (Г. Граубин)

Ответ:

1) От учёного ума набирайся, а от мастера — сноровки. (Пословица)

2) Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой. (А. Пушкин)

3) Если бы печь не топилась в избе,

Искры бы прыгать не стали в трубе. (Г. Граубин)

Набирайся — повелительное наклонение; пройдёт — изъявительное наклонение; не топилась — изъявительное наклонение, прыгать — условное наклонение.