Самостоятельные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова и др. - В. Н. Афанасьева 2020
Глагол
Глагол как часть речи
Вариант 1
1. Распределите глаголы на три группы: 1) глаголы 1-го спряжения; 2) глаголы 2-го спряжения; 3) разноспрягаемые глаголы.
Будить, заботиться, класть, лечь, ложиться, хотеть, окружить, охранять, принять, просыпаться, довести, запереть, крикнуть, съесть.
1) ...
2) ...
3) ...
Ответ:
1) класть, лечь, принять, просыпаться, довести, охранять, запереть, крикнуть
2) будить, заботиться, ложиться, окружить
3) хотеть, съесть
2. Выпишите глаголы, определите их вид, время, лицо и число.
1) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи кочующий обоз и на холме, средь жёлтой нивы, чету белеющих берёз. (М. Лермонтов)
2) Вдруг впереди, на валежнике, показалась белка. (В. Арсеньев)
3) На чужой роток не накинешь платок. (Пословица)
Ответ:
Люблю — несов. в., н. в., 1 л., ед. ч.
Показалась — сов. в., п. в., ед. ч.
Не накинешь — сов. в., б. в., 2 л., ед. ч.
3. Поставьте правильный термин в определение.
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются ...
Ответ:
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными.
4. Прочитайте предложения. Подчеркните глаголы, определите наклонение.
1) Любите книгу — источник знаний. (М. Горький)
2) Гляжу в озёра синие, в полях ромашки рву. (И. Шаферан)
3) Если бы рядом стояла вода,
Люди бы сбили огонь без труда. (Г. Граубин)
Ответ:
1) Любите книгу — источник знаний. (М. Горький)
2) Гляжу в озёра синие, в полях ромашки рву. (И. Шаферан)
3) Если бы рядом стояла вода,
Люди бы сбили огонь без труда. (Г. Граубин)
Любите — повелительное наклонение; гляжу, рву — изъявительное наклонение; стояла — изъявительное наклонение, бы сбили — условное наклонение.
Вариант 2
1. Распределите глаголы на три группы: 1) глаголы 1-го спряжения; 2) глаголы 2-го спряжения; 3) разноспрягаемые глаголы.
Прочесть, бежать, брести, колоть, доказать, шепнуть, доскакать, найти, топтать, переносить, подготовиться, подтвердить, окружать, дать.
1) …
2) …
3) …
Ответ:
1) прочесть, брести, колоть, доказать, шепнуть, доскакать, найти, топтать
2) переноситься, подтвердить, подготовиться, окружить
3) бежать, дать
2. Выпишите глаголы, определите их вид, время, лицо и число.
1) Внизу, в лощине, у пруда, щёлкнул один выстрел, другой. (Л. Толстой)
2) Там, в темноте, густо пахнет бархатцами, васильками и лежалой антоновкой. (М. Стебницкий)
3) Потом уже, на заре, в вагоне застучат отодвигаемые окна. (В. Арсеньев)
Ответ:
Щёлкнул — сов. в., пр. в., ед. ч.
Пахнет — несов. в., н. в., 3 л., ед. ч.
Застучат — сов. в., б. в., 3 л., мн. ч.
3. Поставьте правильный термин в определение.
Глаголы, которые обозначают действия, происходящие без действующего лица (предмета), называются ...
Ответ:
Глаголы, которые обозначают действия, происходящие без действующего лица (предмета), называются безличными.
4. Прочитайте предложения. Подчеркните глаголы, определите наклонение.
1) От учёного ума набирайся, а от мастера — сноровки. (Пословица)
2) Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой. (А. Пушкин)
3) Если бы печь не топилась в избе,
Искры бы прыгать не стали в трубе. (Г. Граубин)
Ответ:
1) От учёного ума набирайся, а от мастера — сноровки. (Пословица)
2) Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой. (А. Пушкин)
3) Если бы печь не топилась в избе,
Искры бы прыгать не стали в трубе. (Г. Граубин)
Набирайся — повелительное наклонение; пройдёт — изъявительное наклонение; не топилась — изъявительное наклонение, прыгать — условное наклонение.