Самостоятельные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова и др. - В. Н. Афанасьева 2020

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах
Фонетика, словообразование, морфология

Вариант 1

1. Прочитайте текст, вставьте, где это необходимо, пропу­щенные знаки препинания.

Четырёхлетний малыш расположился на деревянном полу среди листов бумаги. На них кривые строчки(2) нот смешались с ярко-синими кляксами. Что ты пишешь по­интересовался отец. В ответ он услышал, что это будет концерт для клавира. Клавиром называются все клавиш­ные инструменты рояль пианино и клавесин. Отец соби­рался рассмеяться но пригляделся к нотам и замолчал. Мальчик вскарабкался на невысокий но удобный стул у клавесина и заиграл(3). Его звали Вольфганг Амадей Мо­царт. Неземная музыка рождалась под детскими пальцами. Юный(1) музыкант объездил с концертами всю Европу и никто из взрослых музыкантов не мог с ним сравниться. Говорили, что чудесный ребёнок затмит известных музы­кантов, когда-либо живших на Земле. И действительно, Моцарт величайший композитор мира.

(По Л. Закошанской)

Ответ:

Четырёхлетний малыш расположился на деревянном полу среди листов бумаги. На них кривые строчки(2) нот смешались с ярко-синими кляксами. «Что ты пишешь?» — по­интересовался отец. В ответ он услышал, что это будет концерт для клави́ра. Клави́ром называются все клавиш­ные инструменты: рояль, пианино и клавесин. Отец соби­рался рассмеяться, но пригляделся к нотам и замолчал. Мальчик вскарабкался на невысокий но удобный стул у клавесина и заиграл(3). Его звали Вольфганг Амадей Мо­царт. Неземная музыка рождалась под детскими пальцами. Юный(1) музыкант объездил с концертами всю Европу, и никто из взрослых музыкантов не мог с ним сравниться. Говорили, что чудесный ребёнок затмит известных музы­кантов, когда-либо живших на Земле. И действительно, Моцарт — величайший композитор мира.

2. Выполните обозначенные в тексте цифрами языковые раз­боры:

(1) — фонетический разбор слова;

(2) — морфемный и словообразовательный разборы слова;

(3) — морфологический разбор слова

Ответ:

1) Юный — слово из 2 слогов, 1-й ударный

Ю [й´] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.

[у́] — гл., ударн.

н — [н] — согл., зв. непарн. (сонорный), тв.

ы — [ы] — гл., безуд.

й — [й´] — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. непарн.

4 б., 5 зв.

2) Строчки

Строчки от слова строка с помощью суффикса к. Способ образования суффиксальный.

Строч — корень, к — суффикс, и — окончание, основа — строчк.

3) Заиграл

Начальная форма: заиграть (инфинитив)

Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, соверш. вид

Непостоянные: изъявительное наклонение, ед. число, прошедшее время, мужской род.

3. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно яв­ляется.

С восьмого века здесь добывали соль и отправляли её по Великому шёлковому пути.

Ответ:

С(пр.) восьмого(числ.) века(сущ.) здесь(указ. местоименное наречие) добывали(гл.) соль(сущ.) и(с.) отправляли(гл.) её(м.) по(пр.) Великому(прил.) шёлковому(прил.) пути(сущ.).

Вариант 2

1. Прочитайте текст, вставьте, где это необходимо, пропу­щенные знаки препинания.

Невысокий дом стоял в сосновом(2) лесу. От сосен всё лето тянуло жаром и дом рассохся. Этот деревянный дом Чайковский любил. Но скрипучие половицы предмет не­довольства композитора. К роялю(1) легко не подойдёшь: надо через них переступить.

Со стороны это выглядело забавно. Композитор пробирался к роялю прищуривал глаза и рассматривал половицы. Иногда ему удавалось пройти так, чтобы ничего не скрипнуло. Пётр Ильич ус­мехался и ликовал Победа! Небезопасное путешествие позади а сейчас начнется что-то удивительное.

Дом запоет(3) от необычных но прекрасных звуков рояля. На дивные звуки отзовутся в старинном доме всё лестница двери и люстра, потерявшая половину хрустальных листьев. Лю­бая музыкальная тема разыгрывается этим домом как чудесная симфония.

(По К. Паустовскому)

Ответ:

Невысокий дом стоял в сосновом(2) лесу. От сосен всё лето тянуло жаром, и дом рассохся. Этот деревянный дом Чайковский любил. Но скрипучие половицы — предмет не­довольства композитора. К роялю(1) легко не подойдёшь: надо через них переступить.

Со стороны это выглядело забавно. Композитор пробирался к роялю, прищуривал глаза и рассматривал половицы. Иногда ему удавалось пройти так, чтобы ничего не скрипнуло. Пётр Ильич ус­мехался и ликовал: «Победа!» Небезопасное путешествие позади, а сейчас начнется что-то удивительное.

Дом запоёт(3) от необычных, но прекрасных звуков рояля. На дивные звуки отзовётся в старинном доме всё: лестница, двери и люстра, потерявшая половину хрустальных листьев. Лю­бая музыкальная тема разыгрывается этим домом как чудесная симфония.

2. Выполните обозначенные в тексте цифрами языковые раз­боры:

(1) — фонетический разбор слова;

(2) — морфемный и словообразовательный разборы слова;

(3) — морфологический разбор слова;

Ответ:

1) Роялю [рай´ал´у]

В слове 3 слога (ро-я-лю)

Р — [р] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый

о — [а] — гласный

я — [й´] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий

[а] — гласный

л — [л´] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий

ю — [у] — гласный.

Букв 5, звуков 6.

2) Сосновом

Сосн — корень, ов — суффикс, ом — окончание. Основа слова: соснов.

Н. ф.: сосновый → сосна(сущ.) + суффикс ов → способ словообразования: суффиксальный.

3) Запоёт

Н. ф. запыть (инфинитив)

Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, сов. вид

Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, ед. число, будущее время, 3-е лицо.

Может относиться к разным членам предложения.

3. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно яв­ляется.

Многочисленные ручьи впадают в это озеро и приносят сто тонн солей.

Ответ:

Многочисленные(прил.) ручьи(сущ.) впадают(гл.) в(пр.) это(указ. местоимение) озеро(сущ.) и(с.) приносят(гл.) сто(ч.) тонн(сущ.) солей(сущ.).