Самостоятельные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова и др. - В. Н. Афанасьева 2020

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах
Орфография, синтаксис и пунктуация

Вариант 1

1. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Сжав ниву, мать соб_рала первый пуч_к колос_ев. Брала туда всё рож_ пшеницу овёс. Делала цв_ток перевяз_вала его красн_ лентой и ставила в углу. Этот цв_ток у нас назывался «коляда» и должен был ст_ять до Рождества. А потом з_рно мяли и се_ли с новым п_севом. Это озн_чало бе_смертие непр_рывность ж_зни в пр_роде.

Работа во время жатвы сопров_ждалась песнями. В этих песнях просл_вляли ниву в_личали х_зяев и жнец_в.

(По Л. Иванниковой)

Ответ:

Сжав ниву, мать собирала первый пучок колосьев. Брала туда всё: рожь, пшеницу, овёс. Делала цветок, перевязывала его красной лентой и ставила в углу. Этот цветок у нас назывался «коляда» и должен был стоять до Рождества. А потом зерно мяли и сеяли с новым посевом. Это означало бессмертие, непрерывность жизни в природе.

Работа во время жатвы сопровождалась песнями. В этих песнях прославляли ниву, величали хозяев и жнецов.

2. Выполните синтаксический разбор выделенного предложе­ния.

Ответ:

В этих(опр.) песнях(об. места) прославляли(сказ.) ниву(доп.), величали(сказ.) хозяев(доп.) и жнецов(доп.). (повест., невоскл., простое, распр., осл. однор. сказ. и доп.)

Вариант 2

1. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Р_дной дом р_дное гн_здо — так в н_роде называют отчий дом как особе_ое место для человека а тем более для р_бёнка. Велик_ педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал Т_жело выр_зить сл_вами то осо­бе_ое, светлое что(то), что р_ждается в нашей душ_, когда мы всп_минаем т_пло р_дного семейн_ гн_зда.

До глубок_ стар_сти остают_ся у нас какие(то) с_рдечные связи с тем родом, из к_торого мы вышли.

(По Л. Гавриленко)

Ответ:

Родной дом, родное гнездо — так в народе называют отчий дом, как особенное место для человека, а тем более для ребёнка. Великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Тяжело выразить словами то осо­бенное, светлое что-то, что рождается в нашей душе, когда мы вспоминаем тепло родного семейного гнезда.»

До глубокой старости остаются у нас какие-то сердечные связи с тем родом, из которого мы вышли.

2. Выполните синтаксический разбор выделенного предложе­ния.

Берёзки защищали маленькие ёлочки от мороза и солн­ца. (М. Пришвин)

Ответ:

Берёзки(подлеж.) защищали(сказ.) маленькие(опр.) ёлочки(доп.) от мороза(доп.) и солн­ца(доп.). (повест., невоскл., простое, распр, осл. однор. доп.)

Вариант 3

1. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

Летн_ утро подн_мает_ся с п_стели.

Над р_кой ещё ра_ст_лает_ся туман. Скоро он проп_дает в пр_зрачном воздухе и осв_божда_т сизую крону дре­муч_ тополя потом в_рхушки черёмухи. Пора отправлят_ся за гр_бами. Я заметил, что чаще всего гр_бы поп_даются возле б_рёз. Берё_ка друж_т с гр_бами. Под её п_кровом р_стёт всем извес_ный по_берёзовик.

Подосиновик гри_ яркий, стройный. Он не выл_зает вдруг на д_роге или тропке. Ж_вёт он в высоком осин­ник_ и не прячет_ся. Издали зам_чаеш_ его ярк_ шля_ку. Срезаеш_ гри_ а рядом вид_шь ещё штук пять. И разом гр_бы к_нчают_ся но у вас уже полная к_рзинка. Можно соб_рат_ся д_мой.

(По Г. Скребицкому)

Ответ:

Летнее утро поднимается с постели. Над рекой ещё расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дре­мучего тополя, потом верхушки черёмухи. Пора отправляться за грибами. Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берёз. Берёзка дружит с грибами. Под её покровом растёт всем известный подберёзовик.

Подосиновик — гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живёт он в высоком осин­нике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь ещё штук пять. И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.

2. Выполните синтаксический разбор выделенного предложе­ния.

Под её покровом растёт всем известный подберёзовик.

Ответ:

Под её покровом(обст. места) растёт(ск.) всем(доп.) известный(опр.) подберёзовик(п.). (повест., невоскл., простое, распр., не осл.)

Вариант 4

1. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

Тихо с_жу под ёлкой на сер_дине л_сной п_ляны. Шел_ст пад_ющих лист_ев буд_т спящих под д_рев_ями зайцев они вст_ют и уход_т куда-то из леса.

Вот один такой вышел из густ_ ёлок и ост_новился, увидев б_льшую п_лянку. Слуша_т заяц, встал на зад­ние ла _ки огл_делся: везде шел_ст, куда идти?

(Не) п_смел идти прямо через п_ляну а п_шёл вокру_ всей п_ляны, от берё_к_ к берё_к_.

Можно, коне(ч,ш)но, и труслив_ зайцу н_брат_ся храбр_сти и (не) огляд_ват_ся но тогда как (бы) ему (не) попасть в настоящ_ беду: под шум лист_ев (за) ним л_сица крадёт_ся; (не) оглянет_ся храбрый заяц на шел_ст, а тут тебя под шумок и схват_т рыж_ ку­мушка.

(По М. Пришвину)

Ответ:

Тихо сижу под ёлкой на середине лесной поляны. Шелест падающих листьев будит спящих под деревьями зайцев, они встают и уходят куда-то из леса.

Вот один такой вышел из густых ёлок и остановился, увидев большую полянку. Слушает заяц, встал на зад­ние лапки, огляделся: везде шелест, куда идти?

Не посмел идти прямо через поляну, а пошёл вокруг всей поляны, от берёзки к берёзке.

Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тогда как бы ему не попасть в настоящую беду: под шум листьев за ним лисица крадётся; не оглянется храбрый заяц на шелест, а тут тебя под шумок и схватит рыжая ку­мушка.

2. Выполните синтаксический разбор выделенного предложе­ния.

Тихо сижу под ёлкой на середине лесной поляны.

Ответ:

Тихо (обст. обр. действ.) сижу(ск.) под ёлкой(обст. места) на середине(обст. места) лесной(опр.) поляны(доп.). (повест., невоскл., простое, распр.)

Вариант 5

1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необ­ходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Весе(н,нн)ий вечер. Солнце скл_нилось к г_ризонту и окрасило пейзаж в уд_вительные цвета. (Полу)прозрачные т_годнюю тр_ву на (дымчато)розовые обл_ка. Вот это в сочетании с (тёмно)синими тонами реки и вечерним (тёмно)голубым небом создаёт общее впеч_тление пр_буждающейся пр_роды.

Б_рёзы и ветлы бросают (на)землю дли(н,нн)ые тени. Они пока ещё (без)листьев но уже чувствует(?)ся дыхание весны. Под сол_цем почки с каждым днём наливают(?)ся всё полнее и начинают лопат(?)ся. (Сиренево)к_ричневый цвет берё(з,с) живописно сосе(д,т)ствует с (тёмно)зелё(н,нн)ой хвоей м_лодой ел_.

(По Н. Краснову)

Ответ:

Весенний вечер. Солнце склонилось к горизонту и окрасило пейзаж в удивительные цвета. Полупрозрачные теплые тона легли на ветки деревьев, на желтоватую прошлогоднюю траву, на дымчато-розовые облака. Вот это в сочетании с тёмно-синими тонами реки и вечерним тёмно-голубым небом создаёт общее впечатление пробуждающейся природы.

Берёзы и ветлы бросают на землю длинные тени. Они пока ещё без листьев, но уже чувствуется дыхание весны. Под солнцем почки с каждым днём наливаются

всё полнее и начинают лопаться. Сиренево-коричневый цвет берёз живописно соседствует с тёмно-зелёной хвоей молодой ели.

2. Выполните синтаксический разбор выделенного предложе­ния.

Солнце склонилось к горизонту и окрасило пейзаж в удивительные цвета.

Ответ:

Солнце(п.) склонилось(ск.) к горизонту(обст. места) и окрасило(ск.) пейзаж(доп.) в удивительные(опр.) цвета(доп.). (повест., невоскл., простое, распр., осл. однор. сказ.)

Вариант 6

1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необ­ходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Каждый год в_звращают(?)ся журавли из далёк_ тёпл_ стран на родное б_лото. (Над)морями и ш_рокой степ(ь,ъ)ю (над) светлыми реками и синими л_сами л_тят на свою родину в_сной журавли.

Высок_ камыш_м и сухой осокой зар_со большое б_лото. В самых (не)доступных местах устра_вают гнёзда журавли. Сп_койно им жить в непр_ступном б_лоте. (Не)пройдёт по б_лоту волк (не) проберёт(?)ся лисица, (не)подкрадёт(?)ся ост_рожная рыс_. Водят в_сной жу­равли весёлые хор_воды. Соберут(?)ся в кружок на

б_лоте, машут крыл(ь,ъ)ями. (По) всему лесу разносят(?)ся их шумные г_лоса: «Курлы! Курлы!»

(По И. Соколову-Микитову)

Ответ:

Каждый год возвращаются журавли из далёких тёплых стран на родное болото. Над морями и широкой степью, над светлыми реками и синими лесами летят на свою родину весной журавли.

Высоким камышом и сухой осокой заросло большое болото. В самых недоступных местах устраивают гнёзда журавли. Спокойно им жить в неприступном болоте.

Не пройдёт по болоту волк, не проберётся лисица, не подкрадётся осторожная рысь. Водят весной жу­равли весёлые хороводы. Соберутся в кружок на болоте, машут крыльями. По всему лесу разносятся их шумные голоса: «Курлы! Курлы!»

2. Выполните синтаксический разбор выделенного предложе­ния.

Высоким камышом и сухой осокой заросло большое болото.

Ответ:

Высоким(опр.) камышом(доп.) и сухой(опр.) осокой(доп.) заросло(ск.) большое(опр.) болото(п.). (повест., невоскл., простое, распр., осл. однор. доп.)