Самостоятельные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова и др. - В. Н. Афанасьева 2020
Фразеология. Культура речи
Значение и происхождение фразеологизмов
Вариант 1
1. Разделите фразеологизмы на три группы в зависимости от значения: 1) со значением бездельничать, 2) со значением обманывать, 3) со значением быстро.
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, вводить в заблуждение, во все лопатки, лодыря корчить, водить за нос, во весь дух, собак гонять.
1) ...
2) ...
3) ...
Ответ:
1) со значением бездельничать: сидеть сложа руки, лодыря корчить, собак гонять;
2) со значением обманывать: втирать очки, вводить в заблуждение, водить за нос;
3) со значением быстро: сломя голову, во все лопатки, во весь дух.
2. Подберите к данным фразеологизмам фразеологические синонимы.
Бередить старые раны — ...
Бить баклуши — ...
Вагон и маленькая тележка — ...
Намылить шею — ...
Для справок: куры не клюют, снять стружку, сыпать соль на раны, валять дурака.
Ответ:
Бередить старые раны — сыпать соль на раны
Бить баклуши — валять дурака
Вагон и маленькая тележка — куры не клюют
Намылить шею — снять стружку.
3. Соотнесите слова левого и правого столбиков.
хитёр как |
уж |
труслив как |
волк |
голоден как |
лиса |
здоров как |
заяц |
изворотлив как |
бык |
Ответ:
хитёр как |
лиса |
труслив как |
заяц |
голоден как |
волк |
здоров как |
бык |
изворотлив как |
уж |
4. Соотнесите фразеологизм, заимствованный из древнегреческих мифов, с его значением.
разрубить гордиев узел |
быть преданным забвению |
кануть в Лету |
решить сложную задачу |
перейти Рубикон |
принять решение |
Ответ:
разрубить гордиев узел |
решить сложную задачу |
кануть в Лету |
быть преданным забвению |
перейти Рубикон |
принять решение |
5. Продолжите фразы, подчеркните получившиеся фразеологизмы.
Делать нечего Илюше — ...
Целый день он бьёт ...
Не рисует, не читает,
Просто время ...
Пропадает ... лето:
Нет на даче Интернета.
(И. Агеева)
Ответ:
Делать нечего Илюше —
Целый день он бьёт баклуши.
Не рисует, не читает,
Просто время убивает.
Пропадает даром лето —
Нет на даче Интернета.
(И. Агеева)
Вариант 2
1. Разделите фразеологизмы на три группы в зависимости от значения: 1) со значением наказывать, 2) со значением медленно, 3) со значением много.
Хоть пруд пруди, черепашьим шагом, намылить голову, вагон и маленькая тележка, в час по чайной ложке, прописать ижицу, как сонная муха, дать нагоняй, непочатый край.
1) ...
2) ...
3) ...
Ответ:
1) со значением наказывать: намылить голову, прописать ижицу, дать нагоняй
2) со значением медленно: черепашьим шагом, в час по чайной ложке, как сонная муха
3) со значением много: хоть пруд пруди, вагон и маленькая тележка, непочатый край.
2. Подберите к данным фразеологизмам фразеологические антонимы.
Кот наплакал — ...
Как кошка с собакой — ...
За словом в карман не полезет — ...
От горшка два вершка — ...
Для справок: водой не разольёшь, воды в рот набрал, верста коломенская, куры не клюют.
Ответ:
Кот наплакал — куры не клюют
Как кошка с собакой — водой не разольёшь
За словом в карман не полезет — воды в рот набрал
От горшка два вершка — верста коломенская.
3. Соотнесите слова левого и правого столбиков.
надут как |
рыба |
нем как |
свинья |
грязный как |
осёл |
упрям как |
сорока |
болтлив как |
индюк |
Ответ:
надут как |
индюк |
нем как |
рыба |
грязный как |
свинья |
упрям как |
осёл |
болтлив как |
сорока |
4. Соотнесите фразеологизм, заимствованный из древнегреческих мифов, с его значением.
прокрустово ложе |
крайне запущенное помещение |
ахиллесова пята |
мерка, под которую насильственно подгоняется что-нибудь |
авгиевы конюшни |
уязвимое место |
Ответ:
прокрустово ложе |
мерка, под которую насильственно подгоняется что-нибудь |
ахиллесова пята |
уязвимое место |
авгиевы конюшни |
крайне запущенное помещение |
5. Продолжите фразы, подчеркните получившиеся фразеологизмы.
Наша Таня очень ловко
Из мальчишек вьёт ...
Лишь мигнёт — пацан любой
Прыгнет в омут ...
(И. Агеева)
Ответ:
Наша Таня очень ловко
Из мальчишек вьёт верёвки.
Лишь мигнёт — пацан любой
Прыгнет в омут с головой.
(И. Агеева)