Самостоятельные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова и др. - В. Н. Афанасьева 2020
Словообразование. Орфография. Культура речи
Морфемика и словообразование
Вариант 1
1. Закончите предложения.
Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово, называется ...
Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов, называется ...
Словообразовательные цепочки, имеющие одно и то же исходное слово, составляют ...
Ответ:
Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово, называется морфемика.
Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов, называется корень.
Словообразовательные цепочки, имеющие одно и то же исходное слово, составляют словообразовательное гнездо.
2. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов.
школьный ...
подводник ...
газопровод ...
привинтить ...
Ответ:
Школьный: школь/н/ый
Школь — корень, н — суффикс, ый — окончание, школьн — основа слова
Способ словообразования: суффиксальный
Подводник: под/вод/ник
Под — приставка, вод — корень, ник — суффикс, нулевое окончание, подводник — основа слова.
Способ словообразования: приставочно-суффиксальный
Газопровод: газ/о/про/вод
Про — приставка, газ, вод — корни, о — соединительная гласная, нулевое окончание, газопровод — основа слова.
Газ + провод — газопровод (способ сложения основ)
Привинтить: при/винт/и/ть
При — приставка, винт — корень, и — суффикс, ть — окончание, привинти — основа слова.
Способ словообразования: приставочный.
3. Восстановите словообразовательные цепочки.
1) Горох, горошинка, горошина
2) Рассматривать, смотреть, рассмотреть
3) Приятный, пренеприятный, неприятный, пренеприятно
Ответ:
1) Горох → горошина → горошинка
2) Смотреть → рассмотреть → рассматривать
3) Приятный → неприятный → пренеприятный → пренеприятно
4. Постройте словообразовательное гнездо с исходным словом боль.
Ответ:
Боль → болезнь → болеть → болезненный
Вариант 2
1. Закончите предложения.
Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова, называется ...
Часть изменяемого слова без окончания или всё неизменяемое слово называется ...
При последовательном образовании слов друг от друга создаётся ...
Ответ:
Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова, называется словообразование.
Часть изменяемого слова без окончания или всё неизменяемое слово называется основой.
При последовательном образовании слов друг от друга создаётся цепочка однокоренных слов.
2. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов.
туманный ...
пришкольный ...
пристроить ...
нефтепровод ...
Ответ:
Туманный: туман/н/ый
Туман — корень, н — суффикс, ый — окончание, туманн — основа слова.
Способ словообразования: суффиксальный.
Пришкольный: при/школь/н/ый
При — приставка, школь — корень, н — суффикс, ый — окончание, пришкольн — основа слова.
Способ словообразования: префиксально-суффиксальный.
Пристроить: при/стро/и/ть
При — приставка, строи — корень, ть — постфикс, пристрои — основа слова.
Способ словообразования: префиксально-постфиксальный
Нефтепровод: нефт/е/про/вод
Про — приставка, нефт, вод — корни, е — соедин. гласная, нулевое окончание, нефтепровод — основа слова.
Способ словообразования: префиксальный (приставочный)
3. Восстановите словообразовательные цепочки.
1) Беленький, пребеленький, белый
2) Рыбак, рыба, рыбацкий
3) Жилище, жить, жилищный
Ответ:
1) Белый → беленький → пребеленький
2) Рыба → рыбак → рыбацкий
3) Жить → жилище → жилищный.
4. Постройте словообразовательное гнездо с исходным словом шум.
Ответ:
Шум — шумный — шуметь — пошумели.