Самостоятельные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова и др. - В. Н. Афанасьева 2020

Словообразование. Орфография. Культура речи
Морфемика и словообразование

Вариант 1

1. Закончите предложения.

Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово, называется ...

Главная значимая часть слова, в которой заключено об­щее значение всех однокоренных слов, называется ...

Словообразовательные цепочки, имеющие одно и то же исходное слово, составляют ...

Ответ:

Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово, называется морфемика.

Главная значимая часть слова, в которой заключено об­щее значение всех однокоренных слов, называется корень.

Словообразовательные цепочки, имеющие одно и то же исходное слово, составляют словообразовательное гнездо.

2. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов.

школьный ...

подводник ...

газопровод ...

привинтить ...

Ответ:

Школьный: школь/н/ый

Школь — корень, н — суффикс, ый — окончание, школьн — основа слова

Способ словообразования: суффиксальный

Подводник: под/вод/ник

Под — приставка, вод — корень, ник — суффикс, нулевое окончание, подводник — основа слова.

Способ словообразования: приставочно-суффиксальный

Газопровод: газ/о/про/вод

Про — приставка, газ, вод — корни, о — соединительная гласная, нулевое окончание, газопровод — основа слова.

Газ + провод — газопровод (способ сложения основ)
Привинтить: при/винт/и/ть

При — приставка, винт — корень, и — суффикс, ть — окончание, привинти — основа слова.

Способ словообразования: приставочный.

3. Восстановите словообразовательные цепочки.

1) Горох, горошинка, горошина

2) Рассматривать, смотреть, рассмотреть

3) Приятный, пренеприятный, неприятный, пренеприятно

Ответ:

1) Горох → горошина → горошинка

2) Смотреть → рассмотреть → рассматривать

3) Приятный → неприятный → пренеприятный → пренеприятно

4. Постройте словообразовательное гнездо с исходным сло­вом боль.

Ответ:

Боль → болезнь → болеть → болезненный

Вариант 2

1. Закончите предложения.

Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова, называется ...

Часть изменяемого слова без окончания или всё неизме­няемое слово называется ...

При последовательном образовании слов друг от друга создаётся ...

Ответ:

Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова, называется словообразование.

Часть изменяемого слова без окончания или всё неизме­няемое слово называется основой.

При последовательном образовании слов друг от друга создаётся цепочка однокоренных слов.

2. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов.

туманный ...

пришкольный ...

пристроить ...

нефтепровод ...

Ответ:

Туманный: туман/н/ый

Туман — корень, н — суффикс, ый — окончание, туманн — основа слова.

Способ словообразования: суффиксальный.

Пришкольный: при/школь/н/ый

При — приставка, школь — корень, н — суффикс, ый — окончание, пришкольн — основа слова.

Способ словообразования: префиксально-суффиксальный.
Пристроить: при/стро/и/ть

При — приставка, строи — корень, ть — постфикс, пристрои — основа слова.

Способ словообразования: префиксально-постфиксальный
Нефтепровод: нефт/е/про/вод

Про — приставка, нефт, вод — корни, е — соедин. гласная, нулевое окончание, нефтепровод — основа слова.

Способ словообразования: префиксальный (приставочный)

3. Восстановите словообразовательные цепочки.

1) Беленький, пребеленький, белый

2) Рыбак, рыба, рыбацкий

3) Жилище, жить, жилищный

Ответ:

1) Белый → беленький → пребеленький

2) Рыба → рыбак → рыбацкий

3) Жить → жилище → жилищный.

4. Постройте словообразовательное гнездо с исходным сло­вом шум.

Ответ:

Шум — шумный — шуметь — пошумели.