Тесты без выбора ответа по русскому языку 6 класс - Е. П. Черногрудова 2020

Часть 1
Лексикология и фразеология. Культура речи
Тест 9. Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления. Профессионализмы. Диалектизмы. Жаргонизмы

Вариант 1

(1) — Прошедший раз слухали мы вас, как вы нам золотые горы сулили, и диву давались: уж дюже ваши посулы чижолые! (2) Вы говорили, что, мол, союзники нам — на случай восстания — в один момент оружию примчат и всю военную справу. (3) Наше, мол, дело только постреливать... А посля раздумались мы, и что же оно получается? (4) Оружию-то они привезут, это добро дешёвое, но... они и сами на нашу землю слезут?.. (5) Как бы тоже не пришлось их железякой с русской землицы спихивать. (6) Они чёрт-те по-каковски гутарют..., а середь зимы снегу не выпросишь, а попадёшься им, так уж милости не жди. (7) Я побывал в двадцатом году за границей... и не чаял оттедова ноги притянуть! (8) И много нациев я перевидал, а скажу, что, окромя русского народа, нету желанней, сердцем мягше. (9) В Константинополе и в Афинах работал в портах, на англичан, французов насмотрелся... (10) Нежные они на русский кулак, ... квёлые. (11) Нет, мы тут с своей властью сами помиримся, а сор из куреня нечего таскать...

(По М. А. Шолохову «Поднятая целина»)

1. Из предложения 1 выпишите слова, имеющие в тексте диалектное произношение.

Ответ: слухали, чижолые

2. С помощью словаря определите значение диалектного слова «справа» (предложение 2).

Ответ: справа — вещи, необходимые для жизни, хозяйства, промысла и т. п.; снаряжение.

3. Замените выделенные в тексте диалектные слова литературными и запишите их.

Ответ: оружие, после, среди, оттуда, наций, кроме, мягче

4. Из предложений 5 — 7 выпишите диалектный вариант нейтрального общеупотребительного слова «разговаривают».

Ответ: гутарют

5. Слово «квёлые» (предложение 10) замените нейтральным, общеупотребительным синонимом.

Ответ: слабые

6. Охарактеризуйте слово «добро» (предложение 4) с точки зрения количества его значений, определите его значение в тексте, подобрав синоним.

Ответ: многозначное слово; «вещи, имущество, скарб»

7. Профессионализмом какой группы людей можно считать слово «железяка» (предложение 5), определите его значение, реализуемое в тексте.

Ответ: профессионализм военных; «оружие»

8. Приведите примеры диалектных слов, которые употребляются в вашей местности. Обсудите это задание с родителями и другими старшими родственниками.

Вариант 2

(1) Шесть склянок. (2) Отданы швартовы. (3) Опытный лоцман ведёт судно через фарватер. (4) На палубе боцман, шкипер, часть команды. (5) Корабль идёт левым галсом. (6) Впереди тысяча миль опасного пути.

(7) Вскоре всё стройно засуетилось на фрегате, до тех пор неподвижном. (8) Все четыреста человек экипажа столпились на палубе, раздались командные слова, многие матросы поползли вверх по вантам, как мухи облепили реи, и судно окрылилось парусами. (9) Но ветер был не совсем попутный, и мы стали бороться с поднявшимся бурным или, как говорят моряки, «свежим» ветром... (10) Мы у порога в океан. (11) Когда услышите вой ветра с запада, помните, что это только слабое эхо того зефира, который треплет нас, а задует с востока от вас, пошлите мне поклон — дойдёт. (12) Но уж пристал к борту бот, на который ссаживают лоцмана. (13) Спешу запечатать письмо...

(14) «Смотрите, смотрите!» — сказал Александр Александрович мне, указывая на море. (15) «Что такое?» — спросил я, глядя во все стороны. (16) «Неужели не видите? (17) Да вот, смотрите: не дальше кабельтова от нас». (18) Смотрю: то там, то сям брызнет из воды тонкой струёй фонтанчик и пропадёт. (19) Потом опять. (20) «Не может быть, чтоб здесь были киты!» — сказал я. (21) «Не настоящие киты, а мелочь из их породы», — заметил дед...

(22) Я целое утро не сходил с юта. (23) Мне хотелось познакомиться с океаном... (24) Теперь я жадно вглядывался в его физиономию, как вглядываются в человека, которого знали по портрету. (25) Мне хотелось поверить портрет с подлинными чертами лежавшего предо мной великана, во власть которого я отдавался на долгое время.

(По И. А. Гончарову «Фрегат “Паллада”»)

1. К какой области человеческих знаний принадлежат профессиональные слова, использованные в данном тексте?

Ответ: морское дело

2. Из предложения 5 выпишите: а) общеупотребительные слова; б) общеупотребительное слово, использованное в переносном профессиональном значении; в) профессионализм.

Ответ: а) корабль, левым; б) идёт; в) галсом

3. Из предложений 17 — 23 выпишите профессионализмы, по словарю уточните их значения и запишите их.

Ответ: кабельтов — мера длины, служащая для измерения в море сравнительно небольших расстояний; длина его равна 0,1 морской мили, или 608 фут.; ют — кормовая надстройка судна или кормовая часть верхней палубы.

4. Из предложений 11 — 12 выпишите слово, имеющее следующее значение: «В эпоху парового флота это парусное, парусно-гребное или моторное судно водоизмещением до 15 т, предназначенное для грузоперевозок или других целей».

Ответ: бот

5. Поясните значение выделенного слова (предложение 25) с помощью синонима.

Ответ: сравнить

6. Какое из предложений 1 — 6 передаёт временное значение с помощью профессионального выражения? Запишите номер этого предложения.

Ответ: 1

7. Из предложений 16 — 18 выпишите выражение, передающее информацию о расстоянии, поясните его значение с помощью общеупотребительных слов.

Ответ: «не дальше кабельтова» — на расстоянии, примерно равном 190 м.

8. В каком значении употреблено слово «зефир» (предложение 11)?

 Ответ: западный ветер