Тесты без выбора ответа по русскому языку 6 класс - Е. П. Черногрудова 2020

Часть 1
Словообразование. Орфография. Культура речи
Тест 16. Буквы Ы и И после приставок. Гласные в приставках пре- и при-

Вариант 1

(1) Тихо. (2) Вдруг слышу хриплое рычание. (3) В валежнике на мгновение мелькнуло что-то мохнатое, раздался выстрел. (4) Содрогнувшись, далёким эхом откликнулся лес. (5) Я выпалил

вдогонку медведю, и снова страшный рёв, смешанный с яростным лаем, всколыхнул утреннюю тишину. (6) Вижу: убегает от нас зверь, подкидывая кургузый зад. (7) Он глубоко проваливается в снег, а Пыж, длинноухий пёс, преследуя, мечется около него по насту, точно по гладкой дороге. (8) Медведь уходит. (9) Савелий помчался наперерез. (10) Забыв об опасности, он с близкого расстояния метнул в него рогатину...

(11) Рявкнув, медведь замер, ощетинив тёмно-бурую шерсть и дико озираясь. (12) И вдруг, точно поняв, кто главный враг его, стремительно понёсся на Савелия. (13) Охотник спрыгнул с лыж и ждал, крепко держа рогатину. (14) Медведь быстро приближался, мотая головою, исступлённо рычал, потрясая лес. (15) Остался ещё один прыжок, но он поднялся на дыбы, огромный, страшный в гневе. (16) Тяжёлые передние лапы судорожно тянулись к охотнику, готовые схватить его. (17) И ещё оглушительнее, вызывая грохочущее эхо, покатился по дремучему лесу рёв, полный яростной злобы и предсмертной тоски. (18) Медведь наступал на задних лапах; охотник, согнувшись, твёрдо стоял на месте, выжидая удобного момента для удара, — оба чёрные, лохматые, похожие друг на друга. (19) А когда в грудь медведя вонзилась острая рогатина, он сильным ударом лапы сломал её и, обрушившись своим телом на упавшего охотника, начал беспощадно рвать его зубами и когтями, переворачивая человеческое тело, точно игрушку. (20) Пыж, заступаясь за хозяина, с яростью набрасывался на зверя. (21) Казалось, все трое обезумели, издавая крик, лай, рычание. (22) Быстро зарядив ружьё, я прицелился в голову медведя, грянул выстрел. (23) Когда дым рассеялся, медведь был уже мёртв. (24) Савелий лежал на снегу, привалившись головой к ещё тёплой спине медведя, бормотал, блуждая глазами: «Небо-то какое красное... в кругах». (25) Пыж, задыхаясь от усталости, лизал ему лицо и руки.

(По А. Новикову-Прибою)

1. Из предложений 5, 8 — 10 выпишите слово(-а) с двумя приставками.

Ответ: вдогонку, наперерез

2. Из предложений 7 — 9 выпишите слово с приставкой, по значению совпадающей с приставкой пере-.

Ответ: преследуя

3. Выпишите выделенное слово (предложение 17) и подчеркните в нём приставку.

Ответ: предсмертную

4. Из предложений 12 — 15 выпишите глагол, в котором есть приставка со значением приближения.

Ответ: приближался

5. Из предложения 22 выпишите сказуемое, имеющее приставку. Объясните её правописание.

 Ответ: прицелился: значение приставки — действие, доведённое до результата

6. Из предложений 22 — 25 выпишите слово с той же приставкой, но имеющей другое значение.

Ответ: привалившись: значение приставки — приближение

7. В какой(-их) строке(-ах) во всех словах пропущена одна и та же буква? Запишите эти слова, вставляя пропущенные буквы.

1) пр_соединить, пр_колоть, пр_говор

2) пр_вычка, пр_взойти, пр_нять

3) пр_града, пр_красный, пр_пятствие

4) пр_мыкать, пр_думать, пр_вращать

Ответ: 1) присоединить, приколоть, приговор; 3) преграда, прекрасный, препятствие

8. В какой(-их) строке(-ах) во всех словах пропущена одна и та же буква? Запишите эти слова, вставляя пропущенные буквы.

1) мед_нститут, пред_стория, меж_нститутский

2) дез_нфекция, вз_мая, за_скивать

3) без_мянный, под_тожить, небез_нтересный

4) дез_нформация, контр_гра, супер_нтендант

Ответ: 2) дезинфекция, взимая, заискивать; 3) безымянный, подытожить, небезынтересный; 4) дезинформация, контригра, суперинтендант

Вариант 2

(1) Портреты Крамского отличаются глубиной раскрытия не только характера модели, но и её очарования. (2) Жажда прекрасного, способность очаровываться внешней гармонией, совершенством была в художнике так же сильна, как преклонение перед силой человеческого духа, перед мужеством и стойкостью характера.

(3) Сравнивая этюд к «Неизвестной» с картиной, мы видим в его основе тот же сюжет, ту же композицию и ту же модель. (4) Беспристрастно раскрывая характер портретируемой, Крамской не наделяет её красотой, обаянием; женщина и чопорна, и надменна, губы презрительно сжаты, глаза высокомерно прищурены. (5) Лицо чуть одутловатое.

(6) В картине возникает совсем другой образ. (7) Голова гордо поднята, с лёгким, как бы снисходительным поклоном повёрнута направо. (8) Это придаёт женщине грациозность и изящество вместо сдержанной чопорности. (9) Все черты лица тоньше, изящней, изменилось выражение больших блестящих глаз, густо опушённых ресницами. (10) Эстетическое наслаждение доставляет виртуозная передача нежной женской руки, затянутой в перчатку, бархата шубки, плотно облегающей фигурку, страусиного пера, колышущегося на ветру. (11) Крамской тонко чувствует красоту всего этого, но искусное изображение аксессуаров не отвлекает внимания художника от внутреннего смысла образа. (12) Эта красивая, но малопривлекательная женщина холодна и надменна. (13) Она сдержанна, замкнута, но её властный характер легко разгадать и в манере держаться, и в бесстрастном взгляде глаз. (14) Внешняя красота, изысканность женщины не скрыли её человеческой холодности. (15) В этом портрете Крамской воплотил тип женщины, в котором красота, лишённая душевного обаяния, составляет главную черту характера. (16) Образ «Неизвестной», сочетающий в себе красивость и душевную пустоту, — столь интересный, что невольно становится своеобразной загадкой, скрывающей истинный замысел художника.

(По Г. Исаеву)

1. Из предложения 2 выпишите слова с приставкой пре-, поясните правописание этих морфем.

Ответ: прекрасное, преклонение: значение приставок близко к значению слова «очень»

2. Из предложений 4 — 8 выпишите слово(-а) с пристав- койками), имеющей(-ими) значение неполноты действия или признака. Выделите графически эти приставки.

Ответ: прищурены

3. Из предложения 8 выпишите все слова с приставками, выделив последние.

Ответ: под-нята, с-нис-ходительным, по-клоном, по-вёрнута, на-право

4. Из предложений 12 — 14 выпишите слово, соответствующее правилу: «После русских приставок, оканчивающихся на согласную (кроме Ж и X), в корнях пишется не И, а Ы в соответствии с произношением».

Ответ: изысканность

5. Из предложений 12 — 13 выпишите сложное прилагательное, поясните значение содержащейся в нём приставки.

Ответ: малопривлекательная (значение приближения)

6. Выпишите выделенные слова (предложение 15). Подчеркните в них приставки и корни, определите, от каких слов они образованы.

Ответ: воплотил — плоть, обаяния — баять (говорить)

7. В какой(-их) строке(-ах) во всех словах пропущена одна и та же буква? Запишите эти слова, вставляя пропущенные буквы.

 1) пр_града, пр_казать, пр_стукнуть

 2) пр_сесть, пр_успевать, пр_градить

 3) пр_интересный, пр_увеличивать, пр_ображать

 4) пр_остановиться, пр_беречь, пр_вязать

Ответ: 3) преинтересный, преувеличивать, преображать; 4) приостановиться, приберечь, привязать

8. В какой(-их) строке(-ах) во всех словах пропущена одна и та же буква? Запишите эти слова, вставляя пропущенные буквы.

 1) пан_сламизм, сверх_нтересный, пост_мпрессионизм

 2) пред_нфарктный, из_скать, без_скусный

 3) без_сходность, роз_ск, пост_нфарктный

 4) транс_орданский, меж_нститутский, пред_дущее

Ответ: 1) панисламизм, сверхинтересный, постимпрессионизм; 2) предынфарктный, изыскать, безыскусный