Тесты без выбора ответа по русскому языку 6 класс - Е. П. Черногрудова 2020
Часть 1
Словообразование. Орфография. Культура речи
Тест 17. Соединительные О и Е в сложных словах. Сложносокращённые слова
Вариант 1
Лебединая верность
(1) Белоснежный лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в небосвод. (2) Его правое крыло безжизненно повисло. (3) Браконьер лишил птицу самого дорогого — полёта. (4) Лебедь неподвижно лежал в камышах, а его подруга, белая лебёдушка, волновалась, издавая тревожный, гортанный крик. (5) Стая уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. (6) Отстать не хотелось, но и друга не бросишь в беде. (7) Тогда она, приблизившись, стала заботливо обирать его пёрышки.
(8) На другой день я снова появился на маленьком островке. (9) Обошёл его, убедился — хищников нет. (10) «Подумал: лебедь будет отныне Лотос, а лебёдушка — Лилия».
(11) Весь месяц плавал к лебединому острову. (12) Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. (13) Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. (14) Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. (15) Я знал, что Лотосу никогда уже не летать, — крыло было перебито.
(16) Пришла осень, начался листопад. (17) Вместе с Лотосом и Лилией плавали два молодых лебедя. (18) Вскоре начался отлёт птиц. (19) В небе всю ночь слышались их прощальные голоса. (20) Лилия тревожно прислушивалась к ним. (21) Наконец юные лебеди взлетели, присоединились к стае и полетели на юг. (22) Лилия волновалась, но вскоре подплыла к Лотосу и стала ухаживать за ним. (23) Весь вид её говорил: «Пусть наши дети зимуют в тёплых краях, а нам и здесь хорошо». (24) Скоро я услышал лебединую песню. (25) Её пел красавец Лотос. (26) Но это была не прощальная песня, а гимн жизни!
(По К. Хромову)
1. Из предложений 1 — 4 выпишите то, в котором есть два сложных слова, чьи корни соединены гласной О. Подчеркните эти слова как члены предложения.
Ответ: белоснежный (определение) лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синий небосвод (обстоятельство).
2. Определите часть речи обоих этих слов. Ко второму из них подберите сложное слово-синоним с тем же первым корнем.
Ответ: небосклон
3. К выделенному слову (предложение 5) подберите другие слова, в которых также есть комплекс «полу». Сделайте вывод о том, в какой части слова содержится основное лексическое значение всех этих слов.
Ответ: полушубок, полупальто, полушалок, полугодие, полуавтомат (возможны варианты). Основное лексическое значение заключается во второй части каждого из приведённых слов.
4. Из предложений 15 — 18 выпишите сложное слово. Выделите в нём корни, подчеркните соединительную гласную.
Ответ: листопад
5. Рассказчик использовал лодку, чтобы помогать раненому лебедю. Запишите названия других судов — сложные слова с соединительной гласной. Выделите в них корни и подчеркните соединительные гласные.
Ответ: теплоход, пароход
6. Образуйте сложное слово, в котором один из корней — это корень подчёркнутого слова (предложение 13). Выделите в нём соединительную гласную.
Ответ: яйцекладущие
7. В какой строке оба слова являются сложными (не сложносокращёнными), корни которых соединены без соединительной гласной? Запишите эти слова.
1) газ_фикация, класс_фикация
2) инфр_красный, ультр_правый
3) диван_кровать, плащ_палатка
4) ант_народный, арх_важный
Ответ: 3) диван-кровать, плащ-палатка
8. В какой строке приведённые сочетания слов можно заменить сложными словами, в которых есть одинаковая соединительная гласная? Запишите эти слова, подчеркните в них соединительные гласные.
1) жучок, который ест кору; испускание лучей
2) заготовка леса; лечение грязями
3) машина, которая косит сено; предназначенный для звуковой изоляции
4) предназначенный для ловли рыбы; предназначенный для упаковки чая
Ответ: 3) сенокосилка, звукоизоляционный
Вариант 2
(1) ...Настали времена лихие. (2) В магазине появился третий совладелец. (3) Это был часовых дел мастер, занявший половину окна бронзовыми часами с фигурой Психеи, но без минутной стрелки. (4) И напротив бедного галантерейщика сидел, кроме постылого карандашника, ещё и часовщик с воткнутой в глаз чёрной лупой.
(5) Ещё дважды посетило галантерейщика горе-злосчастье. (6) В магазин дополнительно въехали водопроводный мастер, который тотчас же зажёг какой-то паяльный примус, и совсем уже странный купец, решивший, что именно в 1930 году от Рождества Христова население Черноморска набросится на его товар — крахмальные воротнички.
(7) И тогда-то гордая, спокойная вывеска галантерейщика приобрела мерзкий вид.
(8) ТОРГОВЛЯ Галантерейными Товарами Галантпром В. КУЛЬТУРТРИГЕР ПОЧИНКА Разных часов Б. Павел Буре ГЛАЗИУС-ШЕНКЕР КАНЦБУМ Всё для Художника и совслужащего ЛЕВ СОКОЛОВСКИЙ РЕМОНТ Труб, раковин и унитазов М.Н. ФАНАТЮК СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Крахмальных Воротничков Из Ленинграда КАРЛ ПАВИАЙНЕН
(9) В конце концов странный комбинат частников развалился, и Карл Павиайнен уехал на извозчике во мглу, увозя свой не созвучный эпохе товар. (10) За ним канули в небытие Галантпром и Канцбум, за которыми гнались конные фининспектора. (11) Фанатюк спился, Глазиус-Шенкер ушёл в часовой коллектив «Новое время». (12) Гофрированные железные шторы со стуком упали. (13) Исчезла и занятная вывеска.
(14) Но вскоре шторы поднялись, и над ковчегом частников появилась опрятная вывеска: «Черноморское отделение Арбатовской конторы по заготовке РОГОВ И КОПЫТ».
(15) Праздный черноморец, заглянув в магазин, заметил бы, что прилавки исчезли, пол был чист, стояли конторские столы, а на стенах висели обычные учрежденские плакаты о часах приёма и вредности рукопожатий. (16) Новоявленное учрежденьице уже пересекал барьер, выставленный против посетителей, которых, однако, ещё не было. (17) У столика, на котором самовар пускал пары и тонко жаловался на свою самоварную судьбу, сидел курьер с золотым зубом и, перетирая чайные кружки, раздражённо напевал...
(По И. Ильфу и Е. Петрову)
1. Из предложений 6 — 7 выпишите сложное прилагательное, определите слово, от которого оно образовано.
Ответ: водопроводный — водопровод
2. Из предложений 4 — 5 выпишите сложное слово, включающее два синонимичных понятия. Определите, есть ли в нём соединительная гласная.
Ответ: горе-злосчастье (соединительной гласной нет)
3. Из предложений 5 — 7 выпишите сложное существительное имя собственное. Выделите в нём корни.
Ответ: Черноморск
4. Из предложений 14 — 15 выпишите сложные слова, родственные слову, являющемуся ответом на предыдущий вопрос, определите, как они образованы.
Ответ: черноморское, черноморец (сложение + суффиксальный способ)
5. Из предложения 8 выпишите сложносокращённые слова.
Ответ: галантпром, культуртригер, канцбум, совслужащий
6. Из предложений 15 — 16 выпишите сложные прилагательные, выделите в них корни, подчеркните соединительную гласную.
Ответ: новоявленное, самоварную
7. В каких строках во всех словах пропущена одна и та же буква? Запишите эти слова, вставляя соединительные гласные.
1) басн_писец, власт_любие, вод_напорный
2) жизн_описание, каш_вар, камн_дробилка
3) дальн_восточный, дальн_видный, камен_ тёс
4) кон_водство, кон_крад, кров_носный
5) овц_водство, песн_творчество, растени_водство
Ответ: 1) баснописец, властолюбие, водонапорный; 2) жизнеописание, кашевар, камнедробилка; 5) овцеводство, песнетворчество, растениеводство
8. В какой строке все приведённые сочетания слов можно заменить сложными словами, в которых используется одна и та же соединительная гласная? Запишите эти слова, подчеркните в них соединительные гласные.
1) по виду змея; производящий ремонт вагонов
2) тот, кто варит соль; насекомое с сорока ногами
3) приспособление для ловли мышей; процесс обращения крови в организме
4) тот, кто ловит птиц; хранилище овощей
Ответ: 4) птицелов, овощехранилище