Тесты без выбора ответа по русскому языку 6 класс - Е. П. Черногрудова 2020
Часть 1
Словообразование. Орфография. Культура речи
Тест 18. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение
Вариант 1
(1) Узнать, производное слово или нет, не всегда просто. (2) Прежде всего надо найти то слово, от которого оно образовано. (3) Такое слово называется производящим. (4) Производное и его базовое слово образуют словообразовательную пару: мяч — мячик, тигр — тигрёнок. (5) Производное отличается от базового слова двумя признаками. (6) Во-первых, оно сложнее по составу — включает какую-нибудь словообразовательную морфему (суффикс, приставку или обе их). (7) Во-вторых, оно сложное по смыслу — имеет какой-либо дополнительный компонент значения: мячик=мяч+ик — «маленький мячик».
(8) Возьмём пару слов: зонт — зонтик. (9) Согласно современному состоянию языка, слово «зонт» — базовое, а «зонтик» — производное. (10) Однако история этих слов говорит о другом. (11) Слово «зонтик» возникло раньше, чем слово «зонт». (12) Это изменённое голландское слово Zonnedeck. (13) Конечный элемент этого слова был похож по звучанию на русский суффикс -ик, и стал восприниматься как суффикс со значением уменьшительности по аналогии со словами «домик, столик» и пр. (14) Чтобы создать «неуменьшительное» слово, отсекли «суффикс» -ик и получилось слово «зонт». (15) Эти примеры показывают возможность двух подходов к изучению языка. (16) При первом изучается система языка в тот или иной период времени, при другом подходе — происходящие в языке изменения. (17) Оба этих подхода могут быть применены как по отношению к современному состоянию языка, так и по отношению к прошедшим эпохам.
(Из энциклопедии для детей «Языкознание. Русский язык»)
1. Из предложения 4 выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделите их графически.
Ответ: мячик, тигрёнок
2. Из предложения 1 выпишите слова самостоятельных частей речи, у которых нет окончаний.
Ответ: узнать, всегда
3. Из предложения 17 выпишите имена прилагательные, определите способ образования и слова, от которых они образованы.
Ответ: современный — время (приставочно-суффиксальный)
4. Из предложений 11 — 14 выпишите слово, которое соответствует следующей схеме: приставка, приставка, корень, суффикс, суффикс, суффикс.
Ответ: восприниматься
5. Из предложения 15 выпишите словосочетание с главным словом глаголом, разберите оба слова словосочетания по составу.
Ответ: по-каз-ыва-ют воз-мож-н-ость
6. Из предложений 2 — 5 выпишите сложное слово, разберите его по составу.
Ответ: слов-о-образ-ова-тель-н-ую
7. В какой(-их) строке(-ах) все слова имеют одинаковый морфемный состав? Выпишите эти слова и разберите их по составу.
1) отрывной, загорелый, измениться
2) подснежник, наличник, подмостки
3) цветник, ошейник, предбанник
4) распутица, придорожный, безвкусица
Ответ: 2) под-снеж-ник-, на-лич-ник-, под-мост-к-и; 4) рас- пут-иц-а, при-дорож-н-ый, без-вкус-иц-а
Вариант 2
(1) Однажды в детстве отец сильно наказал меня. (2) Побои я давно забыл, но их причину до сих пор помню.
(3) Утром я вышел из дома как будто в школу, а на самом деле свернул в переулок и до школы так и не дошёл. (4) С мальчишками я до вечера играл в стукалку. (5) Отец дал мне немного денег на книги, на эти-то деньги я и играл. (6) Деньги, конечно, вскоре кончились, я стал думать, где бы достать ещё, и нашёл выход. (7) Я стал обходить все дома в ауле. (8) Я говорил, что завтра приезжают пехлеваны и мне поручили собирать для них деньги. (9) Затем я подсчитал выручку и понял, что можно продолжить игру. (10) Но и этих денег не хватило надолго. (11) К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях. (12) За целый день мои штаны продрались, а колени исцарапались. (13) Между тем дома меня хватились. (14) Братья пошли искать меня по всему аулу. (15) И вот я предстал перед судом отца. (16) Больше всего я боялся этого. (17) Отец оглядел меня.
— (18) Расскажи-ка, где ты порвал штаны.
— (19) В школе... зацепил за гвоздь...
— (20) Когда?
— (21) Сегодня. (22) Отец наотмашь ударил меня ладонью по щеке.
— (23) Если сейчас же не расскажешь всё, как было, ударю плетью.
(24) Страх перед плетью был сильнее страха перед правдой, и я рассказал обо всём.
(25) Суд окончился. (26) Три дня я ходил сам не свой. (27) На третий день отец усадил меня рядом, погладил по голове, расспросил, что проходим сейчас в школе, какие у меня отметки. (28) Потом неожиданно спросил:
— (29) Ты знаешь, за что я тебя побил?
— (30) За то, что играл на деньги.
— (31) Нет, не за это.
— (32) За то, что порвал штаны.
— (33) Нет, и не за штаны. (34) Ты не девчонка, чтобы ходить всё время по тропочке.
— (35) За то, что не пошёл в школу.
— (36) Конечно, это большая ошибка: с неё начались все твои несчастья в этот день. (37) Побил же я тебя за твою ложь. (38) Ложь — это не ошибка, а черта характера, которая может укорениться. (39) Это сорняк на поле твоей души. (40) Если его вовремя не вырвать, он заполонит всё поле и негде будет прорасти доброму семени. (41) На свете нет ничего страшнее лжи. (42) С этого часа ты будешь говорить только правду. (43) Иди.
(44) Я пошёл, мысленно дав себе клятву никогда не лгать.
(Р. Гамзатов)
1. Из предложения 12 выпишите глаголы-сказуемые, разберите их по составу.
Ответ: про-др-а-л-и-сь, ис-царап-а-л-и-сь
2. Из предложения 1 выпишите знаменательные слова, не имеющие окончания.
Ответ: однажды, сильно
3. Выполните словообразовательный разбор выделенного слова (предложение 38).
Ответ: у-корен-и-ть-ся
4. Из реплик диалога героев выпишите слово с двумя приставками и без окончания.
Ответ: на-от-машь
5. Из предложений 13 — 17 выпишите слово(-а), соответствующее(-ие) следующей схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание.
Ответ: оглядел, предстал, о-гляд-е-л, пред-ст-а-л
6. Из предложения 6 выпишите наречие, определите способ его образования и слово, от которого оно образовано.
Ответ: вскоре — скоро (приставочно-суффиксальный)
7. В какой строке все приведённые слова образованы одним способом? Выпишите эти слова, определите способ их образования.
1) грибник, грибной, грибница
2) соавтор, соперник, сокодвижение
3) суточный, сустав, суглинок
4) вариативный, загнанный, удобный
Ответ: 1) грибник, грибной, грибница (суффиксальный способ)