Тесты без выбора ответа по русскому языку 6 класс часть 2 - Е. П. Черногрудова 2020

Местоимение
Тест 10 Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения

Вариант 1

(1) Когда мы с упрёком и даже с презрением говорим «ограниченный человек», мы и не подозреваем, что говорим сущую правду, не подозреваем, насколько наше суждение справедливо, поскольку ограниченны мы все, и литература зря надеется на открытие нового характера. (2) Все качества человеческого характера уже открыты, потому что они тоже ограниченны. (3) В самом деле, какие новые качества открыты литературой и наукой в человеке за последние тысячелетия? (4) Никаких. (5) Добро и зло, честность и коварство, трусость и смелость, слабость и сила, способность любить и ненавидеть — всё это известно давно и было ярко и талантливо выражено древними художниками в образах мифов...

(6) Что же творит и открывает современный писатель, если эпоха мифов, эпоха характеров минула? (7) Теперь писатель комбинирует в фигуре своего героя качества разных и давно известных характеров — столько-то в герое будет зла, столько добра, столько от Тараса Бульбы, а столько от Печорина. (8) Новых качеств такому герою не пришьёшь, разве какой-нибудь вид психологической неполноценности можно выдать за характер. (9) Этот своего рода литературный пасьянс всё ещё искусство, но, повторяю, не открытие. (10) Открытие характера для литературы — резерв исчерпанный, никто на страницах книги нас не может поразить, но у неё осталось событие, осталась общественная психология.

(11) Новая цивилизация, видимо, не захочет глобальных экспериментов; её цель — экологическое благополучие — подчинит себе и экономику, и политику, и просвещение. (12) И чем раньше литература найдёт своё место в доме новой цивилизации, тем лучше.

(По С. Залыгину)

1. Из предложений 1, 11 — 12 выпишите словосочетания, включающие притяжательные местоимения, определите морфологические характеристики этих слов.

Ответ: её цель (И. п.), своё место (ср. р., ед. ч., В. п.)

2. Из предложений 6 — 10 выпишите предложение, в котором использованы личные местоимения, определите их лицо, число, падеж и синтаксическую роль.

Ответ: Открытие характера для литературы — резерв исчерпанный, никто на страницах книги нас (1-е л., мн. ч., В. п., дополнение) не может поразить, но у неё (3-е л., мн. ч., Р. п., дополнение) осталось событие, осталась общественная психология.

3. Из предложений 1 — 8 выпишите вопросительные местоимения, определите, какими членами предложения они являются.

Ответ: какие — определение, что — дополнение

4. Из предложений 6 — 12 выпишите словосочетание, которое включает возвратное местоимение, определите его падеж.

Ответ: подчинит себе (Д. п.)

5. Из предложений 1 — 10 выпишите отрицательные местоимения, определите, какими членами предложения они являются.

Ответ: никаких — определение; никто — подлежащее

6. Из предложений 6 — 10 выпишите словосочетание, которое включает неопределённое местоимение, определите его род, число, падеж.

Ответ: какой-нибудь вид (м. р., ед. ч., В. п.)

7. В какой строке все местоимения отрицательные? Запишите эти слова вместе с вопросами, на которые они отвечают.

1) никто, негде, немало

2) немного, никак, ничто

3) никакой, нисколько, ни у кого

4) некогда, нечто, некоторый

Ответ: 3) никакой, нисколько, ни у кого

8. В какой строке все местоимения притяжательные? Запишите эти словосочетания.

1) мой заказ, своего мнения, наших друзей

2) пригласила его, эти картины, некто из зала

3) их слова, нечего сказать, остались у них

4) ничей щенок, некоторый вопрос, позвал её

Ответ: 1) мой заказ, своего мнения, их друзей

Вариант 2

(1) Очарование охватывает вас, когда вы приезжаете в городок Тарусу. (2) С Тарусой связаны многие страницы жизни и деятельности Константина Паустовского. (3) Дом, в котором он жил, аккуратно срубленный, одноэтажный, с голубыми стенами, стоит почти в центре города, в тупике коротенькой улицы, возле берегов Тарусы. (4) Дом обычный для Тарусы. (5) Крохотный дворик, заросший зеленью, клумба с цветами, фруктовый сад, застеклённая беседка у самого берега, круто спускающегося к реке. (6) В беседке Константин Георгиевич любил работать. (7) В ней уютно, тихо. (8) Чуть слышно, как журчит вода на каменистых перекатах. (9) Здесь, над береговым обрывом, жил писатель подолгу, если не уезжал за границу или на юг, отсюда ранним утром уходил на рыбалку, которая была для писателя не только приятным отдыхом. (10) В эти часы у него рождались новые мысли и темы. (11) В окрестностях Тарусы писатель нашёл то, что любил больше всего, к чему тянулся душой: простую, милую сердцу среднерусскую природу. (12) О Тарусе он отзывался восторженно, как о любимом месте на земле.

(13) В доме скромно и просто. (14) Никакой роскоши, только необходимое. (15) Самое интересное здесь — рабочий кабинет писателя с окном в сад. (16) Окно большое, обращённое к реке, к полям. (17) В кабинете никакой покраски, запах дерева, много света. (18) При жизни писателя здесь всегда были цветы. (19) Со стен глядели на него портреты властителей его дум: Блока, Бунина, Чехова. (20) А вот большой портрет Паустовского кисти художника Свешникова. (21) Хозяин изображён сидящим в задумчивости перед письменным столом, на фоне зимнего пейзажа. (22) Смуглое, обветренное лицо, высокий открытый лоб, добрый внимательный взгляд из-под нависших бровей, усталые морщинки у глаз. (23) Взгляд задумчивый и грустный. (24) Лицо кажется совсем не русским, а каким-то южным, с резкими складками по краям рта, с тёмно-карими глазами. (25) И неудивительно. (26) Ведь в Паустовском, по его словам, смешалось несколько кровей.

(27) Справа от двери и у противоположной стены — стеллажи с книгами. (28) Книги без пометок: Паустовский не любил ни подчёркиваний, ни замечаний на полях. (29) Тут же тахта, на которой он спал, два стола. (30) На рабочем столике справочники, книги, машинная рукопись с исправлениями писателя, статуэтка египетской царицы Нефертити, книги с дарственными надписями. (31) Здесь мы чувствуем писателя-путешественника. (32) Страсть к литературному труду, жажда познания мира всю жизнь боролась в нём со страстью к путешествиям. (33) Произведения Паустовского историчны и географичны, одушевлены подвигами и мирным трудом человека.

(По М. Ростовцеву)

1. Из предложений 3 — 12 выпишите предложение, в котором использованы два относительных местоимения. Определите их падеж.

Ответ: В окрестностях Тарусы писатель нашёл то, что (В. п.) любил больше всего, к чему (Д. п.) тянулся душой: простую, милую сердцу среднерусскую природу.

2. Из предложений 13 — 26 выпишите неопределённое(-ые) местоимение(-я).

 Ответ: каким-то, несколько

3. Из предложений 17 — 26 выпишите словосочетание, содержащее притяжательное местоимение, определите его падеж.

Ответ: по его (Д. п.) словам

4. Из предложений 13 — 17 выпишите словосочетания, которые содержат отрицательное местоимение, определите падеж этого местоимения.

 Ответ: никакой роскоши, никакой покраски (Р. п.)

5. Определите лицо личных местоимений, использованных в предложениях 3 — 12.

Ответ: 3-е лицо

6. Из предложений 27 — 33 выпишите то, в котором есть относительное и личное местоимения. Определите синтаксическую роль этих слов.

Ответ:

 Тут же тахта, на которой (дополнение) он (подлежащее) спал, два стола.

7. В какой строке все местоимения отрицательные? Запишите эти слова вместе с вопросами, на которые они отвечают.

1) ничей, никакой, нечего

2) несколько, нисколько, ни о чём

3) некоторый, негде, нечто

4) нигде, негде, некого

Ответ: 1) ничей, никакой, нечего

8. В какой строке во всех словосочетаниях местоимения притяжательные? Запишите эти словосочетания.

1) мой отпуск, передал ей, этих новостей

2) что-то другое, твой костюм, нечего делать

3) ваши дела, мои вещи, его поступок

4) своя игра, их дома, увижу её

Ответ: 3) ваши дела, мои вещи, его поступок