Тесты без выбора ответа по русскому языку 6 класс часть 2 - Е. П. Черногрудова 2020

Местоимение
Тест 9 Вопросительные и относительные местоимения. Неопределённые местоимения

Вариант 1

(1) Человек лишь тогда становится Человеком, когда он любит людей. (2) Любовь к людям — это нравственная сердцевина любого из нас, и жить нужно так, чтобы наша нравственная сердцевина была здоровой, чистой и сильной. (3) Что значит быть настоящим человеком? (4) Это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы люди вокруг тебя были красивее, духовно богаче; чтобы в каждом человеке, с которым ты соприкасаешься в жизни, оставалось что-то хорошее от тебя, от труда твоей души.

(5) Любовь к людям — это наше неисчерпаемое богатство. (6) Мы любим людей потому, что находим в этом радость для себя, своё человеческое счастье. (7) В любви к людям каждый утверждает себя как сына своего народа. (8) Само понятие «народ» живёт потому, что есть любовь к людям и каждый из нас отдаёт часть себя для общего блага.

(9) И ещё одно духовное начало есть в нашей человеческой любви. (10) Это наша потребность в человеке, которая лежит в основе человечности как таковой. (11) Я не могу жить без осознания того, что я кому-то дорог, кто-то видит весь смысл своего бытия лишь в том, что на свете есть я. (12) Любовь — это преданность человека человеку. (13) В любви вечно горит огонёк, который я бы назвал духовной готовностью человека принадлежать другому человеку, быть его любимым существом. (14) Это не порабощение, а истинное возвеличение личности. (15) В этом духовном начале кроются корни человеческого достоинства, гордости, самобытности личности. (16) Когда ребёнок радуется и веселится? (17) При каком условии он счастлив? (18) Ребёнок, который осознаёт, что мать или бабушка считает его единственным, самым дорогим в мире принадлежащим ей существом, поистине счастлив как духовно свободная личность.

(19) Любовь — могучая воспитательница. (20) Она делает человека чище, честнее, искреннее и строже в соблюдении нравственных устоев жизни. (21) Если ты сумел открыть в себе способность любить, ты нашёл подлинное счастье жизни.

(По В. С ухом л и некому)

1. Из предложений 9 — 18 выпишите то, в котором относительное местоимение является второстепенным членом, подчеркните это слово как член предложения.

Ответ: В любви человеческой вечно горит огонёк, который (дополнение) я бы назвал духовной готовностью человека принадлежать другому человеку, быть его любимым существом.

2. Из предложений 9 — 18 выпишите формы относительного местоимения, выражающие подлежащие, определите морфологическую характеристику, которой эти формы отличаются друг от друга.

Ответ: которая (ж. р.); который (м. р.)

3. Из предложений 1— 8 выпишите вопросительное местоимение, определите синтаксическую функцию этого слова.

 Ответ: Что (подлежащее) значит быть настоящим человеком?

4. Из предложений 9 — 18 выпишите вопросительное(-ые) местоимение(-я) вместе с тем словом, от которого оно (они) зависит(-ят).

Ответ: (при) каком (условии)

5. Какие местоимения встречаются в предложениях 19 — 21? Запишите названия их разрядов.

Ответ: личные, возвратное

6. Из предложений 1 — 8 выпишите неопределённое(-ые) местоимение(-я). Определите падеж выписанных слов (форм слова).

Ответ: кому-то (Д. п.), кто-то (И. п.)

7. В каком предложении есть и вопросительное, и относительное местоимения? Запишите это предложение, подчеркните эти местоимения как члены предложения.

1) Откуда нам было знать об этом тогда, в то далёкое и счастливое время?

2) Какой подарок сделает ей тот, кто дорог её сердцу?

3) У первого встречного я узнал, который час.

4) Кто останется здесь после того, как потухнут огни и закончится праздник?

Ответ: 2) Какой (определение) подарок сделает ей тот, кто дорог её сердцу?

8. В какой(-их) строке(-ах) все местоимения являются неопределёнными? Запишите их, раскрывая скобки.

1) (о)ком, (кое)кем, кто(то)

2) что(то), (у)чего, чем(нибудь)

3) сколько(нибудь), (кое)какой, чей(то)

4) (кое)(у)кого, (по)ним, какой(то)

Ответ: 3) сколько-нибудь, кое-какой, чей-то

Вариант 2

(1) С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе. (2) Для этого столько причин! (3) По мере накопления жизненного опыта происходит переоценка ценностей, даже против своей воли человек всматривается в окружающих более пристально, более взыскательно. (4) Человечество бдительно и неотступно пестует дружбу. (5) Как славит её фольклор! (6) Классика! (7) А как много прекрасных примеров вокруг нас!

(8) Каким неудачным был этот год для самых близких моих товарищей! (9) Сколько болезней, переживаний и тягот обрушилось на них, а значит, и на меня! (10) И как мало я нашёл для них утешений, как мало слов, как мало молчаливого сочувствия, как мало... времени! (11) Что меня отдаляло от них, что отвлекало от их боли, какие неотложные дела брали верх? (12) Почему я не заставил себя проявить элементарное внимание и заботу по отношению к дорогим мне людям? (13) А разве дружба — не такая же неотложная, государственная и даже мировая работа?

(14) Наша занятость оказывается не чем иным, как простейшей, толстокожей, безразличной холодностью. (15) Если человека ежедневно ждёт нагромождение дел, он, конечно, выживет, но, без сомнения, погибнет то сердечное, то доброе, сочувственное и отзывчивое, что нас с ним связывало. (16) Пусть у вас будет время!.. В календаре дружбы все дни красные. (17) Находите время для озабоченных и печальных, для людей, которые встревожены и которые в беде. (18) Потому что для кого-то это ваше время может быть спасением. (19) Потому что для кого-то это ваше время может означать выход, а для кого-то — будущее.

(И. Панова)

1. Из предложений 1 — 7 выпишите личные местоимения, укажите их морфологические характеристики.

Ответ: её — 3-е л., ед. ч., В. п.; нас — 1-е л., мн. ч., Р. п.

2. В каком предложении используются вопросительные местоимения? Запишите номер этого предложения.

Ответ: 11

3. Выпишите эти местоимения и определите, какими членами предложения они являются.

Ответ: что — подлежащее, какие — определение

4. Из предложений 14 — 19 выпишите относительные местоимения, определите, каким членом предложения они являются.

Ответ: что, которые — подлежащие

5. В каком предложении используется возвратное местоимение? Запишите номер этого предложения и определите падеж слова.

Ответ: себя — предл. 12, В. п.

6. Из предложений 14 — 19 выпишите неопределённое местоимение, определите его падеж и синтаксическую роль.

 Ответ: (для) кого-то — Р.п.; дополнение

7. В каком из предложений есть и вопросительное, и относительное местоимения? Запишите это предложение, подчеркните эти местоимения как члены предложения.

1) Как мне проехать к площади Пушкина?

2) Доктор поинтересовался у больного его самочувствием.

3) Чей голос слышался издалека, какую историю рассказывала песня?

4) Кто из его друзей когда-то рассказал о городе, который теперь стал ему родным?

Ответ: 4) Кто из его друзей когда-то рассказал ему о городе, который теперь стал ему родным?

8. В какой(-их) группе(-ах) все местоимения являются неопределёнными? Запишите их, раскрывая скобки.

1) (о)каком(то), (кое)что, кто(нибудь)

2) что, чего, чем(то)

3) столько(то), (не)сколько, (у)них

4) кем(то), (в)моих, (кое)какой

 Ответ: 1) о каком-то, кое-что, кто-нибудь