Тесты без выбора ответа по русскому языку 6 класс часть 2 - Е. П. Черногрудова 2020

Глагол
Тест 14 Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола: изъявительное, условное, повелительное. Употребление наклонений

Вариант 1

(1) В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. (2) Крокодилов не любит никто. (3) Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.

(4) Крокодил — искусный охотник. (5) Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза — «перископы». (6) Приблизься кто-нибудь к водопою и потеряй от жажды бдительность, он мгновенно бросается на жертву. (7) В Африке ею чаще всего бывают антилопы.

(8) Размеры жертвы крокодила совсем не смущают. (9) На суше он её не приканчивает, а тащит в воду и топит. (10) Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет». (11) Желудок крокодила — адский химический комбинат, переваривающий всё: шерсть, рога, копыта. (12) Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.

(13) Суши крокодил не избегает. (14) Кажется, он постоянно мечтает об излюбленном своём занятии — погреться бы на песчаном берегу водоёма. (15) При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая вперёд задние ноги. (16) Здесь он хозяин.

(По В. Пескову)

1. Какой глагол из предложений 1 — 3 является непереходным, но имеет омоним — переходный глагол?

 Ответ: есть

2. Из предложений 13 — 15 выпишите глагол в форме условного наклонения.

Ответ: погреться бы

3. Из предложений 4 — 12 выпишите глаголы в форме повелительного наклонения.

Ответ: приблизься, потеряй (предл. 6)

4. В значении какого наклонения употреблены эти глаголы? Измените форму их наклонения в соответствии с реализуемым в предложении значением и запишите получившийся вариант предложения.

Ответ:

 Если приблизится кто-нибудь к водопою и потеряет от жажды бдительность, он мгновенно бросается на жертву. (Условное накл.)

5. Из предложений 8 — 9 выпишите глаголы и зависящие от них слова, доказывающие их переходность.

Ответ: не смущают, не приканчивает, тащит, топит (её)

Вариант 2

(1) Посчитать бы, сколько деревянных изб срублено было на Руси! (2) Веками стучали топоры плотников, ставящих избы, да и сейчас стучат, — вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки. (3) Это и понятно: в богатых лесом краях проще возводить жильё из дерева. (4) Тепло в нём, сухо, чисто. (5) Из века в век стучали топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцев-плотников.

(6) Поинтересуйся, как построена русская изба. (7) Вроде бы просто. (8) Наложены брёвна одно на другое, пробиты окошки, крыша драночная или тесовая. (9) Не дворец, не высотный дом — теремок. (10) Но и он любопытное сооружение. (11) Вот задумайся: как стены держатся? (12) Ведь выращены без гвоздей, скоб и железных болтов, а стоят неколебимо! (13) Тут первая плотничья хитрость: концы брёвен соединены «в лапу», держатся друг за друга, как пальцы сплетённых рук. (14) В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. (15) Они тоже укрепляют стену. (16) А приметь, как всё рассортировано: снизу самые толстые брёвна, кверху — тоньше и тоньше. (17) Одно бревно уложено комлем направо, второе — комлем налево. (18) От этого стена ровная и устойчивая.

(19) Обычно древесина сосны не употребляется для художественных поделок. (20) Но посмотрим, как использовали нашу простую сосну русские мастера. (21) У нас на Севере стоят огромные двухэтажные избы. (22) Стены их сложены из могучих сосновых брёвен. (23) Но избы не выглядят мрачными и тяжёлыми, — наоборот, они стройны, легки, веселы. (24) Деревянная резьба украшает у них и крыльцо, и наличники окон, и балкончики. (25) Стоят на деревенской улице избы-красавицы, словно под кружевными накидками, и одна с одною соперничает в изяществе и богатстве наряда.

(По Э. Шиму)

1. Из предложений 1 — 5 выпишите глагол в форме условного наклонения.

Ответ: посчитать бы

2. Из предложений 19 — 25 выпишите глагол в форме будущего времени. Определите его как переходный или непереходный, а также его лицо и число.

Ответ: посмотрим — 1-е л., мн. ч.; перех. гл.

3. В форме какого наклонения и в значении какого наклонения использован этот глагол?

Ответ: посмотрим — в форме изъявит. накл., использован в значении повелительного накл.

4. Из предложений 6 — 18 выпишите глаголы в форме повелительного наклонения.

Ответ: поинтересуйся, задумайся, приметь

5. Из предложений 19 — 25 выпишите глагол-исключение 2-го спр. Определите его как переходный или непереходный.

Ответ: (не) выглядят — непереходный глагол

6. Из предложений 1 — 5 выпишите глагол, у которого нельзя определить лицо, число, время и наклонение, разберите его по составу.

Ответ: воз-вод-и-ть