Тесты без выбора ответа по русскому языку 6 класс часть 2 - Е. П. Черногрудова 2020

Глагол
Тест 15 Безличные глаголы. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глаголов

Вариант 1

(1) Уже светало, и когда волчиха пробиралась к себе густым осинником, то было видно отчётливо каждую осинку, и уже просыпались тетерева и часто вспархивали красивые петухи, обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем щенка. (2) «Зачем он бежит за мной? — думала волчиха с досадой. — (3) Должно быть, он хочет, чтобы я его съела».

(4) Жила она с волчатами в неглубокой яме; года три назад во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма. (5) Теперь на дне её были старые листья и мох, тут же валялись кости и бычьи рога, которыми играли волчата. (6) Они уже проснулись и все трое, очень похожие друг на друга, стояли рядом на краю своей ямы и, глядя на возвращавшуюся мать, помахивали хвостами. (7) Когда щенок увид..л их, он остановился поодаль и долго смотрел на них; заметив, что они тоже внимательно смотрят на него, он стал лаять на них сердито, как на чужих.

(8) Уже рассвело и взошло солнце, засверкал кругом снег, а он всё стоял поодаль и ла..л. (9) Волчата сосали свою мать, пихая её лапами в тощий живот, а она в это время грызла лошадиную кость, белую и сухую; её муч..л голод, голова разболелась от собачьего лая, и хотелось ей броситься на непрошеного гостя и разорвать его. (10) Наконец щенок утомился и охрип; видя, что его не боятся и даже не обращают на него внимания, он стал несмело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам. (11) Теперь, при дневном свете, легко уже было рассмотреть его... (12) Белый лоб у него был большой, а на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак; глаза были маленькие, голубые, тусклые, а выражение всей морды чрезвычайно глупое. (13) Подойдя к волчатам, он протянул вперёд широкие лапы и положил на них морду...

(А. П. Чехов. «Белолобый»)

1. Составьте план текста как опору для рассказа на основе услышанного (пересказ).

 Ответ: 1) странный попутчик; 2) в гостях у волчихи; 3) повадки и внешность щенка (возможны варианты)

2. Из текста выпишите безличные глаголы, определите, что они обозначают и какую синтаксическую роль выполняют.

Ответ: светало, вывернуло, рассвело (обозначают явления природы); хотелось (состояние человека) — сказуемые

3. Выпишите из текста выделенные глаголы, вставив в них пропущенные гласные — глагольные суффиксы, определите спряжение глаголов.

Ответ: увидел (2-е спр., исключение), лаял (1-е спр.), мучил (2-е спр.)

4. Из предложений 8 — 13 выпишите глаголы в начальной (неопределённой) форме, объедините их в группы в соответствии с задаваемым вопросом.

Ответ: броситься, разорвать, рассмотреть (что сделать?); подходить (что делать?)

5. В предложениях 4 — 7 найдите глагол 2-го спр., н. вр., 3-го л., мн. ч. Выпишите словосочетание(-я), в которое(-ые) входит этот глагол в качестве главного слова.

Ответ: внимательно смотрят; смотрят на него

6. В какой(-их) строке(-ах) во всех словах пропущена одна и та же буква? Выпишите эти слова, вставляя пропущенные буквы.

1) выгляд_вать, опазд_вать, воспит_вать

2) гор_вать, ноч_вать, потч_вать

3) наста_вать, скруч_вать, корч_вать

4) поговар_вать, ввинч_вать, врач_вать

Ответ: 1) выглядывать, опаздывать, воспитывать; 2) горевать, ночевать, потчевать

Вариант 2

(1) К ночи похолодало. (2) Щенок соскуч...лся и ушёл домой. (3) Когда волчата крепко уснули, волчиха опять отправилась на охоту. (4) Как и в прошлую ночь, она тревожилась малейшего шума, и её пугали пни, дрова, тёмные, одиноко стоящие кусты можжевельника, издали похожие на людей. (5) Она бежала в стороне от дороги, по насту. (6) Вдруг впереди на дороге замелькало что-то тёмное... (7) Она напрягла зрение и слух: в самом деле, что-то шло впереди, и даже слышны были мерные шаги. (8) Не барсук ли? (9) Она осторожно, чуть дыша, забирая всё в сторону, обогнала тёмное пятно, оглянулась на него и узнала. (10) Это не спеша, шагом, возвращался в зимовье щенок с белым лбом.

(11) «Как бы он опять мне не помешал», — подумала волчиха и быстро побежала вперёд. (12) Но зимовье было уже близко. (13) Она опять взобралась на хлев по сугробу. (14) Вчерашняя дыра была уже заделана соломой, и по крыше протянулись две новые слеги. (15) Волчиха стала быстро работать ногами и мордой, оглядываясь, не идёт ли щенок, но едва пахнуло на неё тёплым паром и запахом навоза, сзади послышался радостный, заливчатый лай. (16) Это вернулся щенок. (17) Он прыгнул к волчихе на крышу, потом в дыру и, почувствовав себя дома, узнав своих овец, зала...л ещё громче... (18) Арапка проснулась под сараем и, почуяв волка, завыла, закудахтали куры, и, когда на крыльце показался Игнат с одностволкой, перепуганная волчиха была уже далеко от зимовья.

(А. П. Чехов. «Белолобый)

1. Составьте план текста как опору для рассказа на основе услышанного (пересказ).

Ответ: 1) дорога к зимовью; 2) очередная попытка (возможны варианты)

2. Из текста выпишите безличные глаголы, определите, что они обозначают и какую синтаксическую роль выполняют.

Ответ: похолодало, пахнуло (состояние окружающей среды) — сказуемые

3. Выпишите из текста выделенные глаголы, вставив в них пропущенные гласные — глагольные суффиксы, определите спряжение глаголов.

Ответ: соскучился (2-е спр.), послышался (2-е спр., исключение), залаял (1-е спр.)

4. Из предложений 1 — 7 выпишите разноспрягаемый глагол.

 Ответ: бежала

5. Из предложения 10 выпишите глагол-сказуемое, разберите его по составу.

Ответ: воз-вращ-а-л-ся