Тесты без выбора ответа по русскому языку 6 класс часть 2 - Е. П. Черногрудова 2020

Глагол
Тест 16 Морфологический разбор глагола. Повторение

(1) На мой взгляд, крапива — одно из самых любопытных растений. (2) Во-первых, зачем ей жалиться? (3) А между тем природа ничего напрасно не делает... (4) Пчелиное жало объяснено, змеиный яд понятен, ядовитые колючки некоторых рыб не вызывают никаких кривотолков. (5) Но зачем жжётся крапива? (6) Защищая себя? (7) От кого? (8) Почему другие, соседние травы обход..тся без такой защиты и процветают? (9) Да и какой вред крапиве, если её съест какое-нибудь травоядное существо? (10) Чтобы её извести, нужны не корова, не лось, не коза, а железо, огонь, терпенье и многие годы...

(11) Она растёт всюду, где есть люди. (12) Как только появляется признак какой-нибудь человеческой деятельности, как только возникает человеческое жильё, крапива уж тут как тут. (13) Выкопайте колодец среди чистой поляны, вокруг которой на километр не росло ни одной крапивинки, тотчас ваш колодец окружит зелёной толпой неизвестно откуда взявшаяся крапива. (14) Поставьте сруб, соорудите погреб, поднимите забор, сложите поленницу дров, высыпьте корзину щепок или другого мусора, крапива уж тут как тут!

(15) Крапива немедленно покидает свои буерачные, береговые, овражные угодья и появляется перед человеком, если почувствует его близость. (16) Может быть, она знает, что где есть человек, там возможны и разные человеческие бедствия: пожар, война, голод, болезнь? (17) Возможно, она заранее предлагает себя на выручку, как весьма питательная и целебная трава (во много раз питательнее капусты)? (18) Ведь она особенно буйствует там, где действительно замечается человеческое бедствие, неблагополучие. (19) О, раздолье крапиве от края и до края России на месте исчезающих домов, деревень и сёл!.. (20) Ну, положим, крестьяне-то многие... уезжают в города... но крапива, конечно, не может разобраться во всех социологических тонкостях. (21) Она видит, что исчезают дома, оставляя после себя ямы и кирпичные трубы, она думает, что тут бедствие, и набрасывается, и растёт, и жиреет на покинутых пепелищах, в то время как бывшие хозяева домов благополучно работают на заводах, ход..т в кино... потягивают пивко у фанерных киосков.

(22) Или, может, крапива набрасывается на следы человеческой деятельности из других побуждений? (23) Может, природа велит ей: (24) «Иди и всё исправь. (25) Сделай как было». (26) И вот на брошенных местах... крапива будет расти десятки лет, пока всякий след человека не переработает в себе так, что будет здесь опять... безмусорное место. (27) Зарубцуется рана. (28) Сотрётся след... нет, непонятная, непонятная трава крапива.

(По В. Солоухину)

1. Из предложений 11 — 14 выпишите глаголы в форме повелительного наклонения.

Ответ: выкопайте, поставьте, соорудите, поднимите, сложите, высыпьте

2. Из текста выпишите выделенные глаголы, вставив в их окончания пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.

Ответ: обходятся, ходят (2-е спр.)

3. Из предложений 18 — 21 выпишите глагол-исключение с точки зрения определения его спряжения, запишите его начальную форму и укажите спряжение.

Ответ: видит — видеть (2-е спр., исключение)

4. Подберите синоним к глаголу «велит» (предложение 23).

Ответ: велит — обязывает, требует

5. Каким глаголом можно заменить использованное в тексте устойчивое сочетание «тут как тут» (предложение 12)? Запишите этот глагол.

 Ответ: возникает

6. Из предложений 10 — 14 выпишите глагол в форме изъявит. накл., будущ. вр., 3-го л., ед. ч., определите способ его образования.

Ответ: съест — ест (приставочный способ образования)