Тесты без выбора ответа по русскому языку 6 класс часть 2 - Е. П. Черногрудова 2020

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах
Тест 17 Разделы науки о языке

Вариант 1

(1) Конец сентября. (2) Сады тускнеют, погода круто меняется. (3) Ветер треплет деревья, и дожди поливают их с утра до ночи. (4) Иногда между тучами пробивается трепещущий золотистый свет низкого солнца. (5) Воздух делается чист и ясен. (6) Солнечный свет ослепительно сверкает между листвой, волнующейся от ветра. (7) Холодно и ярко сияет над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо. (8) Ветер не унимается. (9) Он волнует сад, рвёт непрерывно бегущую из трубы струю дыма и снова нагоняет зловещие космы пепельных облаков. (10) Они бегут низко и быстро затуманивают солнце. (11) Но вот гаснет его блеск. (12) Снова сеется дождь.

(13) Из такой трёпки сад выходит совсем обнажённым, засыпанным мокрыми листьями, каким-то притихшим, смирившимся. (14) Зато как красив он, когда снова наступает ясная погода. (15) Сохранившаяся листва будет висеть на деревьях до первых заморозков. (16) Чёрный сад будет покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске.

(По И. Бунину)

1. Из предложений 13 — 16 выпишите слово, в котором звуков на два больше, чем букв.

Ответ: ясная

2. Из предложений 13 — 16 выпишите существительное, которое состоит из приставки, корня, суффикса и окончания.

 Ответ: за-мороз-к-ов

3. В предложениях 3 — 11 найдите слово, имеющее значение «1) пряди волос, обычно спутанные, всклокоченные; 2) клочья тумана, дыма и пр.». Выпишите это слово вместе с зависимым от него и определите средство выразительности, которое выражает данное словосочетание.

Ответ: космы облаков — метафора

4. Из предложений 9 — 13 выпишите указательное местоимение, определите его род, число, падеж.

Ответ: такой — ж. р., ед. ч., Р. п.

5. Из предложения 14 выпишите грамматическую(-ие) основу(-ы).

Ответ: он красив, наступает погода

Вариант 2

(1) Какой заяц длины? (2) Это для кого как. (3) Для человека невелик зверь — с берёзовое поленце. (4) А для лисы заяц длиной километра в два? (5) Потому что для неё заяц начинается не тогда, когда она его схватит, а когда учует по следу. (6) Короткий след — два-три прыжка — и заяц невелик. (7) А если заяц успел наследить, напетлять, то становится он длиннее самого длинного зверя на земле. (8) Такому верзиле трудно в лесу схорониться. (9) Зайцу от этого невесело: живи в вечном страхе, жирок лишний не нагуляй.

(10) И вот изо всех сил старается заяц стать короче. (11) След свой в болоте топит, надвое свой след рвёт — всё себя укорачивает. (12) Только и думает, как бы от своего следа ускакать, спрятаться, как бы его разорвать, укоротить или утопить. (13) Мечта заячья — стать наконец самим собой, с берёзовое поленце.

(14) Жизнь у зайца особая. (15) Всем от дождя и метели радости мало, а зайцу они на пользу: след смывают и заметают. (16) И хуже нет, когда погода тихая да тёплая: след горячий, запах долго держится. (17) В какую б густель ни забился — нет покоя: может, лиса за два километра позади — тебя сейчас уже за хвост держит!

(18) Так что вот трудно сказать, какой заяц длины. (19) Который похитрей — покороче, поглупее — подлиннее. (20) В тихую погоду и умный вытягивается, в метель да ливень и глупый укорачивается. (21) Что ни день — длина у зайца другая. (22) И очень редко, когда уж здорово ему повезёт, бывает заяц той длины (с берёзовое поленце), каким человек его знает. (23) Знают про это все, у кого нос лучше глаз работает. (24) Волки знают. (25) Лисицы знают. (26) Знайте и вы.

(Н. Сладков)

1. Из предложений 10 — 13 выпишите слово, в котором звуков на два меньше, чем букв.

Ответ: спрятаться

2. Из предложений 10 — 17 выпишите слово(а), которое(ые) состоит(ят) из приставки, корня и суффикса.

Ответ: по-зад-и, на-дв-ое

3. Из предложений 1 — 9 выпишите разговорный(ые) глагол(ы), замените его (их) стилистически нейтральным(и) синонимом(и).

Ответ: схорониться — спрятаться, учуять — почувствовать

4. Из предложений 1 — 9 и 18 — 26 выпишите однокоренные прилагательные в форме сравнительной степени.

Ответ: длиннее, подлиннее

5. В предложениях 18 — 26 найдите то, в котором одна из основ выражена безличным глаголом. Укажите количество основ в этом предложении. Запишите ответ цифрой.

 Ответ: 3 основы (предл. 22)