Тесты без выбора ответа по русскому языку 6 класс часть 2 - Е. П. Черногрудова 2020

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах
Тест 19 Лексикология и фразеология. Словообразование

Вариант 1

(1) На вершины алтайских гор весна приходит в конце мая. (2) С каждым днём снег отступает всё выше и выше в горы, — становятся они тёмно-белыми — пёстрыми. (3) Посмотришь — глаза разбегаются: тёмное — светлое, светлое — тёмное! (4) Как шахматная доска! (5) А тут ещё у подножия зацвели дружно рябчики. (6) Их пёстрые головки поднялись на тонких стебельках, всюду выглядывают из травы. (7) Бубенчики у них коричневатые, словно лепестки потемнели от загара. (8) На лепестках светлые клеточки и пятнышки. (9) Глянешь на цветы — и тоже в глазах рябит, всё равно что от шахматной доски. (10) Недаром эти хрупкие цветы ботаники «рябчиками шахматными» называют. (11) Пёстрые горы и пёстрые цветы пёстрого алтайского мая!

(12) А что за пора на Алтае, когда зацветут купальницы! (13) Куда ни глянешь — повсюду купальницы. (14) Тьма-тьмущая их на лугах, на полянах, на болотах. (15) В оранжевых кольцах горные снежники. (16) Посмотришь на цветы — и кажется, что один ярче другого. (17) Недаром их у нас огоньками ещё называют. (18) Огоньками горят они среди сочной зелени майского луга.

(19) Однажды на оранжевой от цветущих купальниц поляне я заметил чисто-белый цветок. (20) Всё необычное привлекает внимание. (21) Потому и этот цветок я заметил издали. (22) Жемчужина на золотом лугу! (23) Со всеми предосторожностями выкопали белую купальницу и посадили на селекционном участке в Алтайском ботаническом саду.

(24) Много раз бывал я в лесу, и каждый раз, любуясь пестротой цветущего луга, пытался я снова найти белую купальницу — и не нашёл. (25) Уж очень это большая редкость. (26) Но будем надеяться, что цветок приживётся в саду и их станет много. (27) Вот такой у нас на Алтае май: разноцветный, как радуга! (28) А у вас?

(Н. Сладков)

1. Из предложений 1 — 11 выпишите антонимы.

Ответ: тёмное — светлое

2. Из предложений 12 — 18 выпишите разговорный фразеологизм, замените его нейтральным словом-синонимом.

 Ответ: тьма-тьмущая — много

3. Из предложений 19 — 23 выпишите сложное прилагательное, придуманное автором текста (Н. Сладковым), замените его синонимичным сложным прилагательным. Запишите оба слова.

Ответ: чисто-белый — белоснежный

4. Из предложений 24 — 28 выпишите пример средства выразительности сравнение.

Ответ: разноцветный, как радуга

5. Из предложений 1 — 11 выпишите примеры олицетворения.

Ответ: весна приходит, снег отступает

6. Выпишите из текста предложение, в котором есть лексический повтор эпитетов.

Ответ: пёстрые горы и пёстрые цветы пёстрого алтайского мая!

7. В каком варианте оба выражения — фразеологизмы? Запишите их и определите по словарю их значения.

1) дамоклов меч, богатырский меч

2) упрямая ослица, валаамова ослица

3) козёл отпущения, пустить козла в огород

4) втирать очки, солнечные очки

Ответ: 3) козёл отпущения — тот, кого обвинили во всех неудачах, возникших проблемах и провалах, при этом он к этому не причастен; пустить козла в огород — позволять к.-л. действовать там, где он может быть особенно вреден, допускать к.-л. к тому, чем он может воспользоваться в корыстных целях.

8. В какой строке все слова образованы одним способом? Выпишите эти слова, определите способ словообразования.

1) загадать, подогнать, выстроить

2) приуныть, приёмник, пристройка

3) переносица, передача, переделать

4) праздничный, неправильный, покорный

Ответ: 1) загадать, подогнать, выстроить (приставочный способ словообразования)

Вариант 2

(1) Потерялся в лесу — кричи «ау!». (2) Пока не откликнутся. (3) Можно, конечно, и по-другому кричать: «И-го-го!», например, или: «А-я-яй!» (4) Но громче всего разносится по лесу «ау!». (5) Ты «ау!», и в ответ тебе отовсюду: «Ау!», «ау!». (6) Или эхо... (7) Это уже тревожно, если откликается только эхо. (8) Это значит, что ты потерялся. (9) И перекликаешься сам с собой. (10) Ну-ка быстрее соображай, в какой стороне дом, а то ведь может и закружить... (11) Идёшь, идёшь, всё прямо и прямо, а глядь — опять то же место! (12) Вот приметный пенёк, на котором сидел недавно. (13) Как же так? (14) Ясно помнишь, что прямо от пенька пошёл, никуда не сворачивал, — как же этот пень снова на твоём пути оказался? (15) Вот и фантик от кислой конфетки... (16) Кружит! (17) Раз за разом ты уходишь от приметного места, но нет, притягивает оно, как магнит. (18) И ничего не понять, и жуть уже шевелится под рубахой.

(19) Давно тебе уже не до ягод и не до грибов. (20) В смятении и страхе кричишь «ау!», а в ответ снова и снова одно далёкое эхо... (21) Холодея, смотришь ты на место, которое не хочет тебя отпустить. (22) На вид ничего особенного — обычные пеньки и колоды, кусты и деревья, сухостоины и валежины, но тебе уже кажется, что и сосны тут какие-то насторожённые, и ёлки хмурые, и осины о чём-то пугливо перешёптываются. (23) И обдаст тебя холодом до пупырышек.

(24) И вдруг далёкое, на самом краешке слуха, но такое желанное и радостное: «Ау-у-у!» (25) «Ау-у! Ау-у!» — кричишь ты в ответ, срывая голос, и, не разбирая дороги, летишь на далёкий зов, разбрасывая руками ветки. (26) Вот опять «ау!», уже слышнее чуть, и ты хватаешься за него, как утопающий за соломинку. (27) Ближе, слышнее, и ты уже не бежишь, а просто быстро идёшь, облегчённо и шумно переводя дыхание, стряхивая лесное наваждение: ты спасён!

(28) А друзей встречаешь уже как ни в чём не бывало: ну отстал, поплутал немного — велика беда! (29) И снова общий смех, шутки, розыгрыши. (30) Похвальба, кто что нашёл, кто больше собрал. (31) Но внутри у тебя ещё всё дрожит, и холодок шевелится под рубахой. (32) В глазах всё те же хмурые сосны и ели, что не хотели тебя отпускать.

(33) И с этого дня лесное «ау!» навсегда остаётся с тобой. (34) И это уже не просто крик ради шума и баловства, а зов о спасении. (35) Ты никогда уже не станешь кричать «ау» просто так, лишь бы спугнуть лесную тишь, а будешь бросать его в насторожённую тишину, как бросают спасательный круг в тёмную воду. (36) И надолго запомнишь тот первый день, когда ты в отчаянии метался и кричал потерянно, срывая голос. (37) А в ответ слышал только эхо да равнодушный гул древесных вершин.

(Н. Сладков)

1. Из предложений 15 — 19 выпишите разговорное слово, подберите к нему стилистически нейтральный синоним.

Ответ: жуть — ужас

2. Из предложений 10 — 18 выпишите фразеологизм.

Ответ: раз за разом

3. Из предложений 12 — 19 выпишите сравнение как средство выразительности.

Ответ: как магнит

4. Из предложений 21 — 23 выпишите выражение, включающее олицетворение.

Ответ: осины о чём-то пугливо перешёптываются

5. Из предложений 26 — 30 выпишите предложение, в котором используются два фразеологизма, и подчеркните их.

Ответ: а друзей встречаешь уже как ни в чём не бывало: ну отстал, поплутал немного — велика беда!

6. Из предложений 33 — 37 выпишите однокорневые синонимы.

Ответ: тишь и тишина

7. В каком варианте оба выражения — фразеологизмы? Запишите их и определите по словарю их значения.

1) кровь с молоком, козье молоко

2) грузовой вагон, вагон и маленькая тележка

3) семь пятниц на неделе, без году неделя

4) кануть в Лету, прошлым летом

Ответ: 3) семь пятниц на неделе — об очень непостоянном человеке; без году неделя — совсем недавно, совсем недолгое время

8. В какой строке все слова образованы одним способом? Выпишите эти слова, определите способ словообразования.

1) уступчивый, узнать, утиный

2) всмотреться, договорить, чайник

3) когда-то, кое-как, кто-либо

4) просторный, балкончик, заварка

Ответ: 4) просторный, балкончик, заварка (суффиксальный способ словообразования)