Тесты по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. - Часть 1 - Е. В. Селезнева 2020
Словообразование и орфография
Основные способы образования слов в русском языке
Вариант 1
Часть 1
1. Укажите вариант ответа, в котором указаны все слова, образованые суффиксальным способом.
A) белизна
Б) синий
B) порез
Г) беловатый
1) В, Г
2) Б, В
3) А, Г
4) Б, Г
Ответ: 3
2. Укажите способ образования слов подберёзовик, сокурсник.
1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) сложение
Ответ: 3
3. Укажите способ образования слов самолёт, пароход, ледокол.
1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) сложение
Ответ: 4
4. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
1) бездельник
2) сестрица
3) конечный
4) матушка
Ответ: 1
5. Укажите слово, образованное приставочным способом.
1) приключение
2) потемнеть
3) здание
4) стульчик
Ответ: 2
6. Укажите слово, образованное сложением слов.
1) плащ-палатка
2) сухофрукт
3) сталевар
4) вечерок
Ответ: 1
7. Укажите слово, образованное суффиксальным способом.
1) подлещик
2) безвкусица
3) водяной
4) безводный
Ответ: 3
8. Укажите способ образования слова вход.
1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) бессуффиксный
Ответ: 4
9. Укажите ряд, в котором все слова образованы суффиксальным способом.
1) приятный, опёнок, синь
2) водолаз, булочная, тишь
3) волейболист, прыгун, пустота
4) ключик, берёзонька, дядя
Ответ: 3
10. Укажите неверное утверждение.
1) слово автозаводско́й образовано суффиксальным способом
2) слово тишь образовано бессуффиксным способом
3) слово диван-кровать образовано сложением основ
4) слово поехать образовано приставочным способом
Ответ: 3
Часть 2
Внимательно прочитайте текст, выполните задания 11 — 15.
(1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и до этого садился в ванну, и тысячи людей до него делали то же самое. (3)Но до того исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (4)Архимед удивился. (5)Когда он удивился — он задумался. (6)А когда он задумался - он открыл великую тайну природы. (7)Наверное, открытия совершают даже не те, у кого ума палата, а прежде всего неравнодушные люди.
(По Г. Скребицкому)
11. Напишите способ образования слова почувствовал.
Ответ: приставочный
12. Выпишите из предложения 7 слово, образованное приставочным способом.
Ответ: неравнодушные
Часть 3
13. Определите тему и идею текста.
14. Озаглавьте текст.
15. Напишите, что вы знаете о великих открытиях, или ответьте на вопрос: «Почему важно уметь удивляться?»
Вариант 2
Часть 1
1. Укажите неверное суждение.
1) слова в русском языке чаще всего образуются от других слов с помощью прибавления к ним морфем
2) слова могут образовываться сложением слов
3) один из способов образования слов в русском языке называется бесприставочным
4) один из способов образования слов в русском языке называется бессуффиксным
Ответ: 3
2. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?
1) сапожок, зубной, землянка
2) вбежать, красавец, глупыш
3) дипломник, циркач, предыстория
4) вредитель, баловень, прародина
Ответ: 1
3. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?
1) сыграть, подполковник, передумать
2) соразмерный, зааплодировать, представление
3) развесёлый, прабабушка, подставка
4) поумнее, прескверный, буквенный
Ответ: 1
4. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом?
1) изголодаться, предвоенный, дисгармония
2) всмотреться, подводный, контратака
3) подснежник, загривок, подоконник
4) настольный, заморский, соавтор
Ответ: 3
5. Укажите слово, образованное бессуффиксным способом.
1) по-прежнему
2) заводской
3) ответ
4) подберёзовик
Ответ: 3
6. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке: гора — горный — ... — горняцкий!
1) горка
2) пригорок
3) гористый
4) горняк
Ответ: 4
7. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?
1) томить — утомить — утомительный — утомительно
2) чёрный — чернеть — почернеть — почерневший
3) цена — ценить — оценить — переоценка
4) душа — душевный — задушевный — задушевность
Ответ: 3
8. Укажите ряд, в котором словообразовательная цепочка построена верно.
1) круг — округ — окружность — окружной
2) круг — округ — окружной — окружность
3) округ — круг — окружной — окружность
4) круг — окружность — округ — окружной
Ответ: 2
9. Укажите ошибочное суждение.
1) слово ход образовано бессуффиксным способом
2) слово ходок образовано суффиксальным способом
3) слово исход образовано приставочным способом
4) слово ходить образовано приставочно-суффиксальным способом
Ответ: 4
10. Укажите неверное суждение.
1) слово листопад образовано бессуффиксным способом
2) слова в русском языке могут образовываться переходом из одной части речи в другую
3) слова домик и домище образованы суффиксальным способом
4) слово подосиновик образовано приставочно-суффиксальным способом
Ответ: 1
Часть 2
Внимательно прочитайте текст, выполните задания 11 — 15.
(1)Под жарким июльским солнцем я уплываю по ручью к небольшому лесному озеру. (2)Оно почти заросло травой. (3)Лес далеко отступил от воды, и озеро кажется тихим и уютным прудом, останавливаю лодку и слушаю спокойную лесную тишину.
(По М. Пришвину)
11. Выпишите из предложения 3 слово самостоятельной части речи без окончания.
Ответ: легко
12. Выпишите из предложений 2 и 3 слова с нулевым окончанием.
Ответ: лес, отступил
Часть 3
13. Определите тему и идею текста.
14. Озаглавьте текст.
15. Напишите сочинение по данному тексту. Ответьте на вопрос: «Что чувствует человек, слушающий спокойную лесную тишину?»