Тесты по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. - Часть 1 - Е. В. Селезнева 2020

Словообразование и орфография
Основные способы образования слов в русском языке

Вариант 1

Часть 1

1. Укажите вариант ответа, в котором указаны все слова, образованые суффиксальным способом.

A) белизна

Б) синий

B) порез

Г) беловатый

1) В, Г

2) Б, В

3) А, Г

4) Б, Г

Ответ: 3

2. Укажите способ образования слов подберёзовик, сокурсник.

1) приставочный

2) суффиксальный

3) приставочно-суффиксальный

4) сложение

Ответ: 3

3. Укажите способ образования слов самолёт, пароход, ледокол.

1) приставочный

2) суффиксальный

3) приставочно-суффиксальный

4) сложение

Ответ: 4

4. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

1) бездельник

2) сестрица

3) конечный

4) матушка

Ответ: 1

5. Укажите слово, образованное приставочным способом.

1) приключение

2) потемнеть

3) здание

4) стульчик

Ответ: 2

6. Укажите слово, образованное сложением слов.

1) плащ-палатка

2) сухофрукт

3) сталевар

4) вечерок

Ответ: 1

7. Укажите слово, образованное суффиксальным способом.

1) подлещик

2) безвкусица

3) водяной

4) безводный

Ответ: 3

8. Укажите способ образования слова вход.

1) приставочный

2) суффиксальный

3) приставочно-суффиксальный

4) бессуффиксный

Ответ: 4

9. Укажите ряд, в котором все слова образованы суффиксальным способом.

1) приятный, опёнок, синь

2) водолаз, булочная, тишь

3) волейболист, прыгун, пустота

4) ключик, берёзонька, дядя

Ответ: 3

10. Укажите неверное утверждение.

1) слово автозаводско́й образовано суффиксальным способом

2) слово тишь образовано бессуффиксным способом

3) слово диван-кровать образовано сложением основ

4) слово поехать образовано приставочным способом

Ответ: 3

Часть 2

Внимательно прочитайте текст, выполните задания 11 — 15.

(1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и до этого садился в ванну, и тысячи людей до него делали то же самое. (3)Но до того исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (4)Архимед удивился. (5)Когда он удивился — он задумался. (6)А когда он задумался - он открыл великую тайну природы. (7)Наверное, открытия совершают даже не те, у кого ума палата, а прежде всего неравнодушные люди.

(По Г. Скребицкому)

11. Напишите способ образования слова почувствовал.

Ответ: приставочный

12. Выпишите из предложения 7 слово, образованное приставочным способом.

Ответ: неравнодушные

Часть 3

13. Определите тему и идею текста.

14. Озаглавьте текст.

15. Напишите, что вы знаете о великих открытиях, или ответьте на вопрос: «Почему важно уметь удивляться?»

Вариант 2

Часть 1

1. Укажите неверное суждение.

1) слова в русском языке чаще всего образуются от других слов с помощью прибавления к ним морфем

2) слова могут образовываться сложением слов

3) один из способов образования слов в русском языке называется бесприставочным

4) один из способов образования слов в русском языке называется бессуффиксным

Ответ: 3

2. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?

1) сапожок, зубной, землянка

2) вбежать, красавец, глупыш

3) дипломник, циркач, предыстория

4) вредитель, баловень, прародина

Ответ: 1

3. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?

1) сыграть, подполковник, передумать

2) соразмерный, зааплодировать, представление

3) развесёлый, прабабушка, подставка

4) поумнее, прескверный, буквенный

Ответ: 1

4. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом?

1) изголодаться, предвоенный, дисгармония

2) всмотреться, подводный, контратака

3) подснежник, загривок, подоконник

4) настольный, заморский, соавтор

Ответ: 3

5. Укажите слово, образованное бессуффиксным способом.

1) по-прежнему

2) заводской

3) ответ

4) подберёзовик

Ответ: 3

6. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке: гора — горный — ... — горняцкий!

1) горка

2) пригорок

3) гористый

4) горняк

Ответ: 4

7. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?

1) томить — утомить — утомительный — утомительно

2) чёрный — чернеть — почернеть — почерневший

3) цена — ценить — оценить — переоценка

4) душа — душевный — задушевный — задушевность

Ответ: 3

8. Укажите ряд, в котором словообразовательная цепочка построена верно.

1) круг — округ — окружность — окружной

2) круг — округ — окружной — окружность

3) округ — круг — окружной — окружность

4) круг — окружность — округ — окружной

Ответ: 2

9. Укажите ошибочное суждение.

1) слово ход образовано бессуффиксным способом

2) слово ходок образовано суффиксальным способом

3) слово исход образовано приставочным способом

4) слово ходить образовано приставочно-суффиксальным способом

Ответ: 4

10. Укажите неверное суждение.

1) слово листопад образовано бессуффиксным способом

2) слова в русском языке могут образовываться переходом из одной части речи в другую

3) слова домик и домище образованы суффиксальным способом

4) слово подосиновик образовано приставочно-суффиксальным способом

Ответ: 1

Часть 2

Внимательно прочитайте текст, выполните задания 11 — 15.

(1)Под жарким июльским солнцем я уплываю по ручью к небольшому лесному озеру. (2)Оно почти заросло травой. (3)Лес далеко отступил от воды, и озеро кажется тихим и уютным прудом, останавливаю лодку и слушаю спокойную лесную тишину.

(По М. Пришвину)

11. Выпишите из предложения 3 слово самостоятельной части речи без окончания.

Ответ: легко

12. Выпишите из предложений 2 и 3 слова с нулевым окончанием.

Ответ: лес, отступил

Часть 3

13. Определите тему и идею текста.

14. Озаглавьте текст.

15. Напишите сочинение по данному тексту. Ответьте на вопрос: «Что чувствует человек, слушающий спокойную лесную тишину?»