Тесты по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. - Часть 1 - Е. В. Селезнева 2020
Словообразование и орфография
Обобщающее повторение по теме словообразование и орфография
Вариант 1
Часть 1
1. Разные формы одного и того же слова образуются с помощью
1) суффикса
2) приставки
3) корня
4) окончания
Ответ: 4
2. Какое слово состоит из двух приставок, корня, двух суффиксов и окончания?
1) преподносил
2) расположение
3) избирали
4) зажечь
Ответ: 1
3. Найдите ошибку в определении способа образования слова.
1) болтун — суффиксальный
2) пылесос — сложение основ
3) ванная — переход из одной части речи в другую
4) переходник — приставочный
Ответ: 4
4. Укажите слово с ошибкой.
1) кашевар
2) мореплаватель
3) землятрясение
4) вертолёт
Ответ: 3
5. Укажите неправильное объяснение выбора орфограммы.
1) пр..усадебный — приставка ПРИ-, имеет значение «близость к чему-либо»
2) к..саешься — в корне -КАС- пишется А, так как после него следует суффикс -А-
3) дез..нформация — после приставки на согласный пишется Ы, так как слово без приставки начинается с И
4) заг..ретъ — в безударном положении в корне пишется буква О
Ответ: 3
6. В каком ряду пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
1) зап..рать, бл..стательный, изд..лека
2) уд..вительный, зар..дил, прибл..жаться
3) к..сательная, гл..тать, задр..жал
4) вы..снить, зап..рать, р..стительный
Ответ: 2
7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) тр..сина
2) к..са
3) ск..сить
4) расст..лить
Ответ: 4
8. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется буква А?
1) сл..гать, р..стение, р..сток
2) заг..рел, возр..ст, к..сается
3) к..сательная, р..сток, приг..рел
4) отр..сль, предл..гаешь, изл..гаешь
Ответ: 4
9. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?
1) пр..винтить, пр..школьный, пр..небречь
2) пр..сутствовать, пр..кратить, пр..лечь
3) пр..ехать, пр..смотреться, пр..целиться
4) пр..пятствие, пр..глядеться, пр..шёл
Ответ: 3
10. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) бе..цельный, не..добровать, бе..полезный, чере..чур
2) отр..слевой, прик..снуться, изл..гать, выр..щенный
3) с..экономить, об..явить, в..езд, из..ян
4) без..звестный, пред..стория, супер..гра, без..нициативный
Ответ: 1
Часть 2
Внимательно прочитайте текст, выполните задания 11 — 15.
(1)Спорый дождь льётся отвесно, сильно. (2)Он всегда приближается с набегающим шумом.
(3)Особенно хорош спорый дождь на реке. (4)Каждая его капля выбивает по воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает. (5)При этом по всей реке стоит стеклянный звон. (6)По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или отдыхает.
(К. Паустовский)
11. Выпишите из предложений 1 — 4 слово, правописание приставки в котором определяется её значением — приближение.
Ответ: приближается
12. Выпишите из предложений 4 — 6 слово, правописание которого определяется правилом: «В корнях с чередованием Е — И пишется буква И, если после корня стоит суффикс -А-».
Ответ: набирает
Часть 3
13. Определите тему текста.
14. Озаглавьте текст.
15. Расскажите о своих наблюдениях за дождём.
Вариант 2
Часть 1
1. Эффективность — эффективный — это
1) синонимы
2) разные формы одного слова
3) однокоренные слова
4) антонимы
Ответ: 3
2. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания?
1) задумать 3) вдумчивый
2) расстелил 4) прибрежный
Ответ: 2
3. Найдите ошибку в определении способа образования слова.
1) подберёзовик — приставочно-суффиксальный
2) почернеть — приставочный
3) (школьная) столовая — переход слова из одной части речи в другую
4) завод — приставочный
Ответ: 4
4. Укажите слово с ошибкой.
1) пешеход
2) птицылов
3) вездеход
4) зверолов
Ответ: 2
5. Укажите неправильное объяснение выбора орфограммы.
1) пр..морский — приставка ПРИ-, имеет значение «близость к чему-либо»
2) к..саться — в корне -КАС- пишется А, так как после него следует суффикс -А-
3) супер..гра — после приставки на согласный пишется Ы, так как слово без приставки начинается с И
4) заг..рается — в безударном положении в корне -ГАР- — -ГОР- пишется буква О
Ответ: 3
6. В каком ряду пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
1) ед..ница, уд..литься, запл..сать
2) прист..гнуться, гл..тать, изл..жение
3) бл..снуть, к..саться, г..лодный
4) привл..кательный, в..сёлый, заг..релый
Ответ: 1
7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) р..створ
2) л..жбинка
3) сл..гаемое
4) р..стаять
Ответ: 3
8. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква А?
1) р..стительность, изл..гать, р..сточек
2) р..стение, отр..стать, пол..гаться
3) выр..щенный, приг..рать, прил..гать
4) подр..стать, распол..житься, водор..сли
Ответ: 2
9. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?
1) пр..учить, пр..сесть, пр..клеить
2) пр..гласить, пр..образиться, пр..ключение
3) пр..чина, пр..лестный, пр..влечь
4) пр..добрый, пр..ехать, пр..усадебный
Ответ: 1
10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ..дать, бе..честный, ..доровье, и..чезать
2) расст..лать, пр..морский, бл..стательный, заб..раться
3) без..сходный, под..тожить, без..мянный, сверх..нтересный
4) прик..сновение, разг..раться, прор..стать, заг..рел
Ответ: 2
Часть 2
Внимательно прочитайте текст, выполните задания 11 — 15.
(1)В августе в окрестных лесах появляется много грибов.
(2)Собираемся и идём в лес.
(3)3а деревней расстилаются широкие поля. (4)По тропинке направляемся к дальней роще. (5)3десь всегда много грибов. (6)Из-под листика виднеется шляпка сыроежки. (7)Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.
(По М. Пришвину)
11. Из предложений 1 — 4 выпишите слово(-а), правописание которого(-ых) определяется правилом: «В корнях с чередованием Е — И пишется буква И, если после корня стоит суффикс -А-».
Ответ: собираемся, расстилаются
12. Из предложений 5 — 7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки на -3/-С следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».
Ответ: расходятся
Часть 3
13. Определите тему текста.
14. Озаглавьте текст.
15. Расскажите о своей прогулке по лесу.