Тесты по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. - Часть 1 - Е. В. Селезнева 2020

Повторение изученного в 5 классе
Синтаксис

Вариант 1

Часть 1

1. Какая пара слов является словосочетанием?

1) пишет письмо

2) около компьютера

3) выпал снег

4) чёрные и белые

Ответ: 1

2. Укажите словосочетание, в котором неверно выделено главное слово.

1) медленно шёл

2) удивительный вечер

3) запись в тетрадях

4) бег на месте

Ответ: 2

3. Укажите нераспространённое предложение.

1) Вчера была сильная гроза.

2) Сверкала молния.

3) Гремел страшный гром.

4) На небе появились тучи.

Ответ: 2

4. Укажите верную характеристику предложения.

Когда припекло солнышко, на пригорках появились бледные стебельки подснежников.

1) простое распространённое предложение

2) простое предложение, осложнено однородными сказуемыми

3) простое предложение с однородными членами и обобщающим словом

4) сложноподчинённое предложение

Ответ: 4

5. В каком предложении неверно расставлены знаки препинания?

1) Из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.

2) Солнце поднимается выше, и разбрасывает свои лучи по необъятным полям жёлтой пшеницы.

3) День выдался тёплый, и лес освещают яркие лучи солнца.

4) Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики, подберёзовики.

Ответ: 2

6. Укажите предложение с однородными членами. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В вазе лежали яблоки на столе было два апельсина.

2) В вазе лежали яблоки груши апельсины.

3) Погода сегодня солнечная и настроение улучшается.

4) Вдруг две большие собаки бросились на меня.

Ответ: 2

7. В каком предложении союз И связывает части сложного предложения? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Солнце не растопило всю тучу и бесследно исчезло.

2) Осень уже раздела кусты лозняка и разбросала по песку его лимонные листья.

3) По сторонам тропы высокими стенами стоял шиповник и цвёл алым огнём.

4) Вдруг дверь кабинета скрипнула и показалось незнакомое лицо.

Ответ: 4

8. Укажите верное объяснение постановки или отсутствия запятой в предложении.

Лес поредел ( ) и земля покрылась разноцветными листьями.

1) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

2) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая

3) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

Ответ: 2

9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) «Что вам угодно, батюшка?» - спросила она.

2) Последние отблески вечерней зари погасли и тёмная ночь спустилась на землю.

3) Через окно я увидел, что большая серая птица села на ветку клёна в саду.

4) Рыбки в аквариуме лениво шевелили плавниками и сонно смотрели сквозь стекло.

Ответ: 2

10. Укажите пример с нарушением речевой нормы.

1) ляг поспи

2) детский шампунь

3) баловАть

4) перец жгёт

Ответ: 4

Часть 2

Внимательно прочитайте текст, выполните задания 11 — 15.

(1)В знойном воздухе ещё с самого обеда со всех сторон тяжело громоздились облака. (2)А потом на юге засинелась, неизвестно откуда стала расти и приближаться грозная тёмно-синяя туча.

(3)Солнце закрылось облаками. (4)Вода в пруду приняла зловеще-чёрный оттенок. (5)Вдруг поднявшийся свежий ветер сильнее подул в лицо, пригнул траву, пробежал по ней, поднял с дороги пыль и листья, закружил их и понёс на деревню. (6)Стало вдруг пасмурно, сумрачно. (7)Наступила тишина.

(По П. Романову)

11. Найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

Ответ: 2, 5, 6

12. Напишите номер нераспространённого предложения.

Ответ: 7

Часть 3

13. Определите тему текста.

14. Озаглавьте текст.

15. Каким настроением проникнут текст?

Вариант 2

Часть 1

1. Какая пара слов является словосочетанием?

1) сосна подросла

2) приставки и суффиксы

3) передо мной

4) собирали грибы

Ответ: 4

2. Укажите словосочетание, в котором главное слово — имя существительное.

1) встретил на улице

2) яркие лучи

3) очень громко

4) шёл по тропинке

Ответ: 2

3. Укажите нераспространённое предложение.

1) Мы очень устали.

2) Наступил вечер.

3) Всем понравился спектакль.

4) Быстро выполнили задание.

Ответ: 2

4. Укажите верную характеристику предложения.

Весной с юга к нам прилетают разные птицы: скворцы, грачи, ласточки.

1) простое распространённое предложение

2) простое предложение, осложнено однородными сказуемыми

3) простое предложение с однородными членами и обобщающим словом

4) сложноподчинённое предложение

Ответ: 3

5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Подошёл котёнок к миске с молоком и ткнулся в неё мордочкой.

2) Все уснули и наступила долгожданная тишина.

3) Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?

4) Улица была заполнена разными машинами: мотоциклами, легковыми, грузовиками.

Ответ: 2

6. Укажите предложение с однородными членами. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Летние грозы проходят над землёй и заваливаются за горку.

2) Автобус остановился и все вышли из него.

3) Осенний пожар окончательно погас и только молодой дубок пламенел несброшенной листвой.

4) Лесная дорожка вела к узкой ложбинке.

Ответ: 1

7. В каком предложении союз И связывает части сложного предложения? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Берёзы за одну ночь пожелтели и листья посыпались с них печальным дождём.

2) Плыть было тяжело и нерадостно.

3) Я выхожу на поляну и вижу густой старый ельник.

4) Над озером висели тяжёлые и низкие тучи.

Ответ: 1

8. Укажите верное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Незаметно подошла весна ( ) и на берёзах распустились клейкие листочки.

1) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

2) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая

3) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

Ответ: 2

9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) «Где же вожатый?» — спросил я у Савельича.

2) Мяч ударился в штангу и отскочил к кромке поля.

3) Объявление гласило, что горячая вода отключена из-за аварии.

4) Морская пена шипела и брызги воды летели по воздуху.

Ответ: 4

10. Укажите пример с нарушением речевой нормы.

1) килограмм помидоров

2) красная фасоль

3) облегчИть

4) ляжьте на пол

Ответ: 4

Часть 2

Внимательно прочитайте текст, выполните задания 11 — 15.

(1) Скоро стали видны и развалины города.

(2) У самого берега сияли выбитыми окнами уцелевшие стены дворцов, кругом них бессмысленно и страшно громоздились, вздымались, торчали зубьями, лежали кучами остатки городских стен. (3)Иногда совершенно пустые места виднелись среди развалин. (4)Безоблачное, нежное небо стояло над развалинами. (5)Ослепительное солнце топило их в белом свете. (6)Синее море послушно лежало у берегов.

(По С. Городецкому)

11. Напишите номер бессоюзного сложного предложения.

Ответ: 2

12. Напишите номер предложения с однородными определениями.

Ответ: 4

Часть 3

13. Определите тему текста.

14. Озаглавьте текст.

15. Каким настроением проникнут текст?