Тесты по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. - Часть 1 - Е. В. Селезнева 2020
Повторение изученного в 5 классе
Синтаксис
Вариант 1
Часть 1
1. Какая пара слов является словосочетанием?
1) пишет письмо
2) около компьютера
3) выпал снег
4) чёрные и белые
Ответ: 1
2. Укажите словосочетание, в котором неверно выделено главное слово.
1) медленно шёл
2) удивительный вечер
3) запись в тетрадях
4) бег на месте
Ответ: 2
3. Укажите нераспространённое предложение.
1) Вчера была сильная гроза.
2) Сверкала молния.
3) Гремел страшный гром.
4) На небе появились тучи.
Ответ: 2
4. Укажите верную характеристику предложения.
Когда припекло солнышко, на пригорках появились бледные стебельки подснежников.
1) простое распространённое предложение
2) простое предложение, осложнено однородными сказуемыми
3) простое предложение с однородными членами и обобщающим словом
4) сложноподчинённое предложение
Ответ: 4
5. В каком предложении неверно расставлены знаки препинания?
1) Из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.
2) Солнце поднимается выше, и разбрасывает свои лучи по необъятным полям жёлтой пшеницы.
3) День выдался тёплый, и лес освещают яркие лучи солнца.
4) Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики, подберёзовики.
Ответ: 2
6. Укажите предложение с однородными членами. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В вазе лежали яблоки на столе было два апельсина.
2) В вазе лежали яблоки груши апельсины.
3) Погода сегодня солнечная и настроение улучшается.
4) Вдруг две большие собаки бросились на меня.
Ответ: 2
7. В каком предложении союз И связывает части сложного предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Солнце не растопило всю тучу и бесследно исчезло.
2) Осень уже раздела кусты лозняка и разбросала по песку его лимонные листья.
3) По сторонам тропы высокими стенами стоял шиповник и цвёл алым огнём.
4) Вдруг дверь кабинета скрипнула и показалось незнакомое лицо.
Ответ: 4
8. Укажите верное объяснение постановки или отсутствия запятой в предложении.
Лес поредел ( ) и земля покрылась разноцветными листьями.
1) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
2) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая
3) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
Ответ: 2
9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) «Что вам угодно, батюшка?» - спросила она.
2) Последние отблески вечерней зари погасли и тёмная ночь спустилась на землю.
3) Через окно я увидел, что большая серая птица села на ветку клёна в саду.
4) Рыбки в аквариуме лениво шевелили плавниками и сонно смотрели сквозь стекло.
Ответ: 2
10. Укажите пример с нарушением речевой нормы.
1) ляг поспи
2) детский шампунь
3) баловАть
4) перец жгёт
Ответ: 4
Часть 2
Внимательно прочитайте текст, выполните задания 11 — 15.
(1)В знойном воздухе ещё с самого обеда со всех сторон тяжело громоздились облака. (2)А потом на юге засинелась, неизвестно откуда стала расти и приближаться грозная тёмно-синяя туча.
(3)Солнце закрылось облаками. (4)Вода в пруду приняла зловеще-чёрный оттенок. (5)Вдруг поднявшийся свежий ветер сильнее подул в лицо, пригнул траву, пробежал по ней, поднял с дороги пыль и листья, закружил их и понёс на деревню. (6)Стало вдруг пасмурно, сумрачно. (7)Наступила тишина.
(По П. Романову)
11. Найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
Ответ: 2, 5, 6
12. Напишите номер нераспространённого предложения.
Ответ: 7
Часть 3
13. Определите тему текста.
14. Озаглавьте текст.
15. Каким настроением проникнут текст?
Вариант 2
Часть 1
1. Какая пара слов является словосочетанием?
1) сосна подросла
2) приставки и суффиксы
3) передо мной
4) собирали грибы
Ответ: 4
2. Укажите словосочетание, в котором главное слово — имя существительное.
1) встретил на улице
2) яркие лучи
3) очень громко
4) шёл по тропинке
Ответ: 2
3. Укажите нераспространённое предложение.
1) Мы очень устали.
2) Наступил вечер.
3) Всем понравился спектакль.
4) Быстро выполнили задание.
Ответ: 2
4. Укажите верную характеристику предложения.
Весной с юга к нам прилетают разные птицы: скворцы, грачи, ласточки.
1) простое распространённое предложение
2) простое предложение, осложнено однородными сказуемыми
3) простое предложение с однородными членами и обобщающим словом
4) сложноподчинённое предложение
Ответ: 3
5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Подошёл котёнок к миске с молоком и ткнулся в неё мордочкой.
2) Все уснули и наступила долгожданная тишина.
3) Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
4) Улица была заполнена разными машинами: мотоциклами, легковыми, грузовиками.
Ответ: 2
6. Укажите предложение с однородными членами. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Летние грозы проходят над землёй и заваливаются за горку.
2) Автобус остановился и все вышли из него.
3) Осенний пожар окончательно погас и только молодой дубок пламенел несброшенной листвой.
4) Лесная дорожка вела к узкой ложбинке.
Ответ: 1
7. В каком предложении союз И связывает части сложного предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Берёзы за одну ночь пожелтели и листья посыпались с них печальным дождём.
2) Плыть было тяжело и нерадостно.
3) Я выхожу на поляну и вижу густой старый ельник.
4) Над озером висели тяжёлые и низкие тучи.
Ответ: 1
8. Укажите верное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Незаметно подошла весна ( ) и на берёзах распустились клейкие листочки.
1) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
2) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая
3) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
Ответ: 2
9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) «Где же вожатый?» — спросил я у Савельича.
2) Мяч ударился в штангу и отскочил к кромке поля.
3) Объявление гласило, что горячая вода отключена из-за аварии.
4) Морская пена шипела и брызги воды летели по воздуху.
Ответ: 4
10. Укажите пример с нарушением речевой нормы.
1) килограмм помидоров
2) красная фасоль
3) облегчИть
4) ляжьте на пол
Ответ: 4
Часть 2
Внимательно прочитайте текст, выполните задания 11 — 15.
(1) Скоро стали видны и развалины города.
(2) У самого берега сияли выбитыми окнами уцелевшие стены дворцов, кругом них бессмысленно и страшно громоздились, вздымались, торчали зубьями, лежали кучами остатки городских стен. (3)Иногда совершенно пустые места виднелись среди развалин. (4)Безоблачное, нежное небо стояло над развалинами. (5)Ослепительное солнце топило их в белом свете. (6)Синее море послушно лежало у берегов.
(По С. Городецкому)
11. Напишите номер бессоюзного сложного предложения.
Ответ: 2
12. Напишите номер предложения с однородными определениями.
Ответ: 4
Часть 3
13. Определите тему текста.
14. Озаглавьте текст.
15. Каким настроением проникнут текст?