Тесты по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. - Часть 1 - Е. В. Селезнева 2020

Лексикология и фразеология. Культура речи
Повторение изученного в 5 классе

Вариант 1

Часть 1

1. Какое слово является однозначным?

1) бакен

2) игла

3) хвост

4) варить

Ответ: 1

2. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

1) острый нож

2) пламя костра

3) пустые разговоры

4) правильный ответ

Ответ: 3

3. В каком ряду все словосочетания употреблены в прямом значении?

1) рассеянный взгляд, рассеянный человек, посеянные семена

2) тёплая комната, тёплый свитер, тёплая погода

3) громкий голос, громкое дело, громкий крик

4) ледяная глыба, ледяная горка, ледяной взгляд

Ответ: 2

4. В каком предложении есть антонимы?

1) Чем дальше в лес, тем больше дров.

2) Яблочко от яблоньки недалеко падает.

3) Мороз невелик, да стоять не велит.

4) Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Ответ: 4

5. В каком предложении есть синонимы?

1) Готовь сани летом, а телегу зимой.

2) Из огня да в полымя.

3) Гусь свинье не товарищ.

4) Каков разум, таковы и речи.

Ответ: 2

6. В каком ряду не все слова являются синонимами?

1) хвалить, хвастаться, одобрять

2) угасать, таять, чахнуть

3) хитрить, лукавить, лицемерить

4) устать, измучиться, изнемочь

Ответ: 1

7. Укажите неверное суждение.

1) многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия, в чём-либо сходные между собой

2) в толковых словарях можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным

3) многие слова наряду с прямым значением могут иметь переносное значение

4) слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются синонимами

Ответ: 4

8. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить слово каменистый?

1) В жаркие летние дни каменный город изнывал от солнца.

2) Натянутая улыбка так не шла к его каменному лицу.

3) В каменную пыль впечатались следы босых ног.

4) На крутых склонах с каменной почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.

Ответ: 4

9. В каком слове нарушена лексическая сочетаемость?

1) чистый воздух

2) потоки воздуха

3) шум леса

4) грибной снег

Ответ: 4

10. Укажите слово, которое имеет омоним.

1) пароход

2) клуб

3) дым

4) побежал

Ответ: 2

Часть 2

Внимательно прочитайте текст, выполните задания 11 — 13.

(1)Герда приплыла к большому вишнёвому саду, в котором приютился домик с красными и синими стёклами в окошках и с соломенной крышей. (2)У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали честь всем, кто проплывал мимо. (3)Герда закричала им - она приняла их за живых, но они, понятно, не ответили ей. (4)Вот она подплыла к ним ещё ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала ещё громче. (5)Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами.

(По Г. Х. Андерсену)

11. Из предложения 4 выпишите синонимы, обозначающие приближение.

Ответ: подплыла, подошла

12. Подберите и запишите антоним(-ы) к слову чудесными из предложения 5.

Ответ: некрасивыми, ужасными, безобразными

Часть 3

13. Напишите сочинение по данному тексту. Ответьте на вопрос: «Почему Герда отправилась в опасное путешествие?»

Вариант 2

Часть 1

1. Какое слово является однозначным?

1) хрустальный

2) кабинет

3) гнездо

4) жюри

Ответ: 4

2. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

1) чёрный кофе

2) сгорать от любопытства

3) слушать радио

4) говорящий попугай

Ответ: 2

3. В каком ряду все словосочетания употреблены в переносном значении?

1) лисья хитрость, железная воля, серебряная цепочка

2) глубокий пруд, медвежья услуга, холодный ум

3) туманный намёк, золотые руки, дырявая память

4) чистая посуда, тёплый приём, золотой характер

Ответ: 3

4. В каком предложении есть антонимы?

1) Перо пишет, а ум водит.

2) Что с возу упало, то пропало.

3) Горя бояться — счастья не видать.

4) На то и щука в море, чтоб карась не дремал.

Ответ: 3

5. Какая пара слов не является антонимами?

1) шторм — штиль

2) молодой — старый

3) горе — несчастье

4) разноцветный — однотонный

Ответ: 3

6. В каком предложении есть синонимы?

1) Что посеешь, то и пожнёшь.

2) Где мёд, там и мухи.

3) То потухнет, то погаснет.

4) У горькой беды нет сладкой еды.

Ответ: 3

7. Укажите неверное суждение.

1) слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются антонимами

2) омонимы — слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению

3) у слова может быть только одно лексическое значение

4) синонимы могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения

Ответ: 3

8. В каком предложении вместо слова водянистый нужно употребить слово водяной!

1) Суп был невкусный, водянистый.

2) Он смотрел на меня своими водянистыми глазами.

3) Художник использовал водянистые краски.

4) Поверхность пруда была покрыта водянистыми растениями.

Ответ: 4

9. В каком слове нарушена лексическая сочетаемость?

1) пустая комната

2) пустой человек

3) пустынная кастрюля

4) пустынная местность

Ответ: 3

10. Укажите слово, у которого нет омонима.

1) наряд

2) лесник

3) коса

4) ручка

Ответ: 2

Часть 2

Внимательно прочитайте текст, выполните задания 11 — 13.

(1)3а окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. (2)Она была так прелестна, нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! (3)Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. (4)Она кивнула мальчику и поманила его рукой. (5)Мальчуган испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.

(По Г. Х. Андерсену)

11. Из предложения 2 выпишите синонимы.

Ответ: прелестна — нежна; ослепительного — сверкающего

12. Запишите антоним к слову сияли из предложения 3.

Ответ: погасли

Часть 3

13. Напишите сочинение по данному тексту. Ответьте на вопрос: «Почему Кай испугался Снежной королевы?»