Русский язык 7 класс - Комплексный анализ текста - Рабочая тетрадь - А. Б. Малюшкин 2019


Справочные материалы

 Диалог — разговор двух или нескольких лиц.

Метафора — переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому, причем может использоваться и сходство, и различие (костер рябины красной, ручка двери, подошва горы, хвост очереди). Особый вид метафоры — олицетворение — уподобление неживого предмета живому существу (воют ветры, вьюга злится, шепчутся деревья).

Монолог — речь одного лица.

Основная мысль текста — это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.

Параллельная связь предложений в тексте — предложения, начиная со второго и по смыслу, и грамматически связаны с первым.

Сравнение — определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим (луна, словно репа; небо, как колокол; месяц — язык).

Стили речи: разговорный стиль используется для того, чтобы обменяться сведениями, мыслями или поделиться чувствами с близкими, хорошо знакомыми людьми. Он уместен в домашней или другой неофициальной обстановке, а также в дружеских письмах, посланиях;

научный стиль используется для точной передачи научных знаний. На нем написаны статьи в учебниках, словарях, энциклопедиях. Научный стиль характеризуется наличием специальных слов — терминов. Научный стиль требует точности и однозначности, поэтому слова в нем употребляются только в одном значении;

официально-деловой стиль — это стиль заявлений, справок, постановлений и других документов. Основная цель этого стиля речи — точная передача деловой информации;

публицистический стиль — это стиль газет и журналов, выступлений на митингах и собраниях, по радио и телевидению. Основная цель этого стиля — воздействовать на читателя и слушателя, т. е. в чем-то убедить, к чему-то призвать;

художественной стиль — это стиль художественной литературы: рассказов, повестей, романов, стихотворений и др. Цель этого стиля — воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин. Одна из особенностей художественного стиля состоит в использовании образных средств языка: эпитетов, метафор, олицетворений и др.

Тема текста — это то, о чем (или о ком) в нем говорится.

Текст — это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте — порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.

Типы речи: описание — изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать — значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий. Построение текста: зачин (общее представление предмета), срединная часть (перечисление отличительных признаков), концовка (вывод или предложение, просто заканчивающее перечисление признаков). К текстам описательного характера можно поставить вопрос какой?;

повествование — рассказ о действиях и событиях в определенном порядке (что было сначала, что потом .. и наконец). Построение текста: вступление (экспозиция) (сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои, с которыми это произошло), завязка (момент, с которого начинается событие), основная часть (развитие действия), кульминация (момент наивысшего накала событий), развязка (окончание в развитии событий). К текстам повествовательного характера моно поставить вопрос что произошло?;

рассуждение — изложение причин явлений и событий, их взаимная связь. Основа рассуждения — перечисление фактов, доказательств, обосновывающих вывод, к которому стремится привести читателя автор. Построение текста: тезис (основная мысль, то, что надо доказать), доказательства (с примерами), вывод (заключение, обобщение). В некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод. К текстам — рассуждениям можно поставить вопрос почему?

Цепная связь предложений в тексте — предложения связаны по смыслу, последовательно, как бы по цепочке: второе — с первым, третье — со вторым и т. д. Такие предложения могут сцепляться при помощи повторяющихся или однокоренных слов, местоимений и др.

Эпитет — слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его свойства, качества, признаки. Эпитеты могут быть выражены разными частями речи (матушка — Волга, ветер — бродяга. очи светлые, сыра земля).

Содержание

Методические рекомендации для учителя

Повторение в начале года

Текст 1

Текст 2

Текст 3

Причастие

Текст 4

Текст 5

Текст 6

Деепричастие

Текст 7

Текст 8

Текст 9

Наречие

Текст 10

Текст 11

Текст 12

Текст 13

Текст 14

Предлог

Текст 15

Текст 16

Текст 17

Союз

Текст 18

Текст 19

Частица

Текст 20

Текст 21

Текст 22

Междометие

Текст 23

Повторение в конце года

Текст 24

Текст 25

Текст 26

Справочные материалы