Русский язык 7 класс - Комплексный анализ текста - Рабочая тетрадь - А. Б. Малюшкин 2019
Повторение в конце года
Текст 24
Самое лучш..е в мире — смотреть, как р..ждается новый день! В небе вспыхнул первый луч солнца — ночная тьма т..хонько пряч..тся в ущелья гор трещ..ны камней пряч..тся в густой листве деревьев в круж..вах травы окроплен..ой р..сою. Вершины горы улыбают..ся ласк..вой улыбкой, точно говорят мя..ким теням ночи Не бойтесь — это солнце!
Доброе солнце см..ется: эти волны всю ночь играя кружились и теперь они такие растрепан..ые их зеленые одежды измяты барх..тные шлейфы спутан..ы.
Добрый день говорит солнце подн..маясь над морем.
Из трещин камней выб..гают зеленые ящ..рицы и м..гая сон..ыми глазками говорят друг дружке Сегодня будет жарко!
Пр..снулись красн..грудые малиновки покач..ваясь на тонких ножках и то (же) поют свою песню тихой радости.
Гоняясь за мошками м..лькают ласточки и стрижи, точно ч..рные стрелы, и зв..нят радос..но и счас..ливо, — хорошо иметь быстрые, ле..кие крылья!
Пр..сыпают..ся люди, те, для которых вся жизнь — труд.
День пр..шел.
Добрый день дети и пусть в жизн.. вашей будет множ..ство добрых дней.
(По М. Горькому.)
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст: …
3. Тема текста.
4. Основная мысль текста.
5. Стиль текста (докажите свое мнение).
6. Тип текста (докажите свое мнение).
7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
8. Произведите фонетический разбор слова легкие: …
9. Выпишите из текста примеры:
эпитетов
метафор
сравнений
10. Выпишите из текста наречия и подберите к ним антонимы: …
11. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:
12. Произведите морфологический разбор одного причастия:
I. …
II. …
III. …
14. Найдите в тексте союзы, служащие для связи простых предложений в составе сложного. Заключите их в овал. В данных сложных предложениях подчеркните грамматические основы.
13. Графически обозначьте в тексте причастные и деепричастные обороты.
14. Составьте схемы предложений с прямой речью.
Ответ:
1. Рождение дня. Новорожденный день.
2. Это текст, так как предложения в нем связаны между собой по смыслу и грамматически (параллельной связыо: день -луч -тьма -вершины гор и др.) и объединены в целое темой (говорится о рождении дня) и основной мыслью (заключается в том, что рождение дня — самое лучшее в мире). Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части, обладает относительной завершенностью.
3. Тема текста — рождение нового дня.
4. Основная мысль текста — самое лучшее занятие в мире — смотреть, как рождается новый день.
5. Стиль текста — художественный, автор текста — известный писатель, область применения — художественная литература, цель — воздействие на мысли и чувства читателя, образность, эмоциональность, простота, использование художественных средств (эпитеты, олицетворения).
6. Тип текста — описание, говорится о признаках, которые проявляются одновременно, сначала общая оценка предмета, затем признаки,
содержание текста можно сфотографировать, используются прилагательные и глаголы несовершенного вида настоящего времени.
7, 13, 14.
Самое лучшее в мире — смотреть как(в ◯) рождается новый день! В небе вспыхнул первый луч солнца — ночная тьма тихонько прячется в ущелье гор, трещины камней прячутся в густой листве деревьев, в кружевах травы(х), |окропленной росою| . Вершины горы улыбаются ласковой улыбкой, точно говорят мягким теням ночи: "Не бойтесь — это солнце!"
Доброе солнце смеется: эти волны, |всю ночь играя| (д. об.), кружились (х), и(в ◯) теперь они такие растрепанные, их зеленые одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.
"Добрый день" — говорит(х) солнце, |поднимаясь над морем| (д. об.).
Из трещин камней выбегают зеленые ящерицы и, |мигая сонными глазками| (д. об.), говорят(х) друг дружке: "Сегодня будет жарко!"
Проснулись(х) красногрудые малиновки, |покачиваясь на тонких ножках| (д. об.), и тоже поют свою песню тихой радости.
|Гоняясь за мошками| (д. об.), мелькают(х) ласточки и стрижи, точно черные стрелы, и звенят радостно и счастливо, — хорошо иметь быстрые легкие крылья!
Просыпаются люди, те, для которых вся жизнь — труд.
День прошел.
Добрый день, дети, и(в ◯) пусть в жизни вашей будет множество добрых дней!
8.
9. Эпитеты — ласковой улыбкой; мягким теням; доброе солнце; сонными глазками; быстрые, легкие крылья.
Метафоры — рождается день, в кружевах травы, волны кружились; и теперь растрепанные, их одежды…
Сравнения — точно черные стрелы, точно говорят теням ночи…
10. Тихонько — быстро; радостно — печально; счастливо — горестно.
11.
тихонько, играя, мигая, радостно
бархатные, множество, радости
гоняясь
покачиваясь
12. Окропленной — прич.
I. (Какой?) окропленной. Н. ф. — окропленный
II. Пост. пр.: страдат., сов. в., прош. вр., невозвр.; непост. пр.: полн., в ж. р., ед. ч., Р. п.
III. Травы (какой?) окропленной росою
15. 3) А: "П!"
5) "П," — А.
6) А: "П!"
Текст 25
С (не) запам..тных времен человек употребля..т в пищу (дико) р..стущие плоды и ягоды обл..дающие своеобразным, (не) повт..римым ар..матом и вкусом. Клюква брусника черника малина земл..ника калина — наст..ящие кл..довые в..таминов. В ш..повнике содержит..ся в десять раз больше в..тамина С, чем в лимонах и ап..льсинах а в р..бине в два раза больше в..тамина А, чем в моркови.
Соб..рать плоды и ягоды следу..т в сухую погоду. Собран..ые влажными, они быстрее портят..ся. Ягоды сорван..ые в жаркую погоду быстро вянут, так как содерж..т мен..ше сока. (Не) льзя соб..рать (не) созревшие ягоды, луч..ше оставить их дозреть, что (бы) они нал..лись соком и набрали наибольш..е кол..ичество в..таминов. (Не) соб..райте сухие и загнившие ягоды, так как они (не) содержат цен..ых веществ и могут быть пр..чиной порчи всего сырья.
При сбор.. ягод буд..те ост..рожны и ак..уратны ст..райтесь (не) т..птать ягодные куст..ки. (Не) л..майте деревьев при сбор.. плодов.
Сушите плоды в печах предв..рительно провялив на солнце. Что (бы) ягоды (не) подг..рели и (не) слежались, их (не) обходимо пер..мешивать. Сушен..ые ягоды пр..меняют..ся (в) основном как лекарство.
(Из «Памятки школьнику».)
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст: …
3. Тема текста.
4. Основная мысль текста.
5. Стиль текста.
6. Тип текста.
7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
15. Произведите фонетический разбор слова ягода: …
8. Выпишите из текста слова, в которых происходит чередование гласных в корне слова, дополните их своими примерами, сформулируйте правило.
9. Дайте определение слову витамин:
10. Выпишите из текста примеры слов, образованных следующими способами:
приставочным
суффиксальным
приставочно-суффиксальным
11. Произведите морфологический разбор слова провялив:
I. (сушите) провялив
II. …
III. …
12. Произведите морфологический разбор слова растущие:
I. (плоды) растущие
II. …
III. …
13. Подчеркните в тексте однородные члены предложения, соединенные союзами.
Ответ:
1. Как правильно собирать ягоды. Памятка ягоднику.
2. Это текст, так как предложения в нем связаны между собой по смыслу и грамматически (цепной связью: ягодь -они) и объединены в целое темой (говорится о том, как нужно собирать плоды и ягоды, и основной мыслью (заключается в том, что собирать плоды и ягоды нyжно пpaвильнo). Eгo можнo oзaглaвить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части, обладает относительной завершенностью.
3. Тема текста — сбор плодов и ягод.
4. Основная мысль текста — чтобы плоды и ягоды сохранили наибольшее количество витаминов, их нужно собирать и сушить правильно.
5. Стиль текста — научный, научно-популярный.
6. Тип текста — рассуждение.
7, 13. С незапамятных времен человек употребляет в пищу дикорастущие плоды и(в ◯) ягоды, обладающие своеобразным, неповторимым ароматом и вкусом. Клюква, брусника, черника, малина, земляника, калина — настоящие кладовые витаминов. В шиповнике содержится в десять раз больше витамина) С, чем в лимонах и(в ◯) апельсинах, а в рябине в два раза больше витамина А, чем в моркови.
Собирать плоды и(в ◯) ягоды следует в сухую погоду. Собранные влажными, они быстрее портятся. Ягоды, сорванные в жаркую погоду, быстро вянут, так как содержат меньше сока. Нельзя собирать несозревшие ягоды, лучше оставить их дозреть, чтобы они налились соком и(в ◯) набрали наибольшее количество витаминов. Не собирайте сухие и(в ◯) загнившие ягоды, так как они не содержат ценных веществ и(в ◯) могут быть причиной порчи всего сырья.
При сборе ягод будьте осторожны и(в ◯) аккуратны, старайтесь не топтать ягодные кустики. Не ломайте деревья при сборе плодов. Сушите плоды в печах, предварительно провялив на солнце. Чтобы ягоды не подгорели и(в ◯) не слежались, их необходимо перемешивать. Сушеные ягоды применяются, в основном , как лекарство.
15.
8.
9. Органическое вещество, первоисточником которого обычно служат растения, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма; препарат, содержащий такие вещества.
10. Приставочный — наибольшее, несозревшие, подгорели, дозреть.
Суффиксальный — влажными, быстрее, жаркую, ценных, ягодные, кустики.
Приставочно-суффиксальный — слежались, перемешивать.
11. I. Провялив — деепричастие.
II. Морф. пр.: неизм., сов. в.
III. Сушите (как?) провялив
12. I. Растущие — причастие. Какие? Растущие. Н. ф. — растущий
II. Пост. пр.: действ., наст. в., несов. в., невозвр.; непост. пр.: во мн. ч., В. п.
III. Плоды (какие?) растущие
Текст 26
Солнце уже выгл..нуло (с) зади из (за) города и тихо, без хл..пот пр..нялось за свою работу. (С) начала, дал..ко (в) переди, где небо сходит..ся с землею, около курганчиков и ветрян..ой мельницы, которая (из) дали похожа на маленького человечка размах..вающего руками (по) ползла (по) земле широкая ярко (желтая) полоса; через минуту такая (же) полоса засв..тилась (не) сколько ближе (по) ползла (в) право и охватила холмы; что (то) теплое к..снулось Егорушкиной спины, полоса света подкравшись (с) зади шмыгнула через бричку и лошадей понеслась (на) встречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь (з;с) бросила с себя утрен..юю (полу) тень улыбнулась и засв..ркала р..сой.
(3;с)жатая рож.. бурьян молочай дикая конопля все побуревш..е от зноя, рыж..е и полумертвое, теперь омытое р..сою и обласкан..ое солнцем, оживало, что (б) вновь зацвести. Над дорогой с в..селым криком носились старички, и в траве перекл..кались суслики, где (то) д..леко (в) лево плакали чибисы. Стадо куропаток испуган..ое бричкой вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики св..рчки скр..пачи и м..дведки зат..нули в траве свою скр..пучую, монотон..ую музыку.
(А. Чехов.)
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст: …
3. Основная мысль текста.
4. Стиль текста (докажите свое мнение).
5. Тип текста (докажите свое мнение).
6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
7. Произведите фонетический разбор слова свою: …
8. Выпишите из текста наречия, которые используются для образного изображения утра в степи.
9. Найдите в тексте и выпишите устаревшие слова: …
10. Найдите в тексте предлоги, образованными путем перехода наречий в предлоги. Выпишите их вместе с существительными, к которым они относятся.
11. Выпишите из текста наречия, содержащие орфограммы. Сгруппируйте их по общности орфограммы.
12. Произведите морфологический разбор слова похожа:
I. (мельница) похожа.
II. …
III. …
13. Выпишите из текста последнее предложение и сделайте его синтаксический разбор.
14. Графически обозначьте в тексте причастные и деепричастные обороты.
Ответ:
1. Степь просыпается. Утро в степи.
2. Это текст, так как предложения в нем связаны между собой по смыслу и грамматически (параллельной связью) и объединены в целое темой (говорится о степи) и основной мыслью (заключается в том, что степь, пробуждается, становится краше под лучами утреннего солнца). Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части, обладает относительной завершенностью.
3. Основная мысль текста — степь оживает под лучами утреннего солнца, сверкает, становится все краше.
4. Стиль текста — художественный, автор текста — А. П. Чехов, русский писатель 19 века, текст написан в жанре рассказа, предназначен для многих, сфера применения — художественная литература, цель текста - воздействовать на чувства и мысли читателя/слушателя таким образом, чтобы он мог представить себе описываемую картину, автор использует различные художественные средства, для текста характерна образность.
5. Тип текста — описание, описывается такое явление, как утро в степи, перечисляются признаки, видимые одновременно, дается общее представление о предмете (восход солнца в сети), затем перечисляются отдельные признаки (как видоизменяется степь под солнечными лучами), используются прилагательные и глаголы прошедшего времени несовершенного вида, что характерно для описания.
6, 14. Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка(х), |размахивающего руками| (прич. об.,) поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минута такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, | подкравшись сзади| (дееприч. об.), шмыгнула(х) через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — все(х), |побуревшее от зноя| (прич. об.), рыжее и полумертвое, |теперь омытое росою| (прич. об.) и |обласканное солнцем| (прич. об.), оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, и в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо(х) куропаток, |испуганное бричкой| (прич. об.), вспорхнуло и со своим мягким "тррр" полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.
7.
8. Тихо, ближе, вдруг, уже, вновь; далеко; сначала.
9. Курганчик, бричка.
10. Около курганчиков и ветряной мельницы; навстречу другим полосам.
11. Издали, впереди, сзади, сначала, вновь (слитное правописание наречий). Далеко (безударная гласная в корне).
Вправо, влево (наречие с приставками в-, на-, за-).
12. Похожа — прил.
I. (Какова?) похожа. Н. ф. — похожий.
II. Пост. пр.: качеств.; непост. пр.: в кратк. ф., ж. р., ед. ч.
III. Мельница (какова?) похожа
Кузнечики(сущ.), сверчки(сущ.), скрипачи(сущ.) и(с.) медведки(сущ.) затянули (гл.) в(п.) траве (сущ.) свою (мест.) скрипучую (прил.) монотонную (прил.) музыку (сущ.)
(Повеств., невокл., прост., двусост., распростр., полн., осложнено однород. Подлежащими, выраженными сущ.)