Русский язык 7 класс - Комплексный анализ текста - Рабочая тетрадь - А. Б. Малюшкин 2019


Междометие

Текст 23

— Ах наконец (то) мне дали слово! Я х..чу со..бщить вам, что (не) только существительные или глаголы могут быть мног..значны. Х..рактер междометия то (же) очень сложен! Оно каждый раз поворач..вается к нам другой стороной. Я хочу сказать — зн..чением.

Ах как много (у) меня зн..чений! Это так инт..ресно! И — ах — как трудно! Я пр..красно умею выр..зить радость и ужас восторг и ог..рчение испуг и (не) поддельное изумление. (Не) забывайте (обо) мне б..рите меня с собой, когда х..тите с кем (нибудь) (по) говорить (по) душам.

Ах мне кажет..ся, вы меня (со) всем (не) слуша..те! А ведь я так много могу рас..казать! Точнее, (не) рас..казать а выр..зить.

— Ну что ты! Мы тебя вн..мательно слуша..м. Ведь нам извес..но о тебе еще (с) тех пор, когда мы были (со) всем маленькими. Мы всегда буд..м обращат..ся к тебе за помощью. Забыть тебя или (не) слышать просто (не) возможно!

— Что вы говорите?! Ах я так тронуто! — воскликнуло междометие АХ.

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст: …

3. Основная мысль текста.

4. Стиль текста.

5. Тип текста.

6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

7. Выпишите из текста слова, которые определяют различные значения междометия ах. Приведите свои примеры.

8. Придумайте свои примеры, доказывающие, что междометия выражают различные чувства и побуждения.

9. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Ответ:

1. Многозначное АХ. Выразительное междометие.

2. Это текст, так как предложения в нем связаны между собой по смыслу и грамматически (цепной связью: междометие — оно) и объединены в целое темой (говорится о междометии) и основной мыслью (роль междометий в выражении различных значений). Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части, обладает относительной завершенностью.

3. Основная мысль текста — междометие, несмотря на кажущуюся простоту, способно выражать множество значений.

4. Стиль текста — художественный.

5. Тип текста — рассуждение.

6. -Ах, наконец-то мне дали слово! Я хочу сообщить вам, что не только существительные или глаголы могут быть многозначны. Характер междометия тоже очень сложен! Оно каждый раз поворачивается к нам другой стороной. Я хочу сказать — значением.

Ах, как много у меня значений! Это так интересно! И -ах — как трудно! Я прекрасно умею выразить радость и ужас, восторг и огорчение, испуг и неподдельное изумление. Не забывайте обо мне, берите меня с собой, когда хотите с кем-нибудь поговорить по душам.

Ах, мне кажется, вы меня совсем не слушаете! А ведь я так много могу рассказать! Точнее, не рассказать, а выразить.

— Ну что ты! Мы тебя внимательно слушаем. Ведь нам известно о тебе еще с тех пор, когда мы были совсем маленькими. Мы всегда будем обращаться к тебе за помощью. Забыть тебя или не слышать просто невозможно!

 — Что вы говорите?! Ах, я так тронута! — воскликнуло междометие АХ.

7. Радость, ужас, восторг, огорчение, испуг, изумление:

 Ого, какую рыбу ты поймал.

 Ура, каникулы!

 Ой, как страшно-то…

 Увы, я не успел

 Ааа, помогите

8.

 Ой, ты уже тут?

 Ой, как же больно!

 Ой, как ты меня напугал.

 Ой, какая красивая!

 Ой, какой кошмар!

 Ой, ну хоть ты скажи ей наконец.

 Ой, смотри какая бабочка!

 Ой, отвернись!

 Ой, тсс! Тихо!

9. Я(мест.) прекрасно (нар.) умею(гл.) выразить (гл.) радость (сущ.) и(с.) ужас (сущ.), восторг (сущ.) и(с.) огорчение (сущ.), испуг (сущ.) и(с.) неподдельное (прил.) изумление (сущ.).

 (Повеств., невоскл., прост., двусост., распростр., полн., осложнено однородными дополнениями, выраженными существительными).