Русский язык 7 класс - Комплексный анализ текста - Рабочая тетрадь - А. Б. Малюшкин 2019


Частица

Текст 20

Частицы бы, ли, же …

Хотя все они служебные слова, но у каждой свой х..рактер, (по) этому в..дут они себя в тексте (по) разному.

Бы — м..чтает.

Ли — с..мневается.

Же — утв..рждает.

И (по) пробуйте ребята прожить хоть без одной из этих частиц! (Не) проживете!

(По) пробуйте (н..) чего (не) утв..рждать.

(По) пробуйте (н..) (о) чем (не) м..чтать.

Смож..те прожить?

(Не) смож..те!

(Ф. Кривич.)

1. Озаглавьте текст.

2. Основная мысль текста.

3. Стиль текста.

4. Тип текста.

5. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

6. Произведите фонетический разбор слова хотя: …

7. Дайте понятие лингвистическому термину служебные слова. Выберите из текста примеры таких слов.

8. Найдите в тексте частицы, заключите их в треугольник.

9. Произведите морфологический разбор одной частицы:

 I. …

 II. …

10. Составьте схему предложения с обращением.

11. Придумайте и запишите примеры, показывающие, что «бы — мечтает, ли — сомневается, же — утверждает».

Ответ:

1. Эти удивительные частицы!

2. Хотя частицы являются служебными словами, без них не обойтись.

3. Стиль текста — публицистический.

4. Тип текста — рассуждение.

5, 8. Частицы бы, ли, же…

 Хотя все они служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по различному.

 И попробуйте, ребята, прожить без одной из этих частиц! Проживете!

 Попробуйте ничего утверждать.

 Попробуйте ни о чем мечтать

 Сможете прожить?

сможете!

6. Хо | тя́: [хат'а́]

 х — [х] — согл., глух., тверд. "ха"

 о — [а] — гласн., безуд. "о"

 т — [т'] — согл., глух., мягк. "тэ"

 я — [а] — гласн., ударн. "я"

 4 буквы, 4 звука

7. Служебные слова — это части речи, не называющие явлений действительности, а указывающие на отношения, существующие между этими явлениями. К ним относятся предлоги, союзы, частицы. Например, частицы: бы, ли, же, не; союзы: хотя, но; предлоги: у, без, из, о.

9. I. Не — частица.

 Il. Отриц.; смысл.

10. [.., о., …]

11. Если бы у меня была возможность, я побывал бы повсюду, обошел бы весь земной шар. Смогу ли я осуществить свою мечту? Конечно же смогу, если постараюсь.

Текст 21

У корня вин..градной лозы кто (то) обр..нил семя и выр..сло деревц.. . Пока оно р..сло и нуждалось в помощ.., велик..душная лоза (не) об..жала его д..лилась с ним пищ..й и водой.

Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже (не) просит пищи а б..рет сколько ему нужно.

Вин..градная лоза пот..снилась. Она пр..выкла обходит..ся малым, и того, что ост..валось от соседа, вполне хв..тало ей, что (бы) в свой срок налить грузные кисти вин..града сла..чайшим соком.

Все (бы) хорошо, если (бы) дерево (не) отн..ло солнца у вин..градного куста. Оно ра(з;с)кинуло над ним ветви ра(з;с)кудрявило крону. Тут (уж) лоза (не) выд..ржала попр..сила соседа (не) засл..нять солнца. А дерево лиш.. пл..тнее сомкнуло над ней ветви.

Но прох..дил срок и лоза снов., рад..вала глаз новыми гроздьями — она ведь пр..выкла обходит..ся малым. А дерево и сей (час) р..стет (без) помех безраздельно захватив солнце но что (то) (н..) кто (не) помнит, что (бы) оно завяз..вало на своих ветвях хоть один плод.

(Л. Гурунц.)

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст: …

3. Тема текста.

4. Основная мысль текста.

5. Стиль текста (докажите свое мнение).

6. Тип текста (докажите свое мнение).

7. Составьте план текста:

8. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

9. Выпишите из текста 5 слов, в которых написание согласных не совпадает с их произношением, сделайте их фонетическую транскрипцию:

 Образец: что — [ш т о]

10. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:

11. Выпишите из текста частицы, сгруппировав их по разрядам:

 формообразующие

 отрицательные

 модальные

12. Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.

13. Объясните значение словосочетаний:

 великодушный человек

 безнравственный поступок

 проявить милосердие

 поступить безнравственно

14. Дополните текст сочинением — рассуждением о великодушии и черствости, об эгоизме и самопожертвовании, используя заданное начало.

Бывает так и среди людей. Одни люди стараются помочь человеку в трудную минуту, приходят на помощь попавшим в беду. Другие поступают иначе, стараются не обидеть себя…

Ответ:

1. Великодушна лоза. Неблагодарные дерево.

2. Это текст, так как предложения в нем связаны по смыслу и грамматически (цепной связью: деревце — оно) и объединены в целое темой (говорится о лозе и дереве и основной мыслью (заключается в том, что дерево оказалось неблагодарным по отношению к великодушной лозе). Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части (см. задание 7), обладает относительной завершенностью.

3. Тема текста — история дерева и виноградной лозы.

4. Основная мысль текста — неблагодарность дерева по отношению к лозе. Когда дерево нуждалось в помощи, лоза не обижала его и всем делилась, когда дерево стало большим, оно отняло у лозы солнце.

5. Стиль текста — публицистический, в центре внимания — актуальная нравственная проблема, цель текста — воздействие, автор стремится заставить читателя/слушателя задумываться о неблагодарности и умении обходиться малым, аллегоричность, эмоциональность, образность, используется оценочная лексика, тропы (эпитеты, метафоры).

6. Тип текста — повествование; в тексте рассказывается о действиях, последовательно сменяющих друг друга, используются глаголы прошедшего времени совершенного вида, текст имеет завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

7. План текста:

 1. Помощь лозы.

 2. Деревце выросло.

 3. Великодушие лозы.

 4. Неблагодарность дерева.

 5. Плоды умения обходиться малым.

8. У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой.

Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет, сколько ему нужно.

Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым, и того, что оставалось от соседа, вполне хватало ей, чтобы в свой срок налить грузные кисти винограда сладчайшим соком.

Все бы хорошо, если бы дерево не отняло солнце у виноградного куста. Оно раскинуло над ним ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнца. А дерево лишь плотнее сомкнуло над ней ветви.

 Но проходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями — она ведь привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растет без помех, безраздельно захватив солнце, но что-то никто не помнит, чтобы оно завязывало на своих ветвях хоть один плод.

9. Чтобы [што'бы], все [фс’о], обходиться [апхад'ица], уж [уш], что-то [што́-то].

10.

выросло, отняло

безраздельно

великодушная, виноградной

11. Формообразующие — БЫ.

 Отрицательные — НЕ.

 Модальные — ВОТ, ЛИШЬ, ВЕДЬ, ХОТЬ.

12. У(п.) корня (сущ.) виноградной (прил.) лозы (сущ.) кто-то(местоим.) обронил (глаг.) семя (сущ.), и(с.) выросло (глаг.) деревце(сущ.).

 (Повеств., невоскл., сложн., сложносоч., состоит из 2х простых предложений, связязанных сочинительным соединительным союзом и).

 [— =], и [= —].

13. Великодушный человек — тот, кто умеет прощать и оказывает помощь по зову сердца, умеет бескорыстно жертвовать своими интересами.

 Безнравственный поступок — не соответствующий нормам морали, нарушающий принципы нравственности.

 Проявить милосердие — простить или помочь кому-либо из чувства сострадания, человеколюбия; снисхождение.

 Поступить безнравственно — нарушить нормы морали.

14. …черной неблагодарностью платят за проявленное великодушие и, добившись желаемого, ведут себя заносчиво и высокомерно, не замечая ничего вокруг. Однако это не приносит им счастья. И так же, как дерево, безраздельно захватившее пространство и солнце, растет бесполезно в полном одиночестве, живут такие люди скудно, скучно и бессмысленно. А милосердие и великодушие, наоборот, постоянно дают свои плоды, так же, как лоза снова и снова рождает крупные гроздья сладчайшего винограда. Ведь доброта, отзывчивость, умение сочувствовать и желание помочь, жертвуя даже своими интересами, всегда наполняют жизнь смыслом, даря к тому же множество положительных эмоций.

Текст 22

Самый холодный мес..ц года январь. Девственно чиста (н..) кем (н..) тронутая ц..лина п..роши. Глядь, оползень а кругом отдушины в сугроб.. на ветках изморо..ь. Кто (же) тут дыш..т в снежн..ю форточку? Луна разоблача..т тайну, (н..) даром ее вел..чают «медвежье солнышко». Под сугробом медведица, лежит она в берлог.., словно в белой колыбел.. . В тиш..не звонко треснул сушняк. Медведица сразу пон..ла: это (н..) мороз. Да, скво..ь кусты по сугробам кто (то) бр..дет (на) пролом. Медведица вз..ерошила шерсть пр..встал а маленькие злобные глазки хищно (за) св..ркали. (Н..) ужели охотники? Лоси! Бе(з;с) покоит..ся (н..) нужно.

А долг..вязые скор..ходы почуяли, что (на) поролись на большого зверя но то (же) уб..дились, что он (во) все (н..) опасен, и пр..нялись ж..вать душистую хвою. (От) куда (н..) возьмись пр..скакал заяц (беляк). Вн..мательно следит красавец (лось) за (на) хлебн..ком. Если он поставит свои уши, значит, что (то) опас..ное. И (со) всем (н..) большой зайч..к мож..т оказать услугу гиганту, если первым обн..ружит угрозу.

(По Д. Зуеву.)

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст: …

3. Тема текста.

4. Основная мысль текста.

5. Стиль текста.

6. Тип текста.

7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8. Произведите фонетический разбор слова заяц: …

9. Определите, какую букву можно написать в слове изморо..ь, учитывая его лексическое значение.

10. Найдите в тексте служебные части речи. Заключите предлоги в прямоугольник, союзы — в овал, частицы — в треугольник.

11. Выпишите из текста выделенные слова и разберите их по составу.

12. Произведите морфологический разбор одной служебной части речи:

 I. …

 II. …

13. Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Ответ:

1. Звери в зимнем лесу.

2. Это текст, так как предложения, в нем связаны между собой по смыслу и грамматически (параллельной связью: январь — целина пороши -оползень, отдушины, изморозь и др.) и объединены в целое темой (говорится о зверях в зимнем лесу) и основной мыслью (заключается в том, что даже самый холодный лес не пустует). Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части, обладает относительной завершенностью.

3. Тема текста — звери в зимнем лесу.

4. Основная мысль текста — Даже в самый холодный месяц в лесу, на первый взгляд пустом и безжизненном, можно встретить различных животных: лосей, медведей, зайцев.

5. Стиль текста — художественный.

6. Тип текста — повествование.

7, 10.

 Самый холодный месяц года — январь. Девственно чиста никем не тронутая целина пороши. Глядь, оползень, а(в ◯) кругом отдушины, в(в ⎕) сугробе на(в ⎕) ветках изморозь. Кто(в ◯) же(в ∆) тут дышит в(в ⎕) снежную форточку? Луна разоблачает тайну, недаром ее величают ''медвежье солнышко''. Под(в ⎕) сугробом медведица, лежит она в(в ⎕) берлоге, словно(в ◯) в(в ⎕) белой колыбели. В(в ⎕) тишине звонко треснул сушняк. Медведица сразу поняла: это не мороз. Да, сквозь(в ⎕) кусты по(в ⎕) сугробам кто-то бредет напролом. Медведица взъерошила шерсть, привстала, маленькие злобные глазки хищно засверкали. Неужели(в ∆) охотники? Лоси! Беспокоиться не(в ∆) нужно.

 А(в ◯) долговязые скороходы почуяли, что(в ◯) напоролись на(в ⎕) большого зверя, но(в ◯) тоже(в ◯) убедились, что(в ◯) он вовсе не(в ∆) опасен, и(в ◯) принялись жевать душистую хвою. Откуда ни(в ∆) возьмись прискакал заяц-беляк. Внимательно следит красавец-лось за(в ⎕) нахлебником. Если(в ◯) он поставит свои уши, значит(в ∆), что-то опасное. И(в ◯) совсем небольшой зайчик может оказать услугу гиганту, если(в ◯) первым обнаружит угрозу.

8.

9.

11.

12.

13.

Самый(прил.) холодный (прил.) месяц(сущ.) года (сущ.) — январь (сущ.).

 (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., полн., неосл.).

 [— - =].