Русский язык 7 класс - Комплексный анализ текста - Рабочая тетрадь - А. Б. Малюшкин 2019


Союз

Текст 18

Остап Бульба (не) смотря (на) то что начал с большим ст..раннем учить логику и даже бог..словие, (н..) как (не) избавлялся (не) умолимых розг. Естествен..о, что все это должно было как (то) ож..сточить х..рактер и со..бщить ему твердость всегда отл..чавшую казаков. Остап сч..тался всегда одним из луч..ших товарищей. Он ре..ко пр..дводительствовал другими в дер..ких предпр..ятиях — об..брать чужой сад или огород но за (то) он был всегда одним из первых пр..ходивших под знамена предпр..имчивого бурсака и (н..) когда, (н..) (в) каком случа… (не) выда..вал своих товарищей. (Н..) какие плети и розги (не) могли заставить его это (з;с)делать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной п..рушки… Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком х..рактер.. и в тогдашн..е время. Он душевно был тронут слезами бедной мат..ри и это одно только его смущало и заст..вляло задумч..во опустить голову.

(По Н. Гоголю.)

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст: …

3. Тема текста.

4. Основная мысль текста.

5. Стиль текста (докажите свое мнение).

6. Тип текста (докажите свое мнение).

7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8. Произведите фонетический разбор слова время: …

9. Выпишите из текста примеры:

 эпитетов

 метафор

10. Объясните, как вы понимаете выражение твердость характера: …

11. Найдите в тексте сочинительные союзы, соединяющие однородные члены предложения, заключите их в овал. Подчеркните однородные члены.

12. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:

13. Произведите морфологический разбор слова (был) суров:

 I. ..

 II. …

 III. …

14. Произведите морфологический разбор слова (за)то:

 I. …

 II. …

 III. …

15. Составьте схему последнего предложения.

16. Использую данный текст, дайте характеристику одному из своих знакомых.

Ответ:

1. Суровый бурсак. Остап Бульба.

2. Это текст, так как предложения в нем связаны между собой по смыслу и грамматически (цепной связью: Остап -он -его) и объединены в целое темой (говорится об Остапе) и основной мыслью (заключается в том, что Остап Бульба был одним из лучших товарищей). Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части, обладает относительной завершенностью.

3. Тема текста — характер, личность Остапа Бульбы.

4. Основная мысль текста: Остап обладал твердым характером и считался одним из лучших товарищей.

5. Стиль текста — художественный. Цель текста — воздействие, автор таким образом описывает Остапа, что читатель/слушатель может себе его представить, используются слова в переносном значении, художественные средства (эпитеты, метафоры), область применения — художественная литература.

6. Тип текста — описание, говорится о признаках, дается характеристика героя, широко используются прилагательные и глаголы несовершенного вида в прошедшем времени.

7, 11. Остап Бульба, несмотря на то что начал с большим старанием учить логику даже богословие, никак не избавлялся неумолимых розг. Естественно, что все это должно было как-то ожесточить характер сообщить ему твердость, всегда отличавшую казаков. Остап считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях — обобщать чужой сад огород, но зато он был всегда одним из первых приходивших под знамена предприимчивого бурсака и никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны разгульной пирушки… Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало заставляло задумчиво опустить голову.

8. Вре́|мя [вр'э́м'а]

 в — [в] — согл., звонк., тверд. "вэ"

 р — [р'] — согл., звонк., мягк. "эр"

 е — [э] — гласн., уд. "е"

 м — [м'] — согл., звонк., мягк. "эм"

 я — [а] — гласн., безуд. "я"

9. Эпитеты — преприимчивого бурсака, дерзких преприятиях, разгульной пирушки, бедной матери.

 Метафоры — /предводительствовал/ был одним из первых приходивших под знамена, был суров к другим побуждениям.

10. Суровый, жесткий, непреклонный характер, которому не страшны испытания и не свойственны эмоциональность и переменчивость. Человек с твердым характером не склонен поддаваться чувствам, считая их слабостью.

12.

твердость, доброту, пирушки

нет таких слов

побуждениям, разгульной

13. Суров — прилаг.

 I. (Каков?) суров. Н. ф. — суровый.

 II. Пост. пр.: качеств.; непост. пр.: в кратк. ф., ед. ч., м. р.

III. Он (что делал?) был суров

14. I. Зато — союз; [ ], но зато [ ].

 II. Морф, пр.: прост., сочин., противит.

15.

16. Мой друг Артем — удивительный человек. Если он чем -либо увлечен, его увлечение поневоле приходится разделять тем, кто рядом. Причем происходит это вполне естественно, незаметно, само собой. К слову, увлекается он часто и самыми разными вещами. Сегодня захочет стать археологом, с восторгом в глазах рассказывает о древних раскопках, изучает фотографии свитков и прочих находок, а завтра, к примеру, решит стать знаменитым писателем, ходит повсюду с блокнотом, то и дело записывая туда всякие заметки и мысли. Он пробовал себя в экстремальном спорте и кулинарии, коллекционировал монеты и изучал историю религий. И всегда его увлечение было искренним и всепоглощающим, даже если не было длительным.

 Еще меня в нем поражает то, что он совершенно не умеет обижаться. Просто не видит в этом смысла или быстро забывает. И он — прекрасный товарищ. Я уверен в том, что, если когда-либо попрошу его о помощи, он все сделает, чтобы помочь, и от меня ждет такого же отношения. Кроме того, Артем очень деятельный. И хотя я не всегда за ним успеваю, мы с ним друзья.

Текст 19

Мартовские утрен..ики иногда так крепко сков..вают снег, что он пр..вращает..ся как бы в мраморный настил, и по нему особен..о ле..ко и весело идти.

В лесу, столь пр..зрачном и звонком, что каждая березка, если постучать по стволу, нач..нала петь, как струна, отчаян.. о бар..банил и дятлы, носились по вершинам рыжеющие белки.

Весна чу..ствовалась и в проталинах на взгорьях и в син..й пр..зрачности г..ризонта и в опьяняющ..м зап..хе снега сосновой хвои и березовой коры, под которой уже вск..пала жизнь: бродил сок.

Я пр..кладывал ухо к ледян..ому березовому стволу надеясь ул..вить смутный, как в раковине, шум глубоко вдыхал хвойный настой сосновых лап касаясь их руками и с хрустом отламывал кусок перламутрового снега тонко св..тящийся в луче подн..мающ..гося солнца.

Потом солнце нач..налора(з;с)тапливать снега превращая их в воск будило ручьи на холмах. (До чего (же) прелес..на их тонкая детская песенка!) И я возвр..щался уже рыхлой дорогой слушая мерное, как всплеск моря, оседание снегов.

(По Я. Смирнову.)

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст: …

3. Тема текста.

4. Основная мысль текста.

5. Стиль текста (докажите свое мнение).

6. Тип текста (докажите свое мнение).

7. Составьте план текста: …

8. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

9. Выпишите из текста примеры:

 эпитетов

 олицетворений

 сравнений

10. Найдите в тексте союзы, служащие для связи простых предложений в составе сложного. Заключите их в овал. В данных сложных предложениях подчеркните грамматические основы.

11. Произведите словообразовательный разбор и разбор слов по составу следующих слов:

 растапливать

 превращая

 подн..мающ..гося

12. Произведите морфологический разбор одного подчинительного союза:

 I. …

 II. …

13. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Ответ:

1. Весенняя многоголосица. Весна идет, весне дорогу!

2. Это текст, так как предложения в нем связаны между собой по смыслу и грамматически и объединены в целое темой (говорится о наступлении весны) и основой мыслью (заключается в том, что весна в природе чувствуется уже повсюду, несмотря на мартовские морозы и лежащий еще снег). Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части (см. задание 7), обладает относительной завершенностью.

3. Тема текста — наступление весны.

4. Основная мысль текста: повсюду чувствуется приближение весны.

5. Стиль текста — художественный.

 Цель текста — воздействие на мысли и чувства читателя/слушателя, автор так описывает картину приближения весны, чтобы передать свою радость от приближения весны и ликование пробуждающейся природы, текст характеризуется образностью, эмоциональностью, используются слова в переносном значении и различные художественные средства (эпитеты, сравнения, олицетворения).

6. Тип текста — описание, так как изображается весенний пейзаж путем перечисления его признаков, содержимое текста можно «сфотографировать», используются прилагательные и глаголы несовершенного вида прошедшего времени, так что можно мысленно представить себе описываемую картину.

7. План текста:

 1. По мраморному настилу.

 2. В весеннему лесу.

 3. Всюду весна.

 4. Пробуждение жизни.

 5. Таяние снегов и возвращение по рыхлой дороге.

8, 10. Мартовские утренники иногда так крепко сковывают снег, он превращается как бы в мраморный настил, по нему особенно легко и весело идти.

 В лесу, столь прозрачном и звонком, каждая березка, постучать по стволу, начинала петь, как струна, отчаянно барабанили дятлы, носились по вершинам рыжеющие белки. Весна чувствовалась и в проталинах на взгорьях, и в синей прозрачности горизонта, и в опьяняющем запахе снега, сосновой хвои и березовой коры, под которой уже вскипала жизнь: бродил сок.

 Я прикладываю ухо к ледяному березовому стволу, надеясь уловить смутный, как в раковине, шум, глубоко вдыхал хвойный настой сосновых лап, касаясь их руками, и с хрустом отламывал кусок перламутрового снега, тонко светящийся в луче поднимающегося солнца.

 Потом солнце начинало растапливать снега, превращая их в воск, будило ручьи на холмах. (До чего же прелестна их тонкая детская песенка!) И я возвращался уже рыхлой дорогой, слушая мерное, как всплеск моря, оседание снегов.

9. Эпитеты — рыхлой дорогой, в прозрачном и звонком лесу, в опьяняющем запахе снега, к ледяному березовому стволу, смутный шум, перламутрового снега.

 Олицетворения — березка начинала петь, сосновых лап, солнце будило ручьи на холмах, тонкая детская песенка ручьев.

 Сравнения — березка начинала петь, как струна; превращается как бы в мраморный настил; смутный, как в раковине, шум; мерное, как всплеск моря, оседание снегов.

11.

12. I. Если — союз; [, (что, (если), …), ].

 II. Морф. пр.: прост., подчин., условн.

13. Потом (нар.) солнце(сущ.) начинало(гл.) растапливать (гл.) снега (сущ.), |превращая их в воск| (д. об.), будило (гл.) ручьи (сущ.) на (п.) холмах (сущ.).

 (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., полн., осложнено обособленнным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.)