Русский язык 7 класс - Комплексный анализ текста - Рабочая тетрадь - А. Б. Малюшкин 2019


Предлог

Текст 15

Оп..саясь, что возьмут в оборот, Деепричастие благодаря старалось помен..ше показ..ват..ся. Этот страх перед деепричас..ным оборотом дош..л до того, что оно боялось отвечать на самые простые в..просы. Больше того: у него по..вилась какая (то) робость перед другими словами, даже теми, которые были Деепричастию подч..нены. Оно заботилось только о том, чтобы н.. (с) кем (не) испортить отн..шения а потому ст..ралось угодить перед каждым рас..ыпалось в благ..дарностях. Но когда в тексте по..вилась фраза «Благодаря допущен..ой ошибк.., снижен..а оценка», всем сразу стало яс..но, что Деепричастие не на месте. Даже сама ошибка пон..мала, что ее н.. (за) что благ..дарить. Это р..шило су..ьбу Деепричастия. Его исключили из членов предл..жения и перевели на должность служебного слова. Слово благодаря стало Предлогом.

(Ф. Кривин.)

1. Озаглавьте текст.

2. Стиль текста.

3. Тип текста.

4. Составьте план текста: …

5. Поставьте всего два недостающих знака препинания.

6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

7. Произведите фонетический разбор слова ясно: …

8. Определите лексическое значение слова робость: …

9. Найдите в тексте предлоги, заключите их в прямоугольник.

10. Выпишите из текста примеры слов, соответствующих схемам:

11. Найдите в тексте сложное слово и определите способ его образования.

12. Докажите, что слово благодаря не совсем стало предлогом, а может употребляться и как деепричастие.

13. Приведите 2 — 3 примера, в которых одно и то же слово выступает в роли самостоятельной части речи и предлога.

Ответ:

1. Слишком благодарное Деепричастие. Превращение в предлог.

2. Стиль текста — художественный.

3. Тип текста — повествование.

4. План текста:

 1. Страх Деепричастия «благодаря» перед деепричастным оборотом.

 2. Робость и перед другими словами.

 3. Деепричастие «перестаралось».

 4. Напрасная благодарность.

 5. Перевод на должность предлога.

5, 9.

 Опасаясь, что возьмут [в] оборот, Деепричастие благодаря старалось поменьше показываться. Этот страх перед деепричастным оборотом дошел [до] того, чтобы оно боялось отвечать [на] самые простые вопросы. Больше того: [у] него появилась какая-то робость [перед] другими словами, даже теми, которые были Деепричастию подчинены. Оно заботилось только о том, чтобы ни [с] кем не испортить отношения, а потому старалось угодить, [перед] каждым рассыпалось [в]благодарностях. Но когда [в]тексте появилась фраза «[Благодаря] допущенной ошибке, снижена оценка», всем сразу стало ясно, что Деепричастие не [на] месте. Даже сама ошибка понимала, что ее не [за] что благодарить. Это решило судьбу Деепричастия. Его исключили [из] членов предложения и перевели [на] должность служебного слова. Слово благодаря стало Предлогом.

7. Я́ |сно: [й’а́сна] — 2 слога, уд. пад. на 1ый слог

 [й’] согл., звонк., мягк.

 [а] гласн., ударн.

 с — [с] — согл., глух., тверд., «эс»

 н — [н] — согл., звонк., тверд, «эн»

 о — [а] — гласн., безуд. «о»

 4 буквы, 5 звуков

8. Робость — боязливость, нерешительность из-за неуверенности в себе.

10.

Понимала, исключили

Появилась, рассыпалась

11.

12. Он не спешил вставать из-за стола, благодаря хозяйку за обед.

 Благодаря учителей на Последнем звонке, мы читали им стихи и пели песни. Гости расходились, благодаря хозяев за прекрасный вечер.

13. Бегать вокруг дома — огляделся вокруг.

 Я оказался вблизи берега. — Вблизи тоже ничего не было видно.

 Проходя мимо Швабрина, Гринев остановился. — Потапов решил в дом не заходить, а только пройти мимо.

Текст 16

Волга (в) следстви.. малого падения имеет медлен..ое течение и извилиста. Она, так же как и все реки Рус..кой р..внины, пита..тся водой (не) равн..мерно. Главная масса воды поступа..т весной, (во) время та..ния снежного покрова. (В) течени.. весен..его пол..водья уровень воды в Волг.. подн..мается местами на один..адцать— двен..адцать метров против летнего. (В) продолжени.. этого врем..ни Волга особен о пр..крас..на и в..личествен..а. Вдоль берегов (не) видно ни кустов ни ни(з;с)корослых деревьев. Над (не) обозримой безбрежной водной гладью (кое) где видны лиш.. верхушки затоплен..ых деревьев. Пар..ходы, чтобы сокр..тить свой путь на д..сятки кил..ом..етров, идут лугами а также у..кими протоками отделенными от корен..ого русла островом. Эти протоки (в) последстви.., после спада воды, обычно (не) суд..ходны, потому что летом мало остает..ся воды.

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст: …

3. Тема текста.

4. Основная мысль текста.

5. Стиль текста.

6. Тип текста.

7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8. Выпишите из текста слова, в которых мягкий знак обозначает мягкость согласного звука: …

9. Определите лексическое значение слова протока: …

10. Выпишите из текста примеры слов, образованных следующими способами словообразования:

 приставочный — …

 суффиксальный — …

 приставочно-суффиксальный — …

 сложение — …

11. Найдите в тексте производные предлоги, заключите их в прямоугольник.

12. Произведите морфологический разбор одного предлога:

 I. …

 II. …

12. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Ответ:

1. Уровень воды в Волге. Весеннее половодье на Волге.

2. Это текст, так как предложения в нем связаны между собой по смыслу и грамматически (цепной связью: Волга -она -река -вода) и объединены в целое темой (говорится об уровне воды в Волге) и основной мыслью (заключается в ом, что особенно прекрасна Волга во время весеннего паводка). Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части (см. задание 7), обладает относительной завершенностью.

3. Тема текста — уровень воды в Волге.

4. Основная мысль текста: Волга особенно прекрасна и величественна во время весеннего половодья.

5. Стиль текста — научный, научно-популярный.

6. Тип текста — повествование с элементами описания.

7, 11

 Волга [вследствие] малого падения имеет медленное течение и извилиста. Она, так же, как и все реки Русской равнины, питается водой неравномерно. Главная масса воды поступает весной, во время таяния снежного покрова. В [течение] весеннего половодья уровень воды в Волге поднимается местами на одиннадцать — двенадцать метров против летнего.

 [В продолжение] этого времени Волга особенно прекрасна и величественна. [Вдоль] берегов не видно ни кустов, ни низкорослых деревьев. Над необозримой безбрежной водной гладью кое-где видны лишь верхушки затопленных деревьев. Пароходы, чтобы сократить свой путь на десятки километров, идут лугами, а также узкими протоками, отделенными от коренного русла островом. Эти протоки впоследствии, [после] спада воды, обычно не судоходны, потому что летом мало остается воды.

8. Уровень, одиннадцать, двенадцать, вдоль, путь.

9. Это короткий водоток естественного происхождения, соединяющий между собой озера, озеро с рекой или две реки.

10. Приставочный — неравномерно, поступает, покрова.

 Суффиксальный — верхушки, водной.

 Приставочно-суффиксальный — безбрежной, сократить.

 Сложение — низкорослых, пароходы.

11.

12. [В продолжение](предл.) этого(мест.) времени (сущ.) Волга(сущ.) особенно (нар.) прекрасна (прил.) и(с.) величественна (прил.).

 (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., полн., неосл.)

 [— = и = —].

Текст 17

Я, Смирнов Андрей Николаевич, родился 5 декабря 1989 года в Москве в семье служащего.

Мой отец, Смирнов Николай Владимирович, — инж..нер; мать, Смирнова Ирина Викторовна, — медсестра.

В 1995 году поступил в школу, в которой учился (…) четырех лет. (…) окончани.. начальной школы переехал в г. Санкт-П..тербург (…)переводом родителей. (…) приезд.. (…) новое место жит..льства был принят в П..тербур..скую средн..ю школу № 507, где (…) согласовани.. с админ..страцией меня зачислили в 5б класс. Здесь (…)

двух лет изб..рался физоргом класса. В 2000 году (…) получен..ой травмы был освоб..жден от обязан..остей физорга.

В настоящ..е время учусь в 7-м классе зан..маюсь в школьном оркестре.

10.02.2002 г.      А. Смирнов.

1. Как называется данный документ?

2. Докажите, что это текст официально-делового стиля: …

3. Поставьте всего один недостающий знак препинания.

4. В скобках запишите подходящие по смыслу предлоги (для справки: на, по; в течение, в продолжение, вследствие, в связи.)

5. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

6. Напишите свою автобиографию.

Ответ:

1. Автобиография.

2. Этот текст написан в жанре документа — автобиографии: он адресован многим, используется в официальной обстановке, цель — сообщение. Для него характерна нормативность, он написан по определенному стандарту с использованием клише и слов в прямом значении. Текст характеризуется сдержанностью, последовательностью, логичностью, точностью, краткостью и достоверностью.

3, 4, 5.

 Я, Смирнов Андрей Николаевич, родился 5 декабря 1989 года в Москве в семье служащего. Мой отец, Смирнов Николай Владимирович, - инженер; мать, Смирнова Ирина Викторовна, — медсестра.

 В 1995 году поступил в школу, в которой учился в течение четырех лет. По окончании начальной школы переехал в г. Санкт-Петербург в связи с переводом родителей. По приезде на новое место жительства был принят в Петербургскую среднюю школу № 507, где по согласованию с администрацией меня зачислили в 5б класс. Здесь в продолжение двух лет избирался физоргом класса. В 2000 году вследствие полученной травмы был освобожден от обязанностей физорга.

 В настоящее время учусь в 7-м классе, занимаюсь в школьном оркестре.

 10. 02. 2002 г.      А. Смирнов

6. Я, Иванов Петр Сидорович, родился 11 марта 2002 года в Ярославле в семье служащего. Мой отец, Иванов Сидор Петрович, — эколог; мать, Иванова Ольга Владимировна, - врач общей практики.

 В 2008 году поступил в школу, в которой учился в течение трех лет. Четвертый класс начальной школы заканчивал в МБОУ «Сургутская средняя общеобразовательная школа № 3» в связи с переводом в данный город родителей. По окончании шестого класса переехал в г. Ханты-Мансийск, где был принят в Ханты-Мансийскую среднюю школу № 23. В этой школе обучаюсь по настоящее время. В течение двух лет являюсь старостой класса, вхожу в состав Управляющего Совета школьников от среднего звена. В 2014 году выполнял обязанности редактора школьной газеты «Кнопка», но от должности был вынужден отказаться в виду большой занятости.

 В настоящее время учусь в 7-ом классе, занимаюсь в театральной студии.

 28. 04. 2015 г.      П. Иванов.