Русский язык 7 класс - Комплексный анализ текста - Рабочая тетрадь - А. Б. Малюшкин 2019
Наречие
Текст 10
Весь день мы шли сосновыми лесами. Шли без дорог переб..рались через сухие болота-мшары, где нога т..нула по колено в ко..ричневых мхах.
Жара густо наста..валась на хво.. . Кричали медведки. На сухих п..лянах (из) под ног дождем сыпались кузнеч..ки. Устало никла трава пахло горяч..й сосновой к..рой и земл..никой. В неб.. над верхушками сосен неподвижно в..сели ястребы.
Жара измучила нас. Лес был нак..лен, к..залось, что он тихо тле..т от солнечного зноя. Даже как будто попах..вало гарью. Мы (не) курили. Мы боялись, что от первой же спичк.. лес вспыхн..т и затр..щит, как сухой можжевельник, и белый дым лениво поползет к солнцу.
Мы отдыхали в густых чащах осин и берез проб..рались через зар…сли на сырые места и дышали грибн..м прел..м зап..хом травы и корней.
(К. Паустовский.)
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст: …
3. Тема текста.
4. Основная мысль текста.
5. Стиль текста.
6. Тип текста.
7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
8. Выпишите из текста слова, в которых происходит оглушение согласных в конце слова. Произведите фонетический разбор одного из этих слов: …
9. Выпишите из текста примеры метафор: …
10. Выпишите выделенные наречия и определите их общее смысловое значение как части речи.
11. Разберите выделенные наречия по составу.
12. Произведите морфологический разбор одного из наречий:
I. …
II. …
III. …
13. Сделайте синтаксический разбор предложения.
В неб.. над верхушками сосен неподвижно в..сели ястребы.
Ответ:
1. Жара сосновых лесов. Знойный лес. Жара в хвойных лесах.
2. Это текст, так как предложения в нем связаны между собой по смыслу и грамматически (параллельной связью: жара — медведки — кузнечики — трава и др.) и объединены темой (говорится о жаре в сосновых лесах) и основной мыслью (заключается в том, что в сосновых лесах особенно трудно переносить зной). Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части, обладает относительной завершенностью.
3. Тема текста — зной в хвойных лесах.
4. Основная мысль текста — жара в сосновых лесах особенно мучительна.
5. Стиль текста — художественный.
6. Тип текста — повествование с элементами описания.
7. Весь день мы шли сосновыми лесами. Шли без дорог, перебирались через сухие болота-мшары, где нога тонула по колено в коричневых мхах.
Жара густо настаивалась на хвое. Кричали медведки. На сухих полянах из-под ног дождем сыпались кузнечики. Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой. В небе над верхушками сосен неподвижно висели ястребы.
Жара измучила нас. Лес был накален, казалось, что он тихо тлеет от солнечного зноя. Даже как будто попахивало гарью. Мы не курили. Мы боялись, что от первой же спички лес вспыхнет и затрещит, как сухой можжевельник, и белый дым лениво поползет к солнцу.
Мы отдыхали в густых чащах осин и берез, пробирались через заросли на сырые места и дышали грибным прелым запахом травы и корней.
8. Дорог, Ноr, Берез [б'ир'о́с] — 2 сл., уд. пад. на 2oй слог
б — [б'] — согл., звонк., мягк. «бэ»
е — [и] — гласн., безуд. «е»
р — [р'] — согл., звонк., мягк. «эр»
ё — [о] — гласн., ударн. «ё»
з — [с] — согл., глух. тверд. «зэ»
5 букв, 5 звуков
9. Жара настаивалась на хвое, лес накален, дым поползет к солнцу, кузнечики сыпались дождем.
10. Густо, устало, неподвижно, лениво, тихо. Определительные; образа действия; признак действия.
11.
12. Устало — наречие.
I. (Как?) устало.
II. Морф, пр.: неизм., признак действия, образа действия
III. Никла (как?) устало
13. В небе над верхушками сосен неподвижно висели ястребы. [= —]
Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., полн., неосл.
Текст 11
В любое время года хорош этот край светлых озер деревян..ых хором и гулкой лесной т..шины.
Карелия пор..жает своим разно..бразием. (Не) уд..вительно, что Карелия манит к себе пут..шественников.
(Не) обычайно ж..вописные ее дороги уютные ст..янки на берегах озер привл..кают массу авт..туристов.
Давняя достопр..мечательность края вод..пады Кивач и Гирвас.
На весь мир зн..менит остров Кижи. Сюда св..зли с округи (не) сколько старин..ых домов и ц..рквей представляющих архитектурную цен..ость. Остров стал музеем-заповедником древян..ого зодчества и этнографии.
Предст..вление о Карели.. (не) будет полным, если (не) побывать там в пору белых ночей. Свет белой ночи (по) всюду разлит ровно в нем нет т..ней он прозрач..н томительно тревож..н и манящ.. он бе..покоит и зовет.
(В. Чернышев.)
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст: …
3. Тема текста.
4. Основная мысль текста.
5. Тип текста.
6. Стиль текста.
7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
8. Выпишите слова с не, сгруппируйте их по частям речи. Сформулируйте правило.
9. Объясните лексическое значение слов:
архитектура — …
зодчество — …
этнография — …
10. Выпишите из текста сложные слова и разберите их по составу: …
11. Выпишите примеры частей речи в таблицу:
Части речи |
Примеры |
|
Самостоятельные |
Имя существительное Имя прилагательное Глагол Причастие Наречие Местоимение |
|
Служебные |
Союз Предлог Частица |
12. Произведите фонетический разбор слова остров: …
13. Произведите морфологический разбор одного из наречий:
I. (разлит) ровно
II. …
III. …
14. Подчеркните в тексте наречия как члены предложения.
15. Подчеркните грамматическую основу в том предложении, в котором подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.
Ответ:
1. Удивительный край. Манящая Карелия. Чудеса Карелии.
2. Это текст, так как предложения в нем связаны между собой по смыслу и грамматически (цепной связью: Карелия — это край — ее) и объединены в целое темой (говорится о Карелии) и основной мыслью (заключается в том, что в Карелии много достопримечательностей). Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части, обладает относительной законченностью.
3. Тема текста — Карелия.
4. Основная мысль текста — Карелия удивительна, разнообразна и манит туристов своими достопримечательностями.
5. Тип текста — описание.
6. Стиль текста — публицистический.
7, 14, 15.
В любое время года хорош край светлых озер, деревянных хором и гулкой лесной тишины.
Карелия поражает своим однообразием. Неудивительно, что Карелия манит к себе путешественников.
Необычайно живописные ее дороги, уютные стоянки на берегах озер привлекают массу автотуристов.
Давняя достопримечательность(сущ.) края — водопады (сущ.) Кивач и Гирвас.
На весь мир знаменит остров Кижи. Сюда свезли с округи несколько старинных домов и церквей, представляющих архитектурную ценность. Остров стал музеем - заповедником деревянного зодчества и этнографии.
Представление о Карелии не будет полным, если не побывать там в пору белых ночей. Свет белой ночи повсюду разлит ровно, в нем нет теней, он прозрачен, томительно тревожен и манящ, он беспокоит и зовет.
8. Неудивительно, необычайно (наречия); несколько (местоимение); не будет, не побывать (глаголы).
НЕ с наречиями на -о(-е) пишется слитно, если наречие без НЕ не употребляется или если его можно заменить синонимом без НЕ. НЕ с местоимениями пишется слитно, если НЕ- приставка и между НЕ и местоимением нет предлога. НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме тех случаев, когда глагол без НЕ не употребляется.
9. Архитектура — 1. Искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений в соответствии с их назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. 2. Стиль, характер постройки. 3. Совокупность сооружений, составляющих материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности.
Зодчество — искусство проектировать и строить здания; архитектура.
Этнография — 1. Наука, изучающая материальную и духовную культуру народов, их культурно-исторические взаимоотношения; этнология. 2. Особенности быта, нравов, культуры какого-либо народа.
10.
11.
Части речи:
Самостоятельные (имя сущ., (время); имя прилаг., (светлых); глагол (поражает); причастие (представляющих); наречие (необычайно); местоимение (своим).
Служебные: союз(что); предлог (на); частица (не).
12. Остров [о́страф]
о — [о] — согласн., ударн. «о»
с — [с] — согл., глух., тверд. «эс»
т — [т] — согл, глух., тверд. «тэ»
р — [р] — согл., звонк., тверд. «эр»
о — [а] — гласн., безуд. «о»
в — [ф] — согл., глух., тверд. «вэ»
6 букв, 6 звуков
13. (Разлит) ровно — наречие.
I. (как?) ровно
II. Морф. пр.: неизм., признак действия, образа действия
III. Разлит (как?) ровно
Текст 12
Ночь. Темно. За стеною шумит м..тель. В маленькой комнат.., перед иконой Божией Матери, кротко м..рцает л..мпадка озаряя тусклым, колебл..щимся светом детскую кроватку и бледное, измучен..ое бес..он..ыми ночами лицо матери. В кроватк.. лежит м..лютка и тихо ровно дыш..т. Усталая мать (не) спит. При малейш..м движени.. м..лютки в постельк.. она быстро открыва..т глаза и бе(з;с)покойно и нежно гл..дит на дорогое лич..ко. Много раз открыва..т она глаза в длин..ую бес..он..ую ночь и все так же заботливо и любовно смотр..т на ребенка. Б..ет один..адцать часов ночи… Потом два… три часа… М..лютка проснулся и заплакал. Мать подымает..ся с постел.. кормит и ласково укачивает м..лютку… Бьет пять… шесть часов… Мать все (не) спит и чутко пр..слушивает..ся к ровному дыханию дитяти… Начина..т светать… Ребенок совсем просыпа..тся долго шев..лит ножками и ручками вновь засыпа..т. Мать встает и с головой отяжелевш..й от бес..он..ой ночи пр..нимает..ся за обычный дневной труд (не) медлен о пр..рывая его при малейш..м движени.. м..лютки… Так проход..т дни и долгие, бес он..ые ночи…
(По книге «Троицкий подарок для русских детей».)
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст: …
4. Разбейте текст на абзацы.
3. Тема текста.
4. Основная мысль текста.
5. Стиль текста.
6. Тип текста.
7. Составьте план текста: …
8. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
9. Произведите фонетический разбор слова бьет: …
10. Найдите наречия-синонимы, с помощью которых передана любовь матери к ребенку и тревога за него.
11. Подберите из текста синоним к слову малютка, дополните этот синонимический ряд своими примерами: …
12. Разберите слова по составу:
прислушивается, колеблющимся, заботливо.
13. Произведите морфологический разбор слова любовна.
I. (смотрит) любовно
II. …
III. …
14. Выпишите из текста предпоследнее предложение и сделайте его синтаксический разбор: …
Ответ:
1. Материнская любовь. Мамина забота. Бессонные ночи матери.
2. Это текст, так как предложения в нем связаны между собой по смыслу и грамматически (параллельной связью: ночь — темно — метель — кроватка и др.) и объединены в целое темой (говорится о матери и младенце) и основной мыслью (заключается в том, что материнская любовь безусловна и самоотверженна). Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части (см. задание 7), обладает относительной законченностью.
3. Тема текста — любовь матери к ребенку.
4. Основная мысль текста — Мать самоотверженно любит ребенка, заботится о нем, не спит ночами напролет.
5. Стиль текста — художественный.
6. Тип текста — повествование с элементами описания.
7. План текста:
1. Мать и дитя.
2. Дорогое личико.
3. Длинная бессонная ночь.
4. Заботы матери.
5. Утро и обычный дневной труд.
6. Так проходят дни и ночи.
8. Ночь. Темно. За стеною шумит метель. В маленькой комнате, перед иконой Божией Матери, коротко мерцает лампадка, озаряя тусклым, колеблющимся светом детскую кроватку и бледное, измученное бессонными ночами лицо матери. В кроватке лежит малютка и тихо ровно дышит. Усталая мать не спит. При малейшем движении малютки в постельке она быстро открывает глаза и беспокойно, и нежно глядит на дорогое личико. Много раз открывает она глаза в длинную бессонную ночь и все так же заботливо и любовно смотрит на ребенка.
Бьет одиннадцать часов ночи… Потом два… три часа… Малютка проснулся и заплакал. Мать подымается с постели, кормит и ласково укачивает малютку… Бьет пять… шесть часов… Мать все не спит и чутко прислушивается к ровному дыханию дитяти…
Начинает светать… Ребенок совсем просыпается, долго шевелит ножками и ручками, вновь засыпает. Мать встает и с головой, отяжелевшей от бессонной ночи, принимается за обычный дневной труд, немедленно прерывал его при малейшем движении малютки…
Так проходят дни и долгие, бессонные ночи…
9.
10. Нежно, заботливо, любовно, ласково, беспокойно, чутко.
11. Малютка -дитятя -ребенок -малыш -младенец -грудничок.
12.
13. Любовно — наречие
I. (как?) любовно
II. Морф.пр.: неизм., признак действия, образа действия
III. СМотрит (как?) любовно
14.
Мать(сущ.) встает (гл.) и(с.) с головой (сущ.), |отяжелевшей от бессонной ночи| (п. об.), принимается (гл.) за(пр.) обычный(прил.) дневной (прил.) труд (сущ.), |немедленно прерывая его при малейшем движении малютки| (д. об.)…
(Повеств., невоскл., простое, двусост., полн., распр., осложнено однородными сказуемыми, выраженными глаголом, обособленным определением, выраженным причастным оборотом, обособленным обстоятельством выраженным деепричастным оборотом).
Текст 13
Шел..стя бурым настилом прошлогоднего лист..пада иду извилист..й тропкой.
Пройдя вырубку выб..раюсь к заросш..му прутняком овражку. И (не) ожидан..о, откуда ни возьмись, на валежину выскакива..т горностай. Нав..стрив уши настор..жился.
Поблеск..вая пуг..вичками глаз и лоснящ..мся носиком горностай пр..нялся отвешивать (во) все стороны низкие поклоны.
Неужели пляшет уд..вился я. После (забавно) смешных прыжков он начал гибко скл..нять головку то (в) право то (в) лево, как бы вслуш..ваясь в зв..невшую (во) круг симфонию дремучего леса.
Но вдруг из орешника (не) ждан..о (не) гадан..о вышмыгнул другой точно такой же зверек и с дикой яростью бросился на танцора. Вер..ща и фыркая горностай клубком ск..тился с валежины и (тот) час скрылся в кустах.
(По П. Стефарову.)
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст: …
3. Тема текста.
4. Основная мысль текста.
5. Стиль текста.
6. Тип текста.
7. Составьте план текста: …
8. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
9. Выпишите из текста слова, в которых происходит оглушение согласных, сделайте их фонетическую транскрипцию: …
10. Выпишите из текста примеры метафор: …
11. Объясните, как вы понимаете выражение симфония леса: …
12. Выпишите из текста наречия образа действия, подберите к ним синонимы: …
13. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:
14. Произведите морфологический разбор одного наречия:
I. …
II. …
III. …
15. Выпишите из текста последнее предложение и сделайте его синтаксический разбор.
16. Графически обозначьте в тексте деепричастные обороты.
17. Составьте схему предложения с прямой речью.
Ответ:
1. Встреча с горностаями. Неожиданная встреча.
2. Это текст, так как предложения в нем связаны между собой по смыслу и грамматически (Параллельной связью: иду -выбираюсь - горностай - поклоны -пляшет и др.) и объединены в целое темой (говорится о горностаях) и основной мыслью. Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части (см. задание 7), обладает относительной завершенностью.
3. Тема текста — неожиданная встреча с горностаями в лесу.
4. Основная мысль текста: забавная пляска горностая была прервана неожиданным нападением другого зверька.
5. Стиль текста — художественный.
6. Тип текста — повествование.
8, 16
|Шелестя бурым настилом прошлогоднего листопада| (д. об.), иду(х) извилистой тропкой.
|Пройдя вырубку| (д. об.) выбираюсь(х) к заросшему прутняком овражку. И неожиданно, откуда ни возьмись, на валежину выскакивает горностай. | Навострив уши| (д. об.), насторожился(х).
|Поблескивая пуговичками глаз и лоснящимся носиком| (д. об.), горностай принялся(х) отвешивать во все стороны низкие поклоны.
«Неужели пляшет?» — удивился я. После забавно-смешных прыжков он начал гибко склонять(х) головку то вправо, то влево, |как бы вслушиваясь в звеневшую вокруг симфонию дремучего леса| (д. об.)
Но вдруг из орешника нежданно — негаданно вышмыгнул другой точно такой же зверек и с дикой яростью бросился на танцора. Вереща и фыркая, горностай клубком скатился с валежины и тотчас скрылся в кустах.
7. План текста:
1. Извилистая тропка.
2. Неожиданная встреча.
3. Низкие поклоны горностая.
4. Неужели пляшет?
5. Прерванный танец.
9. Глаз — [глас], овражку — [аврашку], навострив — [навостр'иф], все — [фс'э], низкие — [н'иск'ий'э], прыжков — [прышкоф], гибко — [гипка], головку — [галофку], вправо — [фправа], вслушиваясь — [фслушывай'ас'], вокруг — [вакрук], вдруг — [фдрук], клубком — [клупком].
10. Бурым настилом листопада, пуговичками глаз, симфонию леса
11. «Симфония» — одно большое целое, в котором сливаются, объединяются различные многочисленные составные части, в данном случае — звуки леса весной. Разнообразные звуки, гармонично переплетаясь, словно образуют единую мелодию.
12. Неожиданно, откуда ни возьмись, вдруг, нежданно-негаданно, внезапно.
Гибко — ловко, упруго, податливо, пластично.
13.
шелестя, гибко
тропкой, овражку
вслушиваясь
бросился
14. Неожиданно — наречие
I. (Как?) неожиданно; признак действ.
II. Морф. пр.: неизм.
III. Выскакивает (как?) неожиданно
15. Вереща и фыркая, горностай клубком скатился с валежины и тотчас скрылся в кустах.
(Пов., невоскл., прост., двусост., полн., распр., осложнено обособл. обстоятельствами, выраженными дееприч.).
17. «П» — а.
Текст 14
Мы долго л..жали на пр..валах и слушали, как рядышком шумят океанск..м пр..боем вершины сосен, — высоко над головой дул медлен..ый ветер. Он был, должно быть, очень горяч.. .
Только к закату мы вышли на берег озера. Безмолвная ноч.. ост..рожно надв..галась на леса глухой синевой. Едва заметно, будто капли серебрян..ой воды, бл..стели первые звезды. Утки с тяжел..м свистом л..тели на ноч..лег.
Озеро замкнутое поясом (не) проходимых зар..слей таинствен..о поблеск..вало (в) низу. По ч..рной воде р..сплывались широкие круги — играла на закат.. рыба.
Ноч.. нач..налась над лесным краем долгие сумерки густели в чащах и только к..стер тр..щал и (по) тихоньку разг..рался нарушая лесную т..шину.
(По К. Паустовскому.)
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст: …
3. Тема текста.
4. Основная мысль текста.
5. Стиль текста.
6. Тип текста.
7. Составьте план текста: …
8. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
9. Произведите фонетический разбор слова ночлег: …
10. Выпишите из текста примеры:
эпитетов
сравнений
олицетворений
11. Выпишите из первого предложения наречия и подберите к ним антонимы: …
12. Выпишите из текста выделенные слова и подберите к ним синонимы: …
13. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:
14. Найдите в тексте наречия и надпишите над ними, к какой смысловой группе они относятся.
15. Сделайте синтаксический разбор предложения.
Безмолвная ноч.. ост..рожно надв..галась на леса глухой синевой.
16. Графически обозначьте в тексте причастные и деепричастные обороты.
Ответ:
1. Вечер на озере. Наступление ночи. Сумерки над лесным краем.
2. Это текст, так как предложения в нем связаны между собой по смыслу и грамматически (параллельной связью: берег озера -ночь -звезды -утки и др.) и объединены в целом темой (говорится о приближении ночи на озере) и основной мыслью (заключается в том, что ночь постепенно опускается на землю). Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части (см. задание 7), обладает относительной завершенностью.
3. Тема текста — наступление ночи в лесном краю.
4. Основная мысль текста: ночь опускается на лесной край осторожно и постепенно.
5. Стиль текста — художественный.
6. Тип текста — описание с элементами повествования.
7. План текста:
1. Дыхание ветра на привалах.
2. Закат на берегу озера.
3. Озеро.
4. Ночь надвигается.
8, 16.
Мы долго лежали на привалах и слушали, как рядышком шумят океанским прибоем вершины сосен, — высоко над головой дул медленный ветер. Он был, должно быть, очень горяч.
Только к закату мы вышли на берег озера. Безмолвная ночь осторожно надвигалась на леса глухой синевой. Едва заметно, будто капли серебряной воды, блестели первые звезды. Утки с тяжелым свистом летели на ночлег.
Озеро(×), |замкнутое поясом непроходимых зарослей| (прич. об.), таинственно поблескивало внизу. По черной воде расплывались широкие круги — играла на закате рыба.
Ночь начиналась над лесным краем, долгие сумерки густели в чащах, и только костер трещал и потихоньку разгорался(×), |нарушая лесную тишину| (дееприч. об.).
9. Ноч|лег: [нач'л'э́к]
н — [н] — согл., звонк., тверд. «эн»
о — [а] — гласн., безуд. «о»
ч — [ч'] — согл., глух., мягк. «че»
л — [л'] — согл., звон., мягк. «эль»
е — [э]— гласн., ударн. «е»
г — [к] — согл., глух., тверд. «гэ»
6 букв, 6 звуков
10. Эпитеты — с тяжелым свистом; долгие сумерки; медленный ветер.
Сравнения — будто капли серебряной росы, блестели звезды; шумят океанским прибоем верхушки сосен.
Олицетворения — ночь осторожно надвигалась; озеро таинственно поблескивало.
11. Долго — недолго, немного, чуточку, мало; рядышком — далеко; высоко — низко.
12. Осторожно, потихоньку — бережно, легонько, аккуратно. Таинственно — загадочно, непостижимо, необъяснимо, неясно, многозначительно, сверхъестественно, мистически.
13.
безмолвная
внизу
15. Безмолвная ночь осторожно надвигалась на леса глухой синевой. [— =].
Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., полн., неосл.