Русский язык 7 класс - Комплексный анализ текста - Рабочая тетрадь - А. Б. Малюшкин 2019
Деепричастие
Текст 7
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, —
Так падают бурные воды в сверкающем,
быстром Лодоре!
(Р. Саути.)
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст: …
3. Тема текста.
4. Основная мысль текста.
5. Стиль текста.
6. Тип текста.
7. Как вы думаете, какую роль играют деепричастия в данном тексте?
8. Вы, наверное, обратили внимание на наличие в словах дрожащих, свистящих и шипящих согласных? С какой целью автор использовал это в тексте? Как называется подобный прием?
9. Понаблюдайте над количеством слогов в строке, расположением слов в тексте, внешним видом стихотворения. Случайно ли так построен текст?
10. Произведите фонетический разбор слова убегая: …
11. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:
12. Произведите морфологический разбор одного деепричастия:
I. …
II. …
III. …
13. Графически обозначьте в тексте деепричастный оборот.
Ответ:
1. Лодорский водопад. Водопад. Падение воды в Лодоре.
2. Это текст, несмотря на то, что состоит из одного предложения. Слова в нем связаны между собой по смыслу и грамматически и объединены темой (говорится о водах Лодора) и основной мыслью (заключается в том, что воды в Лодорском водопаде завораживают своим бегом). Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части, обладает относительной завершенностью, имеет автора.
3. Тема текста — водопад.
4. Основная мысль текста — описать падение вод в Лодоре.
5. Стиль текста — художественный.
6. Тип текста — описание.
7. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом. Основное действие в этом тексте выражается с помощью глагола «падают». Деепричастия призваны описать, как именно происходит это падение вод. С их помощью передается множество действий, причем так выразительно, что читатель словно видит их воочию. Кроме того, деепричастия делают текст динамичным, рисуя быструю смену действий текущей и падающей воды.
8. Использование в словах дрожащих, свистящих и шипящих согласных и их повтор в строке относится к одному из приемов звукозаписи и называется аллитерация. Это позволяет придать стихотворению «звучание», читатель/слушатель словно слышит звуки текущей и падающей воды, шелест и шепот брызг, перекат воды по камням, ее грохотание и переливы.
9. Конечно, текст построен так не случайно. Автор специально подобрал деепричастия так, чтобы даже строки стихотворения внешне напоминали водопад. С этой целью сначала идут деепричастия так, чтобы строки стихотворения внешне напоминали водопад. С этой целью сначала идут деепричастия из двух слогов, потом из трех, далее количество слогов в строке и количество букв постепенно увеличивается. Такая фигурность делает стихотворение особенно выразительным и необычным.
10.
11.
1) падают, бурные;
2) сверкающем;
3) ласкаясь, встречаясь;
4) извиваясь, сливаясь.
12. Кипя — деепр.
I. Что делая? кипя
II. Морф. пр.: неизм., несов. в.
III. Падают (как?) кипя
13. |Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре| — д. об.
Так падают(×) бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Текст 8
1. Назовите деепричастия. Назовите глаголы в неопределенной форме, от которых они образованы. Определите лексические значения деепричастий. Спишите, обозначая части слов, в которых вы вставляли пропущенные буквы.
Еще вчера, на со..нце млея
Последним лес др..жал листом,
И оз..мь пышно зеленея
Л..жала бархатн..м к..вром.
Глядя надменно, как бывало,
На жертвы холода и снега,
Себе н.. (в) чем (не) изм..няла
(Не) поб..димая сосна.
Сегодня вдруг и..чезло лето;
Бело, бе..жизненно кругом,
Земля и небо — все одето
Каким (то) тускл..м сер..бром.
(А. Фет.)
1. Озаглавьте текст.
2. Стиль текста.
3. Тип текста.
4. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
5. Произведите фонетический разбор слова млея: …
6. Выпишите из текста примеры:
эпитетов
метафор
сравнений
7. Определите лексическое значение слов:
млеть — …
надменно — …
8. Выпишите из текста деепричастия, разберите их по составу.
9. Произведите морфологический разбор одного деепричастия:
I. …
II. …
III. …
10. Графически обозначьте в тексте деепричастные обороты.
Ответ:
1. Исчезло лето. Наступление зимы. Приход зимы.
2. Стиль текста — художественный.
3. Тип текста — описание.
4, 10.
Еще вчера, |на солнце млея|, Млеять
Последним лес(×) дрожал листом,
И озимь(×), |пышно зеленея|, Зеленеть
Лежала бархатным ковром.
|Глядя надменно|, как бывало, Глядеть
На жертвы холода и снега,
Себе ни в чем не изменяла
Непобедимая сосна(×).
Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо — все одето.
Каким-то тусклым серебром.
5.
6. Эпитеты: последним листом; тусклым серебром.
Метафоры: жертвы холода и снега; все одето серебром.
Сравнение: лежала бархатным ковром.
7. Млеть — 1. Находиться в состоянии истомы, расслабленности. Переживать состояние восторга, наслаждения под влиянием сильного чувства. 2. Замирать, цепенеть от сильного потрясения, волнения и т. п. 3. Разг. Терять чувствительность, цепенеть (о частях тела).
Надменно — высокомерно, заносчиво.
8.
9. Млея — деепр.
I. (Что делая?) млея
II. Морф. пр. неизм., несов. в.
III. Дрожал (как?) млея.
Текст 9
(Не) ум..лкая шумел пролив наб..гали гр..хочущие волны б..ющиеся о подножие тороса.
Но вот буря стихла. Смолкли усп..коившиеся волны придавлен..ые тяжкой грудой льда. Ледян..ые поля пр..двинулись к самому берегу. Пош..л гул рокотом отдаваясь в глубине бора. Послышалось могуч..е шипенье шорох треск ломающихся глыб, словно надвигалось (не) укрощен..ое стоногое чудовище. Передовые льдины ст..лкнувшись с торосом (з;с)жатые нап..равшей мас..ой ползли на вершину и гр..моздились в при..чудливые горы. Движение ледян..ой мас..ы встретив (не) преодо..лимую пр..граду пр..вратилось в колоссальную энергию разрушения. И через (не) сколько минут вдоль берега ломан..ыми оч..ртаниями подн..лись новые громады.
Вдруг опять разъярен..ым зверем набежала буря разорвала тишину торжествующим воем расколола ледян..ой покров и бе(з;с)порядочными грудами ра(з;с)бросала его на многие кил..ометры.
(А. Серафимович.)
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст: …
3. Тема текста.
4. Основная мысль текста.
5. Стиль текста.
6. Тип текста.
7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
8. Произведите фонетический разбор слова опять: …
9. Выпишите из текста примеры:
эпитетов
сравнений
10. Определите лексическое значение слов:
торосы — …
колоссальный — …
11. Разберите слова по составу:
встретив, ломающихся, движение.
12. Произведите морфологический разбор выделенных слов:
I. …
II. …
III. …
I. …
II. …
III. …
13. Графически обозначьте в тексте причастные и деепричастные обороты.
Ответ:
1. Ледоход. Буря на peкe. Освобождение реки от ледяных оковов.
2. Это текст как предложения в нем связаны между собой по смыслу и грамматически (параллельной связью: волны — буря — ледяные поля — гул — шипенье и др. и объединены в целое темой (говорится о ледоходе на реке) и основной мыслью (заключается в том, что свирепствующая в том, что свирепствующая буря вызвала движение льдов на реке). Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части, обладает относительной завершенностью.
3. Тема текста — разрушение ледяного покрова на реке.
4. Основная мысль текста — показать движение ледяной массы на реке под воздействием бури.
5. Стиль текста — художественный.
6. Тип текста —повествование с элементами описания.
7, 13
Не умолкая, шумел пролив, набегали грохочущие волны(х), |бьющиеся о подножие тороса| (п. об.). Но вот буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны(х), |придавленные тяжкой грудой льда| (п. об.). Ледяные поля придвинулись к самому берегу. Пошел(х) гул, |рокотом отдаваясь в глубине бора| (д. об.). Послышалось могучее шипенье, шорох, треск ломающихся глыб, словно надвигалось неукрощенное стоногое чудовище. Передовые льдины, |столкнувшись с торосом| (д. об.), сжатые напиравшей массой, ползли(х) на вершину и громоздились в причудливые горы. Движение ледяной массы, |встретив неопреодолимую преграду| (д. об.), превратилось(х) в колоссальную энергию разрушения. И через несколько минут вдоль берега ломаными очертаниями поднялись новые громады.
Вдруг опять разъяренным зверем набежала буря, разорвала тишину торжествующим воем, расколола ледяной покров и беспорядочными грудами разбросала его на многие километры.
8. Опять [ап'а́т'] — 2сл., уд. пад. на 2ой слог
о — [а] — гласн., безуд. «о»
п — [п‘] — согла., глух., мягк. «пэ»
я — [а] — гласн., ударн. «я»
т — [т‘] — согл., глух., мягк. «тэ»
ь — «мягкий знак»
5 букв, 4 звука
9. Эпитеты: могучее шипенье; причудливые горы; колоссальную энергию.
Сравнения: словно надвигалось неукрощенное стоногоe чудовище; буря набежала разъяренным зверем.
10. Торосы — нагромождения льдин, образующиеся в результате сжатия ледяных полей морей, озер и рек. Высота до 10 — 20 м.
Колоссальный — 1. Выдающийся по величине, размеру, количеству и т. п.; огромный. 2. Особо выдающийся по силе, значению и т. п.; чрезвычайный.
11.
12. 1. Бьющиеся — причастие. Н. ф. — бьющийся
II. Пост. пр.: действ., возвр., несов. в., наст. вр.; непост. пр.: во мн. ч., И. п.
III. Волны (какие?) бьющиеся
I. Встретив — деепричастие
II. Морф. пр.: неизм., сов. в.
III. Превратилось (когда?) встретив