Русский язык 7 класс - Комплексный анализ текста - Рабочая тетрадь - А. Б. Малюшкин 2019


Причастие

Текст 4

Меж р..деющих верхуш..к

Пок..залась синева.

Зашумела у опуш..к

(Ярко) ж..лтая листва.

Птиц (не) слышно. Тресн..т мелкий

Обломивш..йся суч..к,

И, хвостом м..лькая, белка

Легкий делает прыж..к.

Стала ель в лесу заметней

Береж..т густую тень.

Под..синовик последний

(С, з)двинул шляпу набекрень.

     (А. Твардовский.)

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст: …

3. Стиль текста.

3. Тип текста.

4. Найдите и поставьте всего один недостающий знак препинания.

5. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

6. Произведите фонетический разбор слова ель: …

7. Выпишите из текста примеры олицетворений: …

8. Определите лексическое значение слова набекрень: …

9. Найдите причастия. Назовите глаголы в неопределенной форме, от которых они образованы. Разберите причастия по составу.

10. Произведите морфологический разбор одного причастия:

 I. …

 II. …

 III. …

11. Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор: …

Ответ:

1. Осенний лес. Осень в лесу.

2. Это текст, так как предложения в нем связаны между собой по смыслу и грамматически (параллельной связью: синева- листва- птицы- белка и т. д.) и объединены в целое темой (описывается осенний лес) и основной мыслью. Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством, обладает относительной завершенностью.

3. Стиль текста — художественный.

3. Тип текста — описание.

4.

Стала ель в лесу заметней,

Бережет густую тень.

5. Редеющих, верхушек; показалась; у опушек; ярко-желтая; не слышно; треснет; обломившийся; сучок; мелькая; прыжок; бережет; подосиновик; сдвинул.

6. Ель [й'э́л']

 е [й'] — согл., звонк., мягк.

 [э] — гласн., ударн.

 "е"

 л [л'] — согл, звонк., мягкий "эль"

 ь — [-] — мягкий знак.

 3 буквы, 3 звука.

7. Ель бережет тень; подосиновик сдвинул шляпу набекрень.

8. С наклоном набок; сдвинувшись к уху.

9.

10. I. Какой? Обломившийся. Н. ф. — обломившийся

 II. Пост. пр.: действ., возвр., сов. в., прош. вр.; непост. пр.; в м. р., ед. ч., И. п.

 III. Сучок (какой?) обломившийся.

11. Меж (предл.) редеющих (прич.) верхушек (сущ.) показалась (гл.) синева (сущ.). [ = — ].

 (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр.)

Текст 5

В тундре покрытой девять месяц..в снегом свое..бразная р..стительность. Изумительны эти (не) обыкновен..ые р..стения ож..вающие под снегом. Их стебли и листья покрытые теплым и густым пухом сп..сающие от стужи (не) повторимы. Многие р..стения образующие круглые цветнички плотно жмут..ся друг к дружк.. . В их корнях обросших пушистою шубкою прячут..ся нас..комые устра..вают гнезда лемминги и полевки. Только у (не) многих северных р..стений цв..тущих весною созр..вают за лето сем..на. Больш..нство р..стений сохр..нившихся еще от доледниковых времен продолжают размножат..ся вегетативно.

(По И. Соколову-Микитову.)

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст: …

3. Тема текста.

4. Основная мысль текста.

5. Стиль текста.

6. Тип текста.

7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8. Выпишите из текста 3 слова, в которых написание согласных не совпадает с их произношением. Сделайте фонетическую транскрипцию этих слов.

9. Определите лексическое значение слов:

 лемминги — …

 полевки — …

 вегетативно (размножаться) — …

10. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне, графически объясните условие выбора данной орфограммы. Сформулируйте правило.

11. Выпишите из текста однокоренные слова к слову цвет и разберите их по составу: …

12. Сделайте словообразовательный разбор слова доледниковый: …

13. Произведите морфологический разбор одного причастия:

 I. …

 II. …

 III. …

14. Графически обозначьте в тексте причастные обороты.

Ответ:

1. Растительность тундры. Необыкновенные растения тундры.

2. Это текст, так как предложения в нем связаны между собой по смыслу и грамматически. (цепной связью: растительность — эти растения — их) и объединены в целoе темой (говорится о растительности тундры) и основной мыслью (заключается в том, что растения тундры очень своеобразны). Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части, обладает относительной завершенностью.

3. Тема текста — своеобразная растительность тундры.

4. Основная мысль текста — растения тундры изумительны и своеобразны.

5. Стиль текста — научный, научно-популярный.

6. Тип текста — повествование с элементами описания.

7, 14. В тундре(×), |покрытой девять месцев снегом| (п. об.), своеобразная растительность. Изумительны эти необыкновенные растения(×), |оживающие под снегом| (п. об.). Их стебли и листья(×), |покрытые теплым и густым пухом| (п. об.), |спасающие от стужи| (п. об.), неповторимы. Многие растения(×), |образующие круглые цветнички| (п. об.), плотно жмутся друг к дружке. В их корнях(×), |обросших пушистою шубкою| (п. об.), прячутся насекомые, устраивают гнезда лемминги и полевки. Только у немногих северных растений(×), |цветущих весною растений|, созревают за лето семена. Большинство растений(×), |сохранившихся еще от доледниковых времен| (п. об.), продолжают размножаться вегетативно.

8.

9. Лемминг — обитающий на Севере маленький зверек, из отряда грызунов, с длинной пятнистой шерстью; то же, что пеструшка.

 Полевки — грызуны, похожие на мышь; полевые мыши.

 Вегетативно (размножаться) — это размножаться вегетативными органами растений — корнями, побегами или их частями.

10.

 В корнях с чередованием

 перед с пишется о, перед ст, щ - а.

Исключения: росток, отрасль. Ростов, ростовщик, Ростислав.

11.

12.

13. I. Какой? Покрытой. Н. ф. — покрытый.

 II. Пост. пр.: страд., невозвр., прош. вр., сов. в.; непост. пр.: полн., ед. ч., ж. р., П. п.

 III. В тундре (какой?) покрытой.

Текст 6

Сколько бы (ни) смотреть на море, оно никогда (не) надоест. Оно всегда разное, новое, (не) видан..ое.

Оно меняет..ся на глазах каждый час.

То оно тихое, (светло) голубое, в (н..) скольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно (ярко) син..е, пламен..ое, сверкающ..е. То оно игра..т б..рашками. То под свеж..м ветром становит..ся вдруг (темно) индиговым, шерстян..ым, точно его гладят против ворса.

То налета..т буря и оно грозно пр..ображается. Штормовой ветер гон..т крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламучен..ые волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. Ре(з;с)кая зелень гор..зонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски пр..боя размаш..сто исписан..ые белыми зигзагами пены с пушечным громом разб..ваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушен..ом воздух.. . Тонкий туман брызг в..сит кисеей (во) всю гр..мадную высоту потрясен..ых обрывов.

Но главное оч..рование моря заключает..ся в какой (то) тайн.. , которую оно всегда хр..нило в своих пр..странствах.

(В. Катаев.)

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст: …

3. Тема текста.

4. Основная мысль текста.

5. Стиль текста.

6. Тип текста.

7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8. Произведите фонетический разбор слова зыбь: …

9. Выпишите из текста примеры:

 эпитетов

 метафор

 сравнений

10. Определите лексическое значение слов:

 темно-индиговое — …

 (по) грифельному (небу) — …

 малахитовый — …

11. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:

12. Произведите морфологический разбор слова:

 I. (оно) покрытое

 II. …

 III. …

13. Сделайте синтаксический разбор предложения.

Взбаламучен..ые волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина.

14. Графически обозначьте в тексте причастные обороты.

Ответ:

1. Очарование моря. Тайна моря. Такое разное море.

2. Это текст, так как предложения в нем связаны между собой по смыслу и грамматически (параллельной связью: оно разное — оно тихое — оно играет барашками и т. д.) и объединены в целое темой (говорится о море) и основной мыслью (заключается в том, что море очень переменчиво, но всегда таит в себе особое очарование). Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части, обладает относительной завершенностью.

3. Тема текста — море.

4. Основная мысль текста — Море всегда разное, чарующее и таинственное.

5. Стиль текста — художественный.

6. Тип текста — описание.

7, 14.

 Сколько бы ни смотреть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное.

 Оно меняется на глазах каждый час.

 То оно(×) тихое, светло-голубое, |в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля| (п. об.). То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса.

 То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски(×) прибоя, |размашисто исписанные белыми зигзагами пены|, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов.

 Но главное очарование моря заключается в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.

8. Зыбь [зып'] — 1 слог

 з — [з] — согл., звонк., тверд. «зэ»

 ы — [ы] — гласн., ударн. «ы»

 б — [п'] — согл., глух., мягк. «бэ»

 ь — [-] — «мягкий знак»

 4 буквы, 3 звука

9. Эпитеты: по грифельному небу, с пушечным громом, глянцевитое тело, резкая зелень.

 Метафоры: малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные белыми зигзагами пены Сравнения: шерстяным, точно его гладят против ворса; тонкий туман брызг висит кисеей.

10. Темно-индиговое — темно-синее; индиговый — темно-синий; индиго — синяя краска.

 (По) грифельному (небу) — серый, темно-серый, дымчатый (голубовато-серый), винцовый, стальной, оловянный.

 Малахитовый — ярко-зеленый, цвета малахита.

11.

— тихое, море, гонит, ворса, гладят

— играет, пламенное, барашками

— налетает, оглушенном

— очарование, исписанные

12. I. (Оно) покрытое — прич. Н. ф. — покрытый

 II. Пост. пр.: страд., невозвр., сов. в., пр. вр.; непост. пр.: полн., ср. р., ед. ч., И. п.

 III. Оно (какое?) покрытое

13. Взбаламученные (прич.) волны(сущ.) волокут (глаг.) и(с.) швыряют (глаг.) вдоль(прич.) берега (сущ.) глянцевитое (прилаг.) тело (сущ.) дохлого (прилг.) дельфина (сущ.). (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., полное, неосложн.)