Русский язык 7 класс - Комплексный анализ текста - Рабочая тетрадь - А. Б. Малюшкин 2019


Повторение в начале года

Текст 1

Сколько слов в русском языке? Как это узнать? Конечно, обратиться к лингвистическим словарям.

Первый большой толковый словарь русского языка — «Словарь Академии Российской». Его публикация началась в 1789 г. В нем 43 257 слов. В середине XIX века издан академический «Словарь церковнославянского и русского языка», содержащий 114 749 слов. В 1863 — 66 гг. был издан «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. В словаре около 200 тыс. слов. Это подлинная сокровищница русской народной речи. Широко известен «Толковый словарь русского языка» под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова. В нем 85 289 слов. Наиболее полный толковый словарь русского литературного языка XIX — XX вв. — это академический «Словарь современного русского литературного языка». Его 17 томов, изданные с 1948 по 1965 гг., включают свыше 120 000 слов. Самый известный однотомный «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова переиздавался более 20 раз. И в одном из последних изданий в него включено 70 000 слов.

Так сколько же слов в русском языке? По мнению известного лингвиста Петра Никитича Денисова, в русском языке около одного миллиона слов, если учесть, кроме слов литературного языка, помещенных в толковые словари, профессиональные и диалектные слова.

Вот какое это необъятное море — море слов.

(По М. Старкевич, Л. Тростенцовой.)

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст: ...

3. Тема текста.

4. Сформулируйте и запишите основную мысль текста: ...

5. Стиль текста.

6. Тип текста.

7. Составьте план текста: ...

8. Дайте определение следующим понятиям, подберите 3 — 4 примера к ним:

 общеупотребительные слова — ...

 профессиональные слова — ...

 диалектные слова — ...

9. Произведите фонетический разбор слова язык: ...

10. Определите лексическое значение слова лингвист:

11. Разберите слова по составу:

 великорусского, включают, словарь.

12. Произведите морфологический разбор имени прилагательного:

 I. (в) русском (языке)

 II. ...

 III. ...

13. Ребята, вы, наверное, знакомы и с другими лингвистическими словарям. Расскажите об одном из них.

Ответ:

1. Необъятное море слов.

2. Это текст, так как предложения в нем связаны между собой по смыслу и грамматически (цепной связью: словарь — его- в нем) и объединены в целое темой (говорится о количестве слов в русском языке) и основной мыслью (заключается в том, что узнать, сколько слов в языке, можно из лингвистических словарей). Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части (см. задание 7), обладает относительной завершенностью.

3. Тема текста — количество слов в русском языке.

4. Все разнообразие слов в русском языке — а их около одного миллиона — отражено в лингвистических словарях.

5. Стиль текста — научный, научно-популярный.

6. Тип текста — повествование с элементами рассуждения.

7. План текста.

 1. Как подсчитать слова в русском языке?

 2. Лингвистические словари:

 а) первые словари;

 б) словарь В. Даля;

 в) словарь Д. Н. Ушакова;

 г) академический словарь;

 д) словарь С. И. Ожегова.

 3. Количество слов в языке.

 4. Необъятное море слов.

8. Общеупотребительные слова — это слова, входящие в активный словарный запас человека, употребляемые им постоянно, независимо от профессии, места жительства, уровня образования. Например, вода, школа, здание, дерево, здоровье, воздух, книга и т. д.

Профессиональные слова — это слова, являющиеся принадлежностью речи определенного говорящего коллектива, объединенного какой-либо производственной деятельностью, специальностью или профессией: скальпель, томография, инъекция, наркоз, скарификатор и т. д.

 Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями или иной местности. Например, «барка» (льдина), «браный» (вытканный узорами, узорчатый), «девъё» (девушки), «зыбка» (подвесная колыбель), «мряка» (сырая, темная погода).

9.

10. Лингвист — это специалист в области лингвистики; языковед.

11.

12. I. (В) русском (языке) — прилагательное

 II. В языке (каком?) русском. Н. Ф. — русский

 Пост. пр.: относ.; непост.: в ед. ч., м. р., П. п.

 III. В языке (каком?) %%% русском »»»

13. Словообразовательный словарь русского языка А. Н. Тихонова — это первый большой словообразовательный словарь русского языка. В нем описана словообразовательная структура более 145 000 слов: показано, на базе какого производящего и какими словообразовательными средствами они образованы. Основной единицей словаря выступает словообразовательное гнездо, представляющее совокупность однокоренных слов, имеющих в современном русском языке живые смысловые связи. Имеющийся опыт составления «корнесловов» и толковых гнездовых, частично гнездовых и полугнездовых словарей в русском и зарубежном языкознании не так велик и почти не подвергался изучению. Поэтому данный словарь является новаторским. Он имеет приложения: список непроизводных слов, слов с указанием количества образованных от их производных; список одиночных слов; новые гнезда, возникшие на базе ряда одиночных слов.

Текст 2

Особенно красив и п..чален русский лес в ран..ие осен..ие дни.

На золотом фон.. пож..лтевшей листвы выделяют..ся яркие пятна ра(з;с)крашенных кленов осин. Медленно кружась в воздух.., падают с берез пож..лтевшие ле..кие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие сер..бристые нити липкой паутины. Тихо в осен..ем лесу. Ш..лестит под ногами опавшая сухая листва. (Кое) где краснеет шляпка поз..него подосиновика. Тонко просв..стит ря(б;п)чик проклич..т высоко в небе прол..тающие косяком журавли.

Что (то) грус..ное, прощальное слыш..тся и вид..тся в осен..ем лесу. Идеш.., бывало, (по) такому осен..ему, ра(з;с)цвеченному красками лесу — музыкальным по..тическим чу..ством наполняет..ся душа. «Бабьим летом» называли на деревн.. это осен..ее краткое время. Еще цв..тут поз..ние осен..ие цв..ты. Готовят..ся к отлету певчие птиц.. . Нет-нет да и затр..щит в лесу дрозд застучит на сухом дерев.. тружен..ик-дятел. Еще зеленый стоит на краю леса старый развес..стый дуб. Но уже оголились вершины берез. Уже обл..тели плавают по воде ле..кие пож..лтевшие листья ив.

Хорошо в осен..ем цв..тистом лесу. Долго (не) хоч..тся из него выходить прощат..ся с золотыми осен..ими днями.

(И. С околов-Микитов.)

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст: ...

3. Тема текста.

4. Основная мысль текста.

5. Стиль текста (докажите свое мнение)_

6. Тип текста.

7. Найдите в тексте и поставьте всего 5 недостающих знаков препинания.

8. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

9. Произведите фонетический разбор слова дрозд: ...

10. Выпишите из текста несколько примеров:

 эпитетов

 метафор

11. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:

12. Произведите морфологический разбор имени прилагательного:

 I. (на) сухом (дереве)

 II. ...

 III. ...

13. Произведите морфологический разбор глагола:

 I. падают (листья)

 II. ...

 III. ...

14. Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор: ...

15. Попробуйте описать свое любимое время года так, чтобы и нам захотелось его полюбить.

Ответ:

1. Осенний лес. Красота осеннего леса.

2. Это текст, так как предложения в нем связаны между собой по смыслу грамматически (параллельной связью: пятна кленов, oсин — листья с берез — нити паутины — тишина и др.) и объединены в целое темой (говорится о красоте осеннего леса) и основной мыслью (заключается в том, что осенью лес особенно красив и печален). Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части, обладает относительной завершенностью.

3. Тема текста — красота осеннего леса.

4. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни.

5. Стиль текста — художественный.

Цель текста — воздействие, картина изображена так, чтобы читатель ее себе представил, проникся красотой осеннего леса и испытал те же чувства, что и автор. Поэтому в тексте широко используются многозначные слова, различные художественные средства: эпитеты и метафоры.

7. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе пролетающие косяком журавли. Нет-нет да и затрещит в лесу дрозд, застучит на сухом дереве труженик-дятел. Уже облетели, плавают по воде легкие пожелтевшие листья ив. Долго не хочется из него выходить, прощаться с золотыми осенними днями.

8. Печален; ранние; осенние; фоне; пожелтевшей; выделяются; раскрашенных; в воздухе; пожелтевшие; легкие; серебристые; в осеннем; шелестит, позднего, просвистит рябчик, про кличут; пролетающие; что то грустное; слышится; видится; осеннем; Идешь; по такому осеннему; расцвеченному; поэтическим чувством наполняется; деревне; осеннее; цветут поздние осенние цветы; готовятся; птицы; затрещит; дереве труженик-дятел; развесистый; облетели; легкие пожелтевшие; осеннем цветистом; не хочется; прощаться; осенними.

9. Дрозд [дро'ст] — 1 слог

 д — [д] — согл., звонк., тверд, «дэ»

 р — [р] — согл., звонк., тверд, «рэ»

 о — [о] — гласн., ударн. «о»

 з — [с] — согл., глух., тверд. «зэ»

 д — [т] — согл., глух., тверд. «дэ»

 5 букв. 5 звуков.

10. Эпитеты: с золотыми днями; в цветистом лесу; поздние цветы; музыкальным чувством.

 Метафоры: пятна кленов, осин; нити паутины; шляпка подосиновика; наполняется душа.

11.

12. I. (На) сухом (дереве) каком? Сухом. Н. ф. — сухой

 II. Пост. пр.: качеств.; непост. пр.: полн., ед. ч., ср. р., П. п.

 III. На дереве (каком?) %%% сухом »»»

13. I. Падают (листья) что делают? Падают. Н. ф. — падать

II. Пост. пр.: несов. вид, невозвр., непер., I спр.; непост. пр.: изъяв. накл., наст. вр. П. п., 3 л., мн. ч.

 III. Листья (что делают?) ### падают ***

14.

15. “Дни поздней осени бранят обыкновенно...” — писал некогда А. С. Пушкин. Действительно, многие не любят это время года. А для великого поэта оно было самым любимым. И я разделяю его чувства: “И мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно...” Это самое спокойное, самое задумчивое время года. Причем я люблю не только раннюю осень, когда вокруг все расцвечивается необыкновенными красками и кругом летают серебряные ниточки легких паутинок. Солнышко уже не греет так ярко, и над тихой рекой, над убранными полями, над всей землей воцаряется особенная тишина. В лесу шуршат опавшие листья, из-под которых выглядывает то крепкий гриб, лихо сдвинувший шляпку набекрень, то поздняя и потому особенно дорогая ягодка. Нет, я люблю позднюю осень, когда повсюду уже голо и уныло и целый день моросит грустный осенний дождик. В такие дни мне нравится бродить по опустевшим аллеям, слушая стук капель о зонт, и размышлять о чем-нибудь. А когда серый день сменяется чуть более темными сумерками, так тепло зажигаются окна домов, и так приятно, вернувшись, тоже зажечь лампу и пить горячий чай, сидя с книжечкой в уютном кресле.

Текст 3

Беркут ок..зался в зап..дне. Он с..дел неподвижно, все так же с ра..крытыми крыльями. Я даже и..пугался. Но вот птица вяло шев..льнулась — жива.

Я подк..тил к дереву камень встал на него и дот..нулся до фанеры. Она с трудом подд..валась ножу визжала и скр..пела. Только раз я услышал глухой клекот, может, стон птицы.

Доломав фанеру, я спрыгнул вниз. Беркут с закрыт..ми глазами к..чался на ветк.. . Но вот он медленно потянул одну ногу, она поддалась, вторую. Подобрал и сл..жил крылья. И словно две крошечные ж..лтые молнии св..ркнули — беркут открыл глаза. Он т..жело взмахнул крыльями оторвался от дерева сл..жил крылья и упал в провал. Свесившись над обрывом, я вид..л, как беркут быстро уменьшает..ся, и на мгновение мне даже пок..залось, что он разоб..ется.

Из (за) скалы вырвались солнечные лучи и осветили сумрачную пропасть. Глубоко внизу птица ра..пахнула крылья и ушла за поворот.

Два дня беркута (не) было видно. Потом он поутру мелькнул мимо сел на свое дерево.

(По Ф. Камалову.)

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст: ...

3. Тема текста.

4. Основная мысль текста.

5. Стиль текста.

6. Тип текста.

7. Составьте план текста: ...

8. Расставьте недостающие знаки препинания при однородных членах предложения.

9. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

10. Произведите фонетический разбор слова встал: ...

11. Подберите антонимы к слову:

 раскрытые (крылья) — ...

12. Выпишите из текста глаголы-синонимы: ...

13. Выпишите из текста примеры:

 сравнений

 олицетворений

14. Произведите морфологический разбор одного глагола:

 I. ...

 II. ...

 III. ...

15. Подчеркните в тексте однородные члены предложения.

Ответ:

1. Освобождение беркута.

2. Это текст, так как предложения в нем связаны между собой по смыслу и грамматически (цепной связью: беркут- он- птица) и объединены в целое темой (говорится о том, как беркут попал в западню и cумeл выбраться из нее) и основной мыслью. Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части (см. задание 7), обладает относительной завершенностью.

3. Тема текста — освобождение беркута из западни.

4. Основная мысль текста: беркут — сильная и гордая птица — сумел выбраться из западни.

5. Стиль текста — художественный.

6. Тип текста — повествование.

7. План текста:

 1. Беркут в западне.

 2. Жив?!

 3. Беркут собирается с силами

 4. Вырвался на свободу!

 5. Полет птицы.

 6. Возвращение беркута.

8. Я подкатил к дереву камень, встал на него и дотянулся до фанеры. Она с трудом с трудом поддавалась ножу, визжала и скрипела. Он тяжело взмахнул крыльями, оторвался от дерева, сложил крылья и упал в провал. Потом он поутру мелькнул мимо, сел на свое дерево.

9. Оказался, в западне, сидел, с раскрытыми, испугался, шевельнулась, подкатил, дотянулся, поддавалась, скрипела, с закрытыми, качался, на ветке сложил, желтые, сверкнули, тяжело, сложил, видел, уменьшается, показалось, разобьется, из-за, распахнула, не было.

10. Встал [фста'л] — 1 слог

 в — [ф] — согл., глух., тверд. "вэ"

 с — [с] — согл., глух., тверд. "эс"

 т — [т] — согл., глух., тверд. "тэ"

 а — [а] — гласн., ударн. "а"

 л — [л] — согл., звонк., тверд. "эль"

 5 букв 5 звуков

11. Раскрытые (крылья) — сложенные крылья.

12. Взмахнул (крыльями), оторвался, сложил (крылья), упал, распахнул (крылья), мелькнул.

13. Сравнение: словно две крошечные желтые.

 Олицетворения: фанера визжала; молнии сверкнули.

14. I. Что сделал? Мелькнул. Н. ф. — мелькнуть

 II. Пост. пр.: сов. в., невозвр., неперех., I спр.; непост. пр.: в изъяв. н., прош. вр., м. р., ед. ч.

 III. Он (что сделал?) ### мелькнул ***.