Русский язык 7 класс - Комплексный анализ текста - Рабочая тетрадь - А. Б. Малюшкин 2019
Повторение в начале года
Текст 1
Сколько слов в русском языке? Как это узнать? Конечно, обратиться к лингвистическим словарям.
Первый большой толковый словарь русского языка — «Словарь Академии Российской». Его публикация началась в 1789 г. В нем 43 257 слов. В середине XIX века издан академический «Словарь церковнославянского и русского языка», содержащий 114 749 слов. В 1863 — 66 гг. был издан «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. В словаре около 200 тыс. слов. Это подлинная сокровищница русской народной речи. Широко известен «Толковый словарь русского языка» под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова. В нем 85 289 слов. Наиболее полный толковый словарь русского литературного языка XIX — XX вв. — это академический «Словарь современного русского литературного языка». Его 17 томов, изданные с 1948 по 1965 гг., включают свыше 120 000 слов. Самый известный однотомный «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова переиздавался более 20 раз. И в одном из последних изданий в него включено 70 000 слов.
Так сколько же слов в русском языке? По мнению известного лингвиста Петра Никитича Денисова, в русском языке около одного миллиона слов, если учесть, кроме слов литературного языка, помещенных в толковые словари, профессиональные и диалектные слова.
Вот какое это необъятное море — море слов.
(По М. Старкевич, Л. Тростенцовой.)
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст: ...
3. Тема текста.
4. Сформулируйте и запишите основную мысль текста: ...
5. Стиль текста.
6. Тип текста.
7. Составьте план текста: ...
8. Дайте определение следующим понятиям, подберите 3 — 4 примера к ним:
общеупотребительные слова — ...
профессиональные слова — ...
диалектные слова — ...
9. Произведите фонетический разбор слова язык: ...
10. Определите лексическое значение слова лингвист:
11. Разберите слова по составу:
великорусского, включают, словарь.
12. Произведите морфологический разбор имени прилагательного:
I. (в) русском (языке)
II. ...
III. ...
13. Ребята, вы, наверное, знакомы и с другими лингвистическими словарям. Расскажите об одном из них.
Ответ:
1. Необъятное море слов.
2. Это текст, так как предложения в нем связаны между собой по смыслу и грамматически (цепной связью: словарь — его- в нем) и объединены в целое темой (говорится о количестве слов в русском языке) и основной мыслью (заключается в том, что узнать, сколько слов в языке, можно из лингвистических словарей). Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части (см. задание 7), обладает относительной завершенностью.
3. Тема текста — количество слов в русском языке.
4. Все разнообразие слов в русском языке — а их около одного миллиона — отражено в лингвистических словарях.
5. Стиль текста — научный, научно-популярный.
6. Тип текста — повествование с элементами рассуждения.
7. План текста.
1. Как подсчитать слова в русском языке?
2. Лингвистические словари:
а) первые словари;
б) словарь В. Даля;
в) словарь Д. Н. Ушакова;
г) академический словарь;
д) словарь С. И. Ожегова.
3. Количество слов в языке.
4. Необъятное море слов.
8. Общеупотребительные слова — это слова, входящие в активный словарный запас человека, употребляемые им постоянно, независимо от профессии, места жительства, уровня образования. Например, вода, школа, здание, дерево, здоровье, воздух, книга и т. д.
Профессиональные слова — это слова, являющиеся принадлежностью речи определенного говорящего коллектива, объединенного какой-либо производственной деятельностью, специальностью или профессией: скальпель, томография, инъекция, наркоз, скарификатор и т. д.
Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями или иной местности. Например, «барка» (льдина), «браный» (вытканный узорами, узорчатый), «девъё» (девушки), «зыбка» (подвесная колыбель), «мряка» (сырая, темная погода).
9.
10. Лингвист — это специалист в области лингвистики; языковед.
11.
12. I. (В) русском (языке) — прилагательное
II. В языке (каком?) русском. Н. Ф. — русский
Пост. пр.: относ.; непост.: в ед. ч., м. р., П. п.
III. В языке (каком?) %%% русском »»»
13. Словообразовательный словарь русского языка А. Н. Тихонова — это первый большой словообразовательный словарь русского языка. В нем описана словообразовательная структура более 145 000 слов: показано, на базе какого производящего и какими словообразовательными средствами они образованы. Основной единицей словаря выступает словообразовательное гнездо, представляющее совокупность однокоренных слов, имеющих в современном русском языке живые смысловые связи. Имеющийся опыт составления «корнесловов» и толковых гнездовых, частично гнездовых и полугнездовых словарей в русском и зарубежном языкознании не так велик и почти не подвергался изучению. Поэтому данный словарь является новаторским. Он имеет приложения: список непроизводных слов, слов с указанием количества образованных от их производных; список одиночных слов; новые гнезда, возникшие на базе ряда одиночных слов.
Текст 2
Особенно красив и п..чален русский лес в ран..ие осен..ие дни.
На золотом фон.. пож..лтевшей листвы выделяют..ся яркие пятна ра(з;с)крашенных кленов осин. Медленно кружась в воздух.., падают с берез пож..лтевшие ле..кие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие сер..бристые нити липкой паутины. Тихо в осен..ем лесу. Ш..лестит под ногами опавшая сухая листва. (Кое) где краснеет шляпка поз..него подосиновика. Тонко просв..стит ря(б;п)чик проклич..т высоко в небе прол..тающие косяком журавли.
Что (то) грус..ное, прощальное слыш..тся и вид..тся в осен..ем лесу. Идеш.., бывало, (по) такому осен..ему, ра(з;с)цвеченному красками лесу — музыкальным по..тическим чу..ством наполняет..ся душа. «Бабьим летом» называли на деревн.. это осен..ее краткое время. Еще цв..тут поз..ние осен..ие цв..ты. Готовят..ся к отлету певчие птиц.. . Нет-нет да и затр..щит в лесу дрозд застучит на сухом дерев.. тружен..ик-дятел. Еще зеленый стоит на краю леса старый развес..стый дуб. Но уже оголились вершины берез. Уже обл..тели плавают по воде ле..кие пож..лтевшие листья ив.
Хорошо в осен..ем цв..тистом лесу. Долго (не) хоч..тся из него выходить прощат..ся с золотыми осен..ими днями.
(И. С околов-Микитов.)
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст: ...
3. Тема текста.
4. Основная мысль текста.
5. Стиль текста (докажите свое мнение)_
6. Тип текста.
7. Найдите в тексте и поставьте всего 5 недостающих знаков препинания.
8. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
9. Произведите фонетический разбор слова дрозд: ...
10. Выпишите из текста несколько примеров:
эпитетов
метафор
11. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:
12. Произведите морфологический разбор имени прилагательного:
I. (на) сухом (дереве)
II. ...
III. ...
13. Произведите морфологический разбор глагола:
I. падают (листья)
II. ...
III. ...
14. Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор: ...
15. Попробуйте описать свое любимое время года так, чтобы и нам захотелось его полюбить.
Ответ:
1. Осенний лес. Красота осеннего леса.
2. Это текст, так как предложения в нем связаны между собой по смыслу грамматически (параллельной связью: пятна кленов, oсин — листья с берез — нити паутины — тишина и др.) и объединены в целое темой (говорится о красоте осеннего леса) и основной мыслью (заключается в том, что осенью лес особенно красив и печален). Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части, обладает относительной завершенностью.
3. Тема текста — красота осеннего леса.
4. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни.
5. Стиль текста — художественный.
Цель текста — воздействие, картина изображена так, чтобы читатель ее себе представил, проникся красотой осеннего леса и испытал те же чувства, что и автор. Поэтому в тексте широко используются многозначные слова, различные художественные средства: эпитеты и метафоры.
7. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе пролетающие косяком журавли. Нет-нет да и затрещит в лесу дрозд, застучит на сухом дереве труженик-дятел. Уже облетели, плавают по воде легкие пожелтевшие листья ив. Долго не хочется из него выходить, прощаться с золотыми осенними днями.
8. Печален; ранние; осенние; фоне; пожелтевшей; выделяются; раскрашенных; в воздухе; пожелтевшие; легкие; серебристые; в осеннем; шелестит, позднего, просвистит рябчик, про кличут; пролетающие; что то грустное; слышится; видится; осеннем; Идешь; по такому осеннему; расцвеченному; поэтическим чувством наполняется; деревне; осеннее; цветут поздние осенние цветы; готовятся; птицы; затрещит; дереве труженик-дятел; развесистый; облетели; легкие пожелтевшие; осеннем цветистом; не хочется; прощаться; осенними.
9. Дрозд [дро'ст] — 1 слог
д — [д] — согл., звонк., тверд, «дэ»
р — [р] — согл., звонк., тверд, «рэ»
о — [о] — гласн., ударн. «о»
з — [с] — согл., глух., тверд. «зэ»
д — [т] — согл., глух., тверд. «дэ»
5 букв. 5 звуков.
10. Эпитеты: с золотыми днями; в цветистом лесу; поздние цветы; музыкальным чувством.
Метафоры: пятна кленов, осин; нити паутины; шляпка подосиновика; наполняется душа.
11.
12. I. (На) сухом (дереве) каком? Сухом. Н. ф. — сухой
II. Пост. пр.: качеств.; непост. пр.: полн., ед. ч., ср. р., П. п.
III. На дереве (каком?) %%% сухом »»»
13. I. Падают (листья) что делают? Падают. Н. ф. — падать
II. Пост. пр.: несов. вид, невозвр., непер., I спр.; непост. пр.: изъяв. накл., наст. вр. П. п., 3 л., мн. ч.
III. Листья (что делают?) ### падают ***
14.
15. “Дни поздней осени бранят обыкновенно...” — писал некогда А. С. Пушкин. Действительно, многие не любят это время года. А для великого поэта оно было самым любимым. И я разделяю его чувства: “И мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно...” Это самое спокойное, самое задумчивое время года. Причем я люблю не только раннюю осень, когда вокруг все расцвечивается необыкновенными красками и кругом летают серебряные ниточки легких паутинок. Солнышко уже не греет так ярко, и над тихой рекой, над убранными полями, над всей землей воцаряется особенная тишина. В лесу шуршат опавшие листья, из-под которых выглядывает то крепкий гриб, лихо сдвинувший шляпку набекрень, то поздняя и потому особенно дорогая ягодка. Нет, я люблю позднюю осень, когда повсюду уже голо и уныло и целый день моросит грустный осенний дождик. В такие дни мне нравится бродить по опустевшим аллеям, слушая стук капель о зонт, и размышлять о чем-нибудь. А когда серый день сменяется чуть более темными сумерками, так тепло зажигаются окна домов, и так приятно, вернувшись, тоже зажечь лампу и пить горячий чай, сидя с книжечкой в уютном кресле.
Текст 3
Беркут ок..зался в зап..дне. Он с..дел неподвижно, все так же с ра..крытыми крыльями. Я даже и..пугался. Но вот птица вяло шев..льнулась — жива.
Я подк..тил к дереву камень встал на него и дот..нулся до фанеры. Она с трудом подд..валась ножу визжала и скр..пела. Только раз я услышал глухой клекот, может, стон птицы.
Доломав фанеру, я спрыгнул вниз. Беркут с закрыт..ми глазами к..чался на ветк.. . Но вот он медленно потянул одну ногу, она поддалась, вторую. Подобрал и сл..жил крылья. И словно две крошечные ж..лтые молнии св..ркнули — беркут открыл глаза. Он т..жело взмахнул крыльями оторвался от дерева сл..жил крылья и упал в провал. Свесившись над обрывом, я вид..л, как беркут быстро уменьшает..ся, и на мгновение мне даже пок..залось, что он разоб..ется.
Из (за) скалы вырвались солнечные лучи и осветили сумрачную пропасть. Глубоко внизу птица ра..пахнула крылья и ушла за поворот.
Два дня беркута (не) было видно. Потом он поутру мелькнул мимо сел на свое дерево.
(По Ф. Камалову.)
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст: ...
3. Тема текста.
4. Основная мысль текста.
5. Стиль текста.
6. Тип текста.
7. Составьте план текста: ...
8. Расставьте недостающие знаки препинания при однородных членах предложения.
9. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
10. Произведите фонетический разбор слова встал: ...
11. Подберите антонимы к слову:
раскрытые (крылья) — ...
12. Выпишите из текста глаголы-синонимы: ...
13. Выпишите из текста примеры:
сравнений
олицетворений
14. Произведите морфологический разбор одного глагола:
I. ...
II. ...
III. ...
15. Подчеркните в тексте однородные члены предложения.
Ответ:
1. Освобождение беркута.
2. Это текст, так как предложения в нем связаны между собой по смыслу и грамматически (цепной связью: беркут- он- птица) и объединены в целое темой (говорится о том, как беркут попал в западню и cумeл выбраться из нее) и основной мыслью. Его можно озаглавить (см. задание 1), он обладает композиционным единством и делится на части (см. задание 7), обладает относительной завершенностью.
3. Тема текста — освобождение беркута из западни.
4. Основная мысль текста: беркут — сильная и гордая птица — сумел выбраться из западни.
5. Стиль текста — художественный.
6. Тип текста — повествование.
7. План текста:
1. Беркут в западне.
2. Жив?!
3. Беркут собирается с силами
4. Вырвался на свободу!
5. Полет птицы.
6. Возвращение беркута.
8. Я подкатил к дереву камень, встал на него и дотянулся до фанеры. Она с трудом с трудом поддавалась ножу, визжала и скрипела. Он тяжело взмахнул крыльями, оторвался от дерева, сложил крылья и упал в провал. Потом он поутру мелькнул мимо, сел на свое дерево.
9. Оказался, в западне, сидел, с раскрытыми, испугался, шевельнулась, подкатил, дотянулся, поддавалась, скрипела, с закрытыми, качался, на ветке сложил, желтые, сверкнули, тяжело, сложил, видел, уменьшается, показалось, разобьется, из-за, распахнула, не было.
10. Встал [фста'л] — 1 слог
в — [ф] — согл., глух., тверд. "вэ"
с — [с] — согл., глух., тверд. "эс"
т — [т] — согл., глух., тверд. "тэ"
а — [а] — гласн., ударн. "а"
л — [л] — согл., звонк., тверд. "эль"
5 букв 5 звуков
11. Раскрытые (крылья) — сложенные крылья.
12. Взмахнул (крыльями), оторвался, сложил (крылья), упал, распахнул (крылья), мелькнул.
13. Сравнение: словно две крошечные желтые.
Олицетворения: фанера визжала; молнии сверкнули.
14. I. Что сделал? Мелькнул. Н. ф. — мелькнуть
II. Пост. пр.: сов. в., невозвр., неперех., I спр.; непост. пр.: в изъяв. н., прош. вр., м. р., ед. ч.
III. Он (что сделал?) ### мелькнул ***.