Комплексный анализ текста - Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - Е. Н. Груздева 2018


Повторение изученного в 5 - 6 классах

Текст 1

Прочитайте текст и выполните задания.

Случилось это в зимн..й вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. Весёлый датский сказочник в..третил меня на порог.. нового века.

Он долго ра(с,сс)матривал меня, пр..щурив один глаз и посмеиваясь, потом д..стал из кармана (бело)снежный душистый платок, встр..хнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза. Сразу же вся комната н..полнилась её серебря(н,нн)ым светом и (не)понятным медле(нн,н)ым звоном. Ок..залось, что это звенят лепес(?)ки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша сем(?)я.

Случай с Андерсеном был тем явлением, которое (старо) модные писатели называли «сном наяву». Просто это мне, должно быть, пр..виделось.

В тот зимн..й вечер, о котором я ра(с,сс)казываю, у нас в семье укр..шали ёлку. По этому случаю взрослые отправили меня на ул..цу, чтобы я раньше времени (не)радовался ёлке.

Я никак (не)мог понять, почему нельзя радоват(?)ся раньше какого-то твёрдого срока. (По)моему, радость была не такая частая гост(?)я в нашей семье, чтобы з..ставлять нас, детей, томит(?)ся, дож..даясь её прихода.

Но как бы там ни было, меня услали на ул..цу. Наступило то время сумерек, когда ф..нари ещё (не)г..рели, но могли вот-вот зажеч(?)ся. И от этого «вот-вот», от ож..дания внезапно в..пыхивающих ф..нарей у меня зам..рало сер(?)це. Я хорошо знал, что в зеленоватом газовом свете тотчас появят(?)ся в глубине з..ркальных магази(н,нн)ых витрин разные волшебные вещи: коньки «снегурка», витые свечи всех цветов радуги, маски клоунов в маленьких белых ц..линдрах, оловя(н,нн)ые к..валеристы на горяч..х гнедых лошадях, хл..пушки и золотые бумажные цепи. Непонятно почему, но от этих в..щей сильно пахло клейстером и скипидаром.

Я знал со слов взрослых, что этот вечер был совершенно особе(н,нн)ый. Чтобы дождат(?)ся такого же вечера, нужно было пр..жить ещё сто лет. А это, конечно, почти никому не удаст(?)ся.

(К. Паустовский)

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Ответ:

Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. Весёлый датский сказочник встретил меня на пороге нового века.

Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза. Сразу же вся комната наполнилась её серебряным светом и непонятным медленным звоном. Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья.

Случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называли «сном наяву». Просто это мне, должно быть, привиделось.

В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку. По этому случаю взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался ёлке.

Я никак не мог понять, почему нельзя радоваться раньше какого-то твёрдого срока. По-моему, радость была не такая частая гостья в нашей семье, чтобы заставлять нас, детей, томиться, дожидаясь её прихода.

Но как бы там ни было, меня услали на улицу. Наступило то время сумерек, когда фонари ещё не горели, но могли вот-вот зажечься. И от этого «вот-вот», от ожидания внезапно вспыхивающих фонарей у меня замирало сердце. Я хорошо знал, что в зеленоватом газовом свете тотчас появятся в глубине зеркальных магазинных витрин разные волшебные вещи: коньки «снегурка», витые свечи всех цветов радуги, маски клоунов в маленьких белых цилиндрах, оловянные кавалеристы на горячих гнедых лошадях, хлопушки и золотые бумажные цепи. Непонятно почему, но от этих вещей сильно пахло клейстером и скипидаром.

Я знал со слов взрослых, что этот вечер был совершенно особенный. Чтобы дождаться такого же вечера, нужно было прожить ещё сто лет. А это, конечно, почти никому не удастся.

2. Составьте план текста.

Ответ:

1) На пороге нового века.

2) На встрече с датским сказочником.

3) Это был «сон наяву».

4) Вынужденная прогулка.

5) Томительное ожидание.

6) Особенный вечер.

3. Озаглавьте текст.

Ответ:

Зимний вечер. Особенный вечер.

4. Почему вечер, описываемый К. Паустовским, был «совершенно особенный»? Почему, чтобы дождаться такого же вечера, нужно было прожить ещё сто лет?

Ответ:

Потому что это вечер накануне Нового года, когда сменялся не только год, но и век. Чтобы дождаться такого же вечера, то есть вечера накануне смены веков, нужно было прожить еще сто лет.

5. Выпишите из текста слова, соответствующие орфограмме: «Буквы з и с на конце приставок». Выделите приставки, объясните их правописание.

Ответ:

На конце приставок на -з(-с) перед звонкой согласной пишется з, перед глухой согласной пишется с.

Рассматривал(рас — приставка), встряхнул(вс — приставка), рассказываю(рас — приставка), вспыхивающих(вс — приставка).

6. Надпишите над именами существительными второго предложения, к какому склонению они относятся.

Ответ:

Сказочник (2 скл.), на пороге (2 скл.), века (2 скл.)

7. Подчеркните в выделенных отрывках все местоимения.

Ответ:

Это, несколько, меня, он, меня, им, я, этот, такого, это, никому.

8. Выпишите из первого предложения последнего абзаца словосочетание «местоимение + существительное».

Ответ:

Этот вечер.

9. Напишите, какие чувства вы испытываете, когда наряжаете ёлку.

Ответ:

За неделю до Нового года мы начинаем наряжать елку. Елка у нас всегда красивая и пушистая. Традиция в нашей семье — каждый год покупать новые елочные игрушки и украшения. Развешивая шары, я вспоминаю прошедшие праздники, полученные тогда подарки, и мечтаю о новых. Всегда чувствую трепет и ощущение чего-то сказочного и волшебного.

Текст 2

Прочитайте текст и выполните задания.

Перед ра(с,сс)ветом мы пр..снулись от знакомого звука и пр..слушались. Окно было тщательно з..делано тёмным од..ялом. Чтобы лучше слышать, я потушил лампоч(?)ку, от..гнул край од..яла и п..смотрел в щель.

Я увидел со(нн,н)ые сосны подмосковной дачи, а в сером неб.. розовый Марс. Ра..будивший нас звук ок..зался воздушной тр..вогой. К ней пр..соединялся (не)прерывный крик пар..воза на ближайш..й станц..и. Окрес(?)ности кр..чали. Мы быстро оделись и поб..жали к детям. Мы зав..рнули их в од..яла и осторожно, но торопливо спустились вни.. по лес(?)нице.

Я чу(?)ствовал скво..ь од..яло т..плоту спящего р..бёнка. Вдруг он пр..снулся и п..смотрел на меня уд..влёнными гла..ками. Он ничего не понимал и думал, что мы играем в его любимую игру — «в маленьких». Ему нравилось чу(?)ствовать себя грудным, когда ещё (не)умееш(?) говорить, ходить и есть с ложки, а только сосёш(?) соску.

(По В. Катаеву)

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Ответ:

Перед рассветом мы проснулись от знакомого звука и прислушались. Окно было тщательно заделано тёмным одеялом. Чтобы лучше слышать, я потушил лампочку, отогнул край одеяла и посмотрел в щель.

Я увидел сонные сосны подмосковной дачи, а в сером небе розовый Марс. Разбудивший нас звук оказался воздушной тревогой. К ней присоединялся непрерывный крик паровоза на ближайшей станции. Окрестности кричали. Мы быстро оделись и побежали к детям. Мы завернули их в одеяла и осторожно, но торопливо спустились вниз по лестнице.

Я чувствовал сквозь одеяло теплоту спящего ребёнка. Вдруг он проснулся и посмотрел на меня удивлёнными глазками. Он ничего не понимал и думал, что мы играем в его любимую игру — «в маленьких». Ему нравилось чувствовать себя грудным, когда ещё не умеешь говорить, ходить и есть с ложки, а только сосёшь соску.

2. Составьте план текста.

Ответ:

1) Знакомый звук.

2) Воздушная тревога.

3) Стремительное пробуждение.

4) Игра «в маленьких».

3. Объясните выделенное словосочетание в предложении: Ра..будивший нас звук ок..зался воздушной тр..вогой.

Ответ:

Сигнал воздушной тревоги подается обычно во время войны, оповещая о нападении противника и начале бомбежки.

4. Почему окно «было тщательно заделано тёмным одеялом»?

Ответ

Окно было тщательно заделано тёмным одеялом для того, чтобы зажженный свет в доме не стал ориентиром для врага при бомбандировке.

5. Озаглавьте текст.

Ответ:

Тревожное пробуждение.

6. Выпишите из текста слова, соответствующие орфограмме: «Непроизносимые согласные в корне слов».

Ответ:

Окрестности, чувствовал, чувствовать.

7. Разберите по членам выделенное предложение, составьте его схему.

Мы(мест., подлеж.) завернули(гл., сказ.) их(мест.) в(предл.) одеяла(сущ., дополн.) и(с.) осторожно(нар., обстоят.), но(с.) торопливо(нар., обстоят.) спустились(гл., сказ.) вниз(нар., обст.) по(п.) лестнице(сущ., дополн.).

Предложение повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., полное.

8. Из последнего предложения выпишите глаголы 2-го спряжения.

Ответ:

Нравилось, говорить, ходить.

9. Выполните фонетический разбор слова сосёш(?).

Ответ:

[сас´о́ш]

с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый

о — [а] — гласный, безударный

с — [с´] — согласный, глухой парный, мягкий

ё — [о] — гласный, ударный

ш — [ш] — согласный, глухой парный, твёрдый, шипящий

ь — не обозначает звука

В слове 6 букв, 5 звуков.

10. Разберите по составу слово ра (с,сс)ветом.

Ответ:

Рассветом (рас — приставка, свет — корень, ом — окончание).

Текст 3

Прочитайте текст и выполните задания.

...

И какая же св..ркающая даль Как пр..красна светлая наша стр..на Горы, л..са, ш..рь — конца-краю нет Кому не понятна гордость тобой и нежная сыновняя любовь к тебе Какой враг может выжеч(?) любовь к тебе.

Скорее тёмные леса твои опрокинут(?)ся корн..вищами в небо, а в..ршинами вр..стут в землю, чем выжгут из сердец твоих сынов веч(?)ную любовь к тебе.

Да и как можно выжеч(?), искоренить то, что вошло в кровь ч..ловека с молоком его матери

Родина необ(?)ятна ты и величестве(нн,н)а, как океан

(По Е. Пермитину)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в конце предложений.

Ответ:

И какая же сверкающая даль! Как прекрасна светлая наша страна! Горы, леса, ширь — конца-краю нет! Кому не понятна гордость тобой и нежная сыновняя любовь к тебе? Какой враг может выжечь любовь к тебе?

Скорее тёмные леса твои опрокинутся корневищами в небо, а вершинами врастут в землю, чем выжгут из сердец твоих сынов вечную любовь к тебе.

Да и как можно выжечь, искоренить то, что вошло в кровь человека с молоком его матери?

Родина, необъятна ты и величественна, как океан!

2. Какова тема текста?

Ответ:

Любовь к Родине, которую ничем не выжечь, не искоренить.

3. Озаглавьте текст.

Ответ:

Любовь к Родине. Вечная любовь к своей стране.

4. Выпишите предложение, которое выражает основную мысль текста.

Ответ:

Скорее тёмные леса твои опрокинутся корневищами в небо, а вершинами врастут в землю, чем выжгут из сердец твоих сынов вечную любовь к тебе.

5. Запишите синоним к слову необ(?)ятна из последнего предложения.

Ответ:

Синонимы: безграничный, необозримый, просторный, безмерный, бесконечный, огромный, неоглядный, нескончаемый.

6. Выпишите фразеологизм.

Ответ:

С молоком матери.

7. Разберите по составу слова корн..вищами, нежная, искоренить.

Ответ:

Корневищами (корн — корень, ев, ищ — суффиксы, ами — окончание), нежная (нежн — корень, ая — окончание), искоренить (искорен — корень, и — суффикс, ть — окончание).

8. Из первого предложения выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.

Ответ:

Даль (4 буквы, 3 звука).

9. Над словами последнего предложения надпишите, какими частями речи они являются.

Ответ:

Родина(сущ.), необъятна(кр. прил.) ты(мест.) и(с.) величественна(кр. прил.), как(с.) океан(сущ.)!

10. Выпишите глагол 2-го спряжения.

Ответ:

Искоренить.

11. Выпишите из выделенного предложения все имена существительные, укажите их падеж.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)В (К,к)алифорнии на ок..анологической станц..и нах..дилось множество к..тов. (2)Во время эпидемии гри(пп,п)а они тоже заб..лели. (3)К..ты очень стр..дали, но (не)хотели пр..нимать л..карства. (4)Ж..вотные пот..ряли жизнерадос(?)ность отказывались от пищи худели. (5)Вр..чи б..ялись что к..ты погибнут. (6)Морские г..ганты (не)умели пить микстуру из ложечки они (не)согл..шались ждать когда врач(?) поставит им горчи..ник. (7)К..ты (не)хотели под..плывать к медсестре, которая д..ржала в руках шприц с л..карством. (8)(Не)ж..лали они и гл..тать т..блетки.

(9)Врачи ра..терялись, потому что (не)знали, как выл..чить к..тов. (10)Но скоро выход наш..лся. (11)С..трудники станц..и стали прятать л..карства в маленьких рыбок которых любят по..дать к..ты. (12)К..ты погл..щали л..карство с огромным уд..вольствием.

(13)Скоро ж..вотные стали вы..доравливать.

(Из журнала «Вокруг света»)

1. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

(1)В Калифорнии на океанологической станции находилось множество китов. (2)Во время эпидемии гриппа они тоже заболели. (3)Киты очень страдали, но не хотели принимать лекарства. (4)Животные потеряли жизнерадостность, отказывались от пищи, худели. (5)Врачи боялись, что киты погибнут. (6)Морские гиганты не умели пить микстуру из ложечки, они не соглашались ждать, когда врач поставит им горчичник. (7)Киты не хотели подплывать к медсестре, которая держала в руках шприц с лекарством. (8)Не желали они и глотать таблетки.

(9)Врачи растерялись, потому что не знали, как вылечить китов. (10)Но скоро выход нашелся. (11)Сотрудники станции стали прятать лекарства в маленьких рыбок, которых любят поедать киты. (12)Киты поглощали лекарство с огромным удовольствием.

(13)Скоро животные стали выздоравливать.

2. Докажите, что это текст.

Ответ:

Это текст, поскольку состоит из группы предложений, связанных между собой по смыслу, объединенных в целое темой и основной мыслью. Текст имеет черную структуру и делится на части.

3. Составьте план текста.

Ответ:

1. Эпидемия гриппа среди китов.

2. Страдания китов.

3. Трудности лечения необычных пациентов.

4. Выход из ситуации.

5. Выздоровление китов.

4. Какова тема текста?

Ответ:

Случай с китами на океанологической станции во время эпидемии гриппа.

5. Озаглавьте текст.

Ответ:

Сложные пациенты.

6. Укажите средство связи предложений 1 и 2.

Ответ:

Личное местоимение (множество китов — они).

7. Выполните синтаксический разбор предложения 4.

Ответ:

Животные(сущ., подл.) потеряли(гл., сказ.) жизнерадостность(сущ., сказ.), отказывались(гл., сказ.) от(п.) пищи(сущ., дополн.), худели(гл., сказ.).

Предложение повеств, невоскл., простое, двусост., распростр., полн., осложн. однор. сказ., выраж. глаг.

8. Составьте из слов текста диктант на тему «Правописание проверяемых безударных гласных корня».

Ответ

9. Выпишите из предложения 11 местоимение и выполните его морфологический разбор.

Ответ:

Местоимение — которых

I. (Каких?) которых. Н. ф. — который

II. Пост. пр.: относит.;

 непост. пр.: мн. ч., В. п.

III. Любят поедать (кого? каких?) которых(дополн.) (рыбок)

10. Среди предложений 1 — 4 найдите сложное слово, выпишите его и разберите по составу.

Ответ:

Жизнерадостность (жизн, рад — корни, е — соед. гласная, ост, н, ость — суффиксы, нулевое оконч.)

11. Чтобы избегать повторения слова к..ты, автор использует контекстные синонимы. Запишите их.

Ответ:

Киты, они, животные, морские гиганты.

Текст 5

Прочитайте текст и выполните задания.

Однажды мы с (Г,г)айдаром шли по улиц.. и услышали в..тревоженные г..лоса. Ок..залось что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз и с..рени в клумбы с цветами вым..вала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. Люди бросились вверх по улице чтобы закрыть какой-то кран. Гайдар поб..жал к трубе примерился и зажал трубу ладонью. Поток воды остановился. По лицу (Г,г)айдара я вид..л что он сдержива..т давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно. Он почернел и стиснул зубы но трубу (не)отпустил, пока (не)перекрыли воду. Потом (Г,г)айдар долго т..жело дышал. Ладонь у него была окровавлена. Но он был очень радос(?)но настроен, потому что ему удалось спасти маленький чудный сад. Мне очень (не)хвата..т (Г,г)айдара — большого доброго, талантливого человека.

(По К. Паустовскому)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

Однажды мы с Гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран. Гайдар побежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. Поток воды остановился. По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил, и ему невыносимо больно. Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду. Потом Гайдар долго тяжело дышал. Ладонь у него была окровавлена. Но он был очень радостно настроен, потому что ему удалось спасти маленький чудный сад. Мне очень не хватает Гайдара — большого, доброго, талантливого человека.

2. Разделите текст на абзацы с помощью символа Z.

Ответ:

Z Однажды мы с Гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран.

Z Гайдар побежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. Поток воды остановился. По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил, и ему невыносимо больно. Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду.

Z Потом Гайдар долго тяжело дышал. Ладонь у него была окровавлена. Но он был очень радостно настроен, потому что ему удалось спасти маленький чудный сад.

Z Мне очень не хватает Гайдара — большого, доброго, талантливого человека.

3. Составьте план текста.

Ответ:

1. Встревоженные голоса.

2. Струя воды.

3. Мужественный поступок Гайдара.

4. Спасение чудесного сада.

5. Гайдар — талантливый человек.

4. Найдите и подчеркните ту часть текста, где наиболее полно говорится о характере писателя.

Ответ:

… он сдерживает давление воды изо всех сил, и ему невыносимо больно. Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду. Потом Гайдар долго тяжело дышал. Ладонь у него была окровавлена. Но он был очень радостно настроен, потому что ему удалось спасти маленький чудный сад.

… Гайдара — большого, доброго, талантливого человека.

5. Выполните синтаксический разбор первого предложения. Составьте его схему.

Ответ:

Однажды(нар., обст.) мы(мест.) с(пр.) Гайдаром(сущ., подл.)) шли(гл., сказ.) по(п.) улице(сущ., доп.) и(с.) услышали(гл., сказ.) встревоженные(прич., опред.) голоса(сущ., доп.).

Предложение повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полное, неосложн.)

6. Выпишите из последнего предложения все имена прилагательные. Выполните морфологический разбор одного из них.

Ответ:

Большого, доброго, талантливого.

Доброго — прилагательное

I. (Какого?) доброго. Н. ф. — добрый

II. Пост. пр.: качеств.;

непост. пр.: полн., в м. р., ед. ч., Р. п.

III. Человека (какого?) доброго(определ.)

7. Найдите в тексте сложное слово, выпишите его и выполните морфемный разбор.

Ответ:

Водопроводной (вод — корень, о — соед. гласная, про — приставка, вод — корень, н — суффикс, ой — окончание, водопроводн — основа слова).

Текст 6

Прочитайте текст и выполните задания.

Когда Каштанка пр..снулась, было уже св..тло и с улиц.. д..носился шум, какой быва..т только днём. В комнате (не)было ни души. Каштанка пот..нулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате. Она обнюхала углы и мебель, загл..нула в переднюю и (не)нашла ничего интересного. Кроме двери, которая в..ла в переднюю, была ещё одна дверь. Подумав, Каштанка поц..рапала её обеими лапами, отв..рила и в..шла в следу(?)щую комнату. Тут на кроват.., укрывшись байковым одеялом, спал заказ..ик, в котором она узнала вчерашнего (не)знакомца.

— Рррр... — заворчала она, но, вспомнив про вчерашний обед, зав..ляла хвостом и стала нюхать.

Она понюхала одежду и сапоги (не)знакомца и нашла, что они очень пахнут лошадью. Из спальни вела куда-то ещё одна дверь, тоже затворённая. Каштанка поц..рапала эту дверь, нал..гла на неё грудью, отв..рила и тотчас же почу(?)ствовала стра(нн,н)ый, очень подозрительный запах. Предчу(?)ствуя (не)приятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку с грязными обоями и в страхе п..пятилась назад. Она увидела нечто неожиданное и страшное. Пр..гнув к з..мле шею и голову, ра..топырив крылья и ш..пя, прямо на неё шёл серый гусь. Несколько в стороне от него, на матрасике, л..жал белый кот; увидев Каштанку, он вск..чил, выгнул спину в дугу, задрал хвост, вз(?)ерошил шерсть и тоже заш..пел.

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Ответ:

Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днём. В комнате не было ни души. Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате. Она обнюхала углы и мебель, заглянула в переднюю и не нашла ничего интересного. Кроме двери, которая вела в переднюю, была ещё одна дверь. Подумав, Каштанка поцарапала её обеими лапами, отворила и вошла в следующую комнату. Тут на кровати, укрывшись байковым одеялом, спал заказчик, в котором она узнала вчерашнего незнакомца.

— Рррр... — заворчала она, но, вспомнив про вчерашний обед, завиляла хвостом и стала нюхать.

Она понюхала одежду и сапоги незнакомца и нашла, что они очень пахнут лошадью. Из спальни вела куда-то ещё одна дверь, тоже затворённая. Каштанка поцарапала эту дверь, налегла на неё грудью, отворила и тотчас же почувствовала странный, очень подозрительный запах. Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку с грязными обоями и в страхе попятилась назад. Она увидела нечто неожиданное и страшное. Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, прямо на неё шёл серый гусь. Несколько в стороне от него, на матрасике, лежал белый кот; увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину в дугу, задрал хвост, взъерошил шерсть и тоже зашипел.

2. Назовите произведение, из которого взят этот отрывок, и автора.

Ответ:

Отрывок из произведения А. П. Чехова «Каштанка».

3. Как можно озаглавить этот отрывок?

Ответ:

Каштанка и обитатели дома.

4. Составьте план текста.

Ответ:

1. Пробуждение.

2. Прогулка по дому.

3. Незнакомец.

4. Неожиданная встреча.

5. Определите стиль текста.

Ответ:

Художественный.

6. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Ответ:

Она(мест., подл.) обнюхала(гл., сказ.) углы(сущ.) и(с.) мебель(сущ., доп.), заглянула(гл., сказ.) в(п.) переднюю(сущ., обстоят.) и(с.) не(ч.) нашла(гл., сказ.) ничего(мест., доп.) интересного(прил.).

Предложение повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., полн., осложн. однор. сказ., выраж. гл.

7. Выпишите все слова с пропущенными буквами и сгруппируйте их по орфограммам.

Ответ:

В приставке: прОснулась, дОносился, вОшла, пОпятилась, прИгнув, раСтопырив;

в корне: свЕтло, потЯнулась, заглЯнула, вЕла, поцАрапала, отвОрила, завИляла, налЕгла, почуВствовала, предчуВствуя, зЕмля, шИпя, лЕжал, вскОчил, зашИпел;

в суффиксе: слудуЮщую, заказЧик;

в окончании: с улицЫ, бываЕт, на кроватИ.

8. Запишите синоним к слову вз(?)ерошил из последнего предложения. К какому словарю вы обратитесь в случае затруднения?

Ответ:

Взлохматил