Комплексный анализ текста - Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - Е. Н. Груздева 2018


Причастие

Текст 7

Прочитайте текст и выполните задания.

Всем извес(?)но что людей, недавно попавших на вое(н,нн)ую службу, одолева..т во..поминания. Потом это проходит но вначале память всё время возвр..щает(?)ся к Москве, к её бульварам, заг..рающимся чистыми огнями. Достаточно беглого взгляда на заштопанную г..мнастёрку чтобы с новой любовью в..поминать материнские маленькие пальц.. её опущенную голову её напёрсток её ро..кие про..ьбы береч(?) себя и помнить, что она буд..т ждать сына, что бы с ним ни случилось.

И курсанта медиц..нского училища Михайлова первое время, так же как и всех, одол..вали во..поминания. Потом их острота пр..тупилась но был один день в году, которого Михайлов боялся: четвёртое мая, день его рождения. Что бы ни было, он знал, что в этот день ему (не)уйти от прошлого.

(К. Паустовский)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

Всем известно, что людей, недавно попавших на военную службу, одолевают воспоминания. Потом это проходит, но вначале память все время возвращается к Москве, к её бульварам, загорающимся чистыми огнями. Достаточно беглого взгляда на заштопанную гимнастёрку, чтобы с новой любовью вспоминать материнские маленькие пальцы, её опущенную голову, её наперсток, её робкие просьбы беречь себя и помнить, что она будет ждать сына, что бы с ним ни случилось.

И курсанта медицинского училища Михайлова первое время, так же как и всех, одолевали воспоминания. Потом их острота притупилась, но был один день в году, которого Михайлов боялся: четвертое мая, день его рождения. Что бы ни было, он знал, что в этот день ему не уйти от прошлого.

2. Является ли этот отрывок текстом? Обоснуйте своё мнение.

Ответ:

Да, это текст, поскольку состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Они объединены в целое темой и основной мыслью, микротемы развиваются последовательно.

3. Определите стиль текста.

Ответ:

Художественный.

4. Почему курсант Михайлов знал, что «в этот день ему не уйти от прошлого»?

Ответ:

Если в остальное время курсант Михайлов успешно справлялся с воспоминаниями, то в свой день рождения не мог уйти от прошлого и не вспоминать о матери, которая дала ему жизнь.

5. Выпишите из текста все причастия и укажите их морфологические признаки.

Ответ:

Попавших — действ., сов. в., невозвр., прош. вр., мн. ч, В. п.;

загорающимся — действ., несов. в., возврат., наст. вр., мн. ч., Д. п.;

заштопанную — страд., сов. в., невозвр., прош. вр., полн., ж. р., ед. ч., В. п.;

опущенную — страд., сов. в., невозвр., прош. вр., полн., ж. р., ед. ч., В. п.

6. Графически выделите в первом предложении текста причастный оборот.

Ответ:

Всем известно, что людей(ᵡ), недавно [попавших на военную службу — прич. об., определение], одолевают воспоминания.

7. Выпишите из текста слово(-а), соответствующее(-ие) орфограмме: «Буквы ы — и после ц». Добавьте к ним ещё несколько своих примеров.

Ответ:

Пальцы; цирк, огурцы, цыган, станция, сестрицын.

Текст 8

Прочитайте текст и выполните задания.

Нет ничего пр..красней кустов ш..повника! Помните ли вы их, милый читатель? Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества ч..десных в..щей, стоящих или двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц, детских личиков, провожающих нас взглядом где-то на пороге, у ворот... Красная у..кая птич(?)ка вертит(?)ся во все стороны на ветк.. — видим ли мы её? Утка опрокидыва..тся головой вперёд в воду — замеча..м ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохоч..м ли мы, огляд..ваемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой?

Её нет! Где она? Она плывёт под водой... Подождите, она сейчас вын..рнет! Вын..рнула, отшвырнув дв..жением головы такую горсть св..ркающих капель, что даже трудно под..скать для них метафору. Постойте-ка, постойте-ка, она, вынырнув, делает такие движения головой, чтобы стряхнуть воду, что кажется, утирается после купания всем небом!

Как ре..ко мы останавлива..м внимание на мире! Вот я и позв..ляю себе потому напомнить ч..тателю о том, как красив ш..повник. В тот день он пок..зался и мне особенно красивым. Может быть, потому, что я несколько лет (не)встр..чал его на своём пути!

(Ю. Олеша)

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Ответ:

Нет ничего прекрасней кустов шиповника! Помните ли вы их, милый читатель? Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц, детских личиков, провожающих нас взглядом где-то на пороге, у ворот... Красная узкая птичка вертится во все стороны на ветке — видим ли мы её? Утка опрокидывается головой вперёд в воду — замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой?

Её нет! Где она? Она плывёт под водой... Подождите, она сейчас вынырнет! Вынырнула, отшвырнув движением головы такую горсть сверкающих капель, что даже трудно подыскать для них метафору. Постойте-ка, постойте-ка, она, вынырнув, делает такие движения головой, чтобы стряхнуть воду, что кажется, утирается после купания всем небом!

Как редко мы останавливаем внимание на мире! Вот я и позволяю себе потому напомнить читателю о том, как красив шиповник. В тот день он показался и мне особенно красивым. Может быть потому, что я несколько лет не встречал его на своём пути!

2. Определите стиль текста.

Ответ:

Публицистический.

3. Какова тема текста?

Ответ:

Красота окружающего мира.

4. Какое предложение выражает главную мысль текста? Выпишите его.

Ответ:

Как редко мы останавливаем внимание на мире!

5. Объясните, почему в тексте так много восклицательных и вопросительных предложений.

Ответ:

Восклицательные и вопросительные предложения делают текст более выразительным, эмоциональным, привлекают внимание.

6. Напишите, как называется выделенное изобразительное средство языка в предложении: Постойте-ка, постойте-ка, она, вынырнув, делает такие движения головой, чтобы стряхнуть воду, что кажется, утирается после купания всем небом!

Ответ:

Сравнение (метафора).

7. Подчеркните в тексте все причастия, выделите у них суффикс.

Ответ:

Стоящих (ящ — суффикс), двигающихся (ющ — суф.), провожающих (ющ — суф.), сверкающих (ющ — суф.).

8. Выполните морфологический разбор одного причастия.

Ответ:

Сверкающих — причастие

I. (Каких?) сверкающих. Н. ф. — сверкающий.

II. Пост. пр.: действ., несов. в., возвр., наст. вр.;

 непост. пр.: во мн. ч., Р. п.

действ., несов. в., возвр., наст. вр.;

III. Капель (Каких?) сверкающих (опред.)

9. Выделите графически причастные обороты.

Ответ:

Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей(ᵡ), стоящих или [двигающихся по пути — прич. об. опред.]. Мимо деревьев, кустов, птиц, детских личиков(ᵡ), [провожающих нас взглядом где-то на пороге, у ворот — прич. об. опред]...

10. Составьте из слов текста диктант на тему: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова».

Ответ:

11. Произведите фонетический разбор слов её, позволяю.

Ответ:

[й'ий'о] — 2 слога.

е:

[й'] — согласный, звонкий, мягкий, сонорный

[и] — гласный, безударный

ё:

[й'] — согласный, звонкий, мягкий, сонорный

[о] — гласный, ударный

2 буквы, 4 звука

[пазвал'ай'у] — 4 слога

п — [п] — согласный, глухой, твердый

о — [а] — гласный, безударный

з — [з] — согласный, звонкий, твердый

в — [в] — согласный, звонкий, твердый, сонорный

о — [а] — гласный, безударный

л — [л'] — согласный, звонкий, мягкий, сонорный

я — [а́] — гласный, ударный

ю:

[й'] — согласный, звонкий, мягкий, сонорный

[у] — гласный, безударный

8 букв, 9 звуков

Текст 9

Прочитайте текст и выполните задания.

...

В воде живут водя(н,нн)ые р..стения. При бл..гоприятных условиях они разр..стаются и обр..зуют густые зар..сли. Отжившие р..стения ум..рают и разл..гаются. Получается ил. Слои ила оседающие на дно повышают дно озера. Постепенно озеро меле..т. А через какое-то время оно высыха..т совсем.

Есть и другая причина исчезновения озёр. Ум..ршие водя(н,нн)ые р..стения в..плывают на поверхность. На них разв..ваются новые р..стения. Р..ждается пл..вучий островок. Скоро он разр..стается до больших р..змеров. На островке пос..ляются мхи и даже сухопутные деревья. Сначала образу..тся тр..сина но проходят годы и от озера остаётся одно во..поминание.

(По М. Богданову)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Ответ:

В воде живут водяные растения. При благоприятных условиях они разрастаются и образуют густые заросли. Отжившие растения умирают и разлагаются. Получается ил. Слои ила, оседающие на дно, повышают дно озера. Постепенно озеро мелеет. А через какое-то время оно высыхает совсем.

Есть и другая причина исчезновения озёр. Умершие водяные растения всплывают на поверхность. На них развиваются новые растения. Рождается плавучий островок. Скоро он разрастается до больших размеров. На островке поселяются мхи и даже сухопутные деревья. Сначала образуется трясина, но проходят годы, и от озера остается одно воспоминание.

2. Докажите, что это текст.

Ответ:

Это текст, так как предложения в нем связаны по смыслу и грамматически, есть тема и основная мысль. Предложения связаны цепной связью, текст делится на части.

3. Озаглавьте текст.

Ответ:

Исчезновение озер.

4. Определите стиль и тип речи текста.

Ответ:

Стиль — научный (научно-популярный), тип речи — повествование.

5. Составьте план текста.

Ответ:

1) Первая причина исчезновения озер:

а) разрастание водяных растений;

б) образование ила.

2) Другая причина исчезновения озер:

а) рождение плавучего островка;

б) образование трясины.

6. Напишите, как связаны между собой предложения первого абзаца текста.

Ответ:

С помощью личных местоимений (растения — они, озеро — оно), лексических повторов (ил — ила, озера — озеро), одинаковых форм глаголов несов. в. в наст. вр.

(разрастаются, образуют, умирают, получается и др.)

7. Выпишите все причастия, укажите их морфологические признаки.

Ответ:

Отжившие - действ., сов. в., прош. вр., мн. ч., И. п.;

оседающие -действ., несов. в., наст. вр., мн. ч., И. п.;

умершие - действ., сов. в., прош. вр., мн. ч., И. п.

8. Графически обозначьте причастный оборот.

Ответ:

Слои(ᵡ) ила, [оседающие на дно — прич. об, опред.], повышают дно озера.

9. Выпишите слова, соответствующие орфограмме: «Правописание чередующихся гласных в корне».

Ответ:

Растения, разрастаются, заросли, умирают, разлагаются, умершие, плавучий.

10. Выпишите нераспространённое предложение. Графически обоснуйте свой выбор.

Ответ:

Получается(сказ.) ил(подл.).

11. Определите способ образования слова сухопутные. Разберите его по составу.

Ответ:

Сухопутные — сложение с одновременным присоединением суффикса.

Сух — корень, о — соед. гл., пут — корень, н — суффикс, ые — окончание

Текст 10

Прочитайте текст и выполните задания.

...

(1)3..рницы...

(2)3..мля слушает их. (3)Хл..ба слушают их. (4)И то, что нам кажет(?)ся немотою, для них, может быть, самая сладкая музыка, в..ликий гимн о немыслимо огромном походе хлебов к человеку — от единого колоска, во..прянувшего на груди ещё молодой матери-земли, зажавш..й внутри огонь, — к этому воздела(нн,н)ому человеческими руками полю.

(5)Музыка есть в каждой минут.. жиз(?)ни, и у всего живого есть свои сокрове(н,нн)ые тайны, и они пр..надлежат только той жизн.., которая определена пр..родой. (6)И потому, может быть, в те часы, когда по небу ходят сполохи, п..рестают охотит(?)ся звери друг за другом, л..сиха и л..сёнок зам..рают с недожёва(н,нн)ым л..стом на губах, з..молкают птиц.., а ч..ловек крещё(н,нн)ый осеня..т себя, з..млю, небо трепетным троеперстьем, и некрещё(нн,н)ый тоже благоговейно, как я сейчас, останавливает(?)ся середь поля охваче(н,нн)ый тр..вожным томлением.

(7)Сколько же стою я среди хлебов? (8)Час, два, вечность? (9)Недвижно всё и смиренно вокруг меня. (10)Ноч(?) без конца и края, такая же ноч(?), какая властвовала в ту пору, когда ни меня, ни этих колос(?)ев, никого ещё не было на Земле, да и сама Земля клок..тала в огне, содр..гаясь от громов, усм..ряя себя во имя буду(?)щей жизни.

(11)И быть может, не з..рницы эти, а (не)остывшие голоса тех времён, пластая в клоч(?)я темноту, рвутся к нам? (12)Может быть, проб..ваются они скво..ь толщу веков с м..лчаливым уже, но всё ещё ярким пр..ветом, только с виду грозным, а на самом деле животворным, потому что из когда-то дикого пламени в муках и корчах родилось всё: былинка малая, и дерево, звери и птиц.., цветы и люди, рыбы и мошки.

(13)И не оттого ли в летни.. ночи, когда изд..лека сигнал..т о чём-то з..рницы, а хлеба наполняют(?)ся твёрдостью и могуществом и свято пр..тихшая з..мля л..жит в ярком сияни.., в сер(?)це нашем пробуждает(?)ся тоска о ещё неведомом? (14)Какие-то смутные воспоминания тревожат тогда ч..ловека. (15)И небо в эти минуты словно бы становит(?)ся вес(?)ником нашего перворождения, донос..т о..голоски тех бурь, из которых возникли мы.

(16)Я скл..няюсь к древн..му полю, вдыхающ..му пламя безмолвных з..рниц. (17)Мне чудит(?)ся, что я слышу, как шепчут(?)ся с землёю колосья. (18)И, кажет(?)ся, я даже слышу, как зреют они. (19)А небо, тр..вожась и мучаясь, бред..т миром и хлебом.

(20)3..рницы. З..рницы. З..рницы.

(По В. Астафьеву)

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Ответ:

(1)3арницы...

(2)3емля слушает их. (3)Хлеба слушают их. (4)И то, что нам кажется немотою, для них, может быть, самая сладкая музыка, великий гимн о немыслимо огромном походе хлебов к человеку — от единого колоска, воспрянувшего на груди ещё молодой матери-земли, зажавшей внутри огонь, — к этому возделанному человеческими руками полю.

(5)Музыка есть в каждой минуте жизни, и у всего живого есть свои сокровенные тайны, и они принадлежат только той жизни, которая определена природой. (6)И потому, может быть, в те часы, когда по небу ходят сполохи, перестают охотиться звери друг за другом, лосиха и лосёнок замирают с недожёванным листом на губах, замолкают птицы, а человек крещёный осеняет себя, землю, небо трепетным троеперстьем, и некрещёный тоже благоговейно, как я сейчас, останавливается середь поля охваченный тревожным томлением.

(7)Сколько же стою я среди хлебов? (8)Час, два, вечность? (9)Недвижно всё и смиренно вокруг меня. (10)Ночь без конца и края, такая же ночь, какая властвовала в ту пору, когда ни меня, ни этих колосьев, никого ещё не было на Земле, да и сама Земля клокотала в огне, содрогаясь от громов, усмиряя себя во имя будущей жизни.

(11)И быть может, не зарницы эти, а неостывшие голоса тех времён, пластая в клочья темноту, рвутся к нам? (12)Может быть, пробиваются они сквозь толщу веков с молчаливым уже, но всё ещё ярким приветом, только с виду грозным, а на самом деле животворным, потому что из когда-то дикого пламени в муках и корчах родилось всё: былинка малая, и дерево, звери и птицы, цветы и люди, рыбы и мошки.

(13)И не оттого ли в летние ночи, когда издалека сигналит о чём-то зарницы, а хлеба наполняются твёрдостью и могуществом и свято притихшая земля лежит в ярком сиянии, в сердце нашем пробуждается тоска о ещё неведомом? (14)Какие-то смутные воспоминания тревожат тогда человека. (15)И небо в эти минуты словно бы становится вестником нашего перворождения, доносит отголоски тех бурь, из которых возникли мы.

(16)Я склоняюсь к древнему полю, вдыхающему пламя безмолвных зарниц. (17)Мне чудится, что я слышу, как шепчутся с землёю колосья. (18)И, кажется, я даже слышу, как зреют они. (19)А небо, тревожась и мучаясь, бредит миром и хлебом.

(20)3арницы. Зарницы. Зарницы.

2. Какова тема текста?

Ответ:

Зарницы.

3. Определите основную мысль текста.

Ответ:

У всего живого в природе есть свои сокровенные тайны.

4. Озаглавьте текст.

Ответ:

Зарницы. Сокровенные тайны живого.

5. Подчеркните предложение, в котором выражена авторская позиция.

Ответ:

Музыка есть в каждой минуте жизни, и у всего живого есть свои сокровенные тайны, и они принадлежат только той жизни, которая определена природой.

6. Укажите тип и стиль речи текста.

Ответ:

Публицистический, рассуждение с элементами повествования.

7. Выпишите номера предложений, содержащих риторический вопрос.

Какую функцию в данном тексте выполняют эти предложения?

Ответ:

7, 8, 11, 13.

Риторические вопросы придают тексту выразительность, делают его эмоциональным. Кроме того, они передают ход рассуждений автора, приобщая к ним и читателя(слушателя).

8. Как называется выразительное средство языка, использованное в предложениях 2 и 3?

Ответ:

Синтаксический параллелизм, эпифора.

9. Каково лексическое значение выделенных слов? К какому словарю вы обратитесь для справки?

Ответ:

Сполохи — 1. Северное сияние. 2. Зарница.

Осенять — 1. устар. Закрывать, покрывать тенью чего-л.; заслонять. // перен. Покрывать, охватывать собою. 2. перен. Появляться, внезапно приходить (о мысли, догадке). // безл. разг. О внезапном появлении догадки. 3. устар. Показаться, появиться на лице (об улыбке). 4. устар. Делать рукой знак креста над кем-л., чем-л.; осенять крестным знамением.

Троперстие — троеперстное крестное знамение у православных.

Благоговейно — нар. от благоговейный — исполненный благоговения — глубокого уважения, почтения к кому-л., чему-л., преклонения перед кем-л., чем.-л.

Пластая — дееприч. от пластать — резать пластами, разнимать на пласты.

Лексическое значение слов определяется в толковых словарях.

10. Выпишите все причастия. Укажите, действительные они или страдательные.

Ответ:

Воспрянувшего — действ.; зажавшей — действ.; возделанному — страд.; определена — страд.; недожеванным — страд.; крещеный, некрещеный — страд.; охваченный — страд.; неостывшие — действ.; притихшая — действ.; неведомом — страд.; вдыхающему — действ.

11. Из предложения 12 выпишите все имена существительные и укажите их падеж.

Ответ:

Толщу — В. п., веков — Р. п., приветом — Т. п., пламени — Р. п., в муках — П. п., корчах — П. п., был инка, дерево, звери, птицы, цветы, люди, рыбы, мошки — И. п.

12. Определите способ образования слов:

животворные ...

перворождение ...

Ответ:

животворные — сложение с одновременным присоединением суффикса;

перворождение — сложение части основы и целого слова.

13. Из предложений 15 — 18 выпишите слово(-а) с орфограммой: «Правописание чередующихся гласных в корне».

Ответ:

Склоняюсь, зарниц.

Текст 11

Прочитайте текст и выполните задания.

Новый лисий дом находился на ра(с,сс)тоянии мили от прежн..го и уже не на в..ршине холма а (в)низу, у реки, там где она покида..т холмы и ра..текает(?)ся по лугам. Тут, в широкой лощине окружё(н,нн)ой скалами где густо переплетались корни осин и берёз лисы устроили новое ж..лище. Вход в него охр..няли два больших гранитных камня. Прежняя нора нах..дилась на склоне холма, в сосновой роще а эта — в лощине заросшей осиной. Сосна вечно шумит и вздыха..т осина всё время дрожит и тр..пещет. А мимо со звонкой песней катит свои волны река.

У входа в нору нач..нались густые зар..сли спускавш..еся к з..росшей осокой тихой речной завод.. . Этот з..лёный скат служил местом игр для трёх малышей, и здесь всё лето можно было десятки раз наблюдать прежнюю сцену возвр..щения домой охотника-отца с добычей. Вся трава была пр..мята от вечной возни лисят и вытоптана их лапками.

(Э. Сетон-Томпсон)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

Новый лисий дом находился на расстоянии мили от прежнего и уже не на вершине холма, а внизу, у реки, там, где она покидает холмы и растекается по лугам. Тут, в широкой лощине, окруженной скалами, где густо переплетались корни осин и берёз, лисы устроили новое жилище. Вход в него охраняли два больших гранитных камня. Прежняя нора находилась на склоне холма, в сосновой роще, а эта — в лощине, заросшей осиной. Сосна вечно шумит и вздыхает, осина все время дрожит и трепещет. А мимо со звонкой песней катит свои волны река.

У входа в нору начинались густые заросли, спускавшиеся к заросшей осокой тихой речной заводи. Этот зелёный скат служил местом игр для трёх малышей, и здесь все лето можно было десятки раз наблюдать прежнюю сцену возвращения домой охотника-отца с добычей. Вся трава была примята от вечной возни лисят и вытоптана их лапками.

2. Докажите, что это текст.

Ответ:

Это текст, так как предложения в нем связаны по смыслу и грамматически, объединены в целое темой и основной мыслью.

3. Озаглавьте текст.

Ответ:

Новый лисий дом.

4. Определите стиль и тип текста.

Ответ:

Художественный, описание.

5. Знаком ли вам автор этого текста? Какова основная тема его произведений? Какие его произведения вы знаете?

Ответ:

Да, это автор увлекательных рассказов о животных «Домино», «Жизнь серого медведя», «Королевская Аналостанка», «Снап».

6. Определите значения выделенных слов. Какой словарь вам поможет?

Ответ:

Миля — мили, ж. (от латин. mille - тысяча, подразумевается шагов). Путевая мера длины, неодинаковая в разных странах, напр. географическая, или немецкая, миля (равна 7 420 метрам), английская, или морская, миля (равна 1 852 метрам).

Лощина — лощины, ж. Низменность, низко расположенная долина.

Лексическое значение слов объясняется в толковых словарях.

7. В каком случае причастный оборот выделяется на письме запятыми?

Подтвердите своё мнение примерами из текста.

Ответ:

Тут, в широкой лощине(ᵡ), [окруженной скалами — прич. об., опред.], где густо переплетались корни осин и берёз, лисы устроили новое жилище. Прежняя нора находилась на склоне холма, в сосновой роще, а эта — в лощине(ᵡ), [заросшей осиной — прич. об, опред.]. У входа в нору начинались густые заросли(ᵡ), [спускавшиеся к заросшей осокой тихой речной заводи — прич. об., опред.]

Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если:

1) находится после определяемого слова;

2) находится перед определяемым словом и имеет добавочное обстоятельственное значение причины или уступки;

3) относится к личному местоимению или имени собственному.

8. Выпишите из текста по одному причастию: действительному и страдательному. Выполните их морфологический разбор.

Ответ:

Заросшей — причастие.

I. (Какой?) заросшей. Н. ф. — заросший.

II. Пост. пр.: действ., сов. в., прош. вр.;

непост. пр.: в ж. р., ед. ч., Д. п.

III. К заводи (какой?) заросшей осокой(опред.).

Окруженной — причастие.

I. (Какой?) окруженной. Н. ф. — окруженный.

II. Пост. пр.: страд., сов. в., прош. в.;

непост. пр.: в ж. р., ед. ч., П. п.;

III. В лощине (какой?) окруженной скалами(опред.).

9. Выпишите из первого предложения притяжательное прилагательное.

Ответ: лисий.

10. Разберите по членам выделенное предложение, составьте его схему.

Ответ:

Сосна(сущ., подл.) вечно(нареч., обст.) шумит(гл., сказ.) и(с.) вздыхает(гл., сказ.), осина(сущ., подл.) все(ч.) время(сущ., обст.) дрожит(гл., сказ.) и(с.) трепещет(гл., сказ.).

Предложение повеств., невоскл., двусост., сложное, распр., полн., осложн. однор. сказуемыми, выражен. глаголом).

Текст 12

Прочитайте текст и выполните задания.

...

Мелкий дождь накрапывающ..й ещё с обеда начал усиливат(?)ся. Ра..каты грома доносивши..ся со стороны леса говорили о начинающ..йся грозе. Туча стоявш..я над деревней стала ч..рной. Дорожная пыль поднятая ветром начала заб..вать глаза и рот. Играть на улице стало невозможно и ребята, расстрое(н,нн)ые, ра..бежались по домам.

Только Оська успел вл..теть на те(р,рр)асу, как сильный дождь со всей своей мощ(?)ю застучал по (не)закрытым ещё окнам. Огромные корабельные сосны закачались в разные стороны. Оська всегда боялся ра..качивающ..хся сосен, боялся что они упадут. От страха он залез под кровать. Там было не так страшно. Молния сверкавш..я каждую минуту освещала тёмную от туч(?) комнату. Вскоре глаза мальчика стали сл..пат(?)ся и он уснул. Дождь лил как из ведра.

Проснулся Оська ра..буже(н,нн)ый маминым голосом. Она кричала соседке Мой не у вас? Какое счастье что мама пришла подумал Оська можно выл..зать из-под кровати.

(По В. Белякову)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

Мелкий дождь, накрапывающий ещё с обеда, начал усиливаться. Раскаты грома, доносившиеся со стороны леса, говорили о начинающейся грозе. Туча, стоявшая над деревней, стала черной. Дорожная пыль, поднятая ветром, начала забивать глаза и рот. Играть на улице стало невозможно, и ребята, расстроенные, разбежались по домам.

Только Оська успел влететь на террасу, как сильный дождь со всей своей мощью застучал по не закрытым еще окнам. Огромные корабельные сосны закачались в разные стороны. Оська всегда боялся раскачивающихся сосен, боялся, что они упадут. От страха он залез под кровать. Там было не так страшно. Молния, сверкавшая каждую минуту, освещала тёмную от туч комнату. Вскоре глаза мальчика стали слипаться, и он уснул. Дождь лил как из ведра.

Проснулся Оська, разбуженный маминым голосом. Она кричала соседке: "Мой не у вас?" "Какое счастье, что мама пришла, — подумал Оська, — можно вылезать из- под кровати".

2. Разделите текст на микротемы и озаглавьте каждую из них.

Ответ:

1) Начало грозы.

2) Сильный дождь.

3) Оськин страх.

4) Заснул под кроватью.

5) Возвращение мамы.

3. Озаглавьте текст.

Ответ:

Оськин страх. Боязнь грозы.

4. Определите стиль текста.

Ответ:

Художественный.

5. Подчеркните в тексте все причастия.

Ответ:

Накрапывающий, доносившиеся, начинающейся, стоявшая, поднятая, расстроенные, не закрытым, раскачивающихся, сверкавшая, разбуженный.

6. Расскажите о правописании окончаний причастий. В качестве примеров используйте слова из текста, а также при необходимости добавьте свои.

Ответ:

Причастия имеют такие же окончания, что и прилагательные. Поэтому написание гласных в окончаниях причастий, как и у прилагательных, проверяется, по вопросам. Например, раскаты (какие?) доносившиеся, туча (какая?) стоявшая, сосен (каких?) раскачивающихся; о грозе (какой?) начинающейся, дождь (какой?) накрапывающий.

7. Найдите и выпишите из текста причастие с не. Слитно или раздельно вы написали не с причастием? Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

По не закрытым ещё окнам — не с причастием пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово «ещё»: не закрытым (когда?) ещё. При наличии зависимого слова, а также противопоставления с союзом А НЕ с причастиями пишется раздельно.

8. Графически обозначьте в тексте все причастные обороты.

Ответ:

Мелкий дождь(ᵡ), [накрапывающий ещё с обеда — прич. об, опред.), начал усиливаться. Раскаты(ᵡ) грома, [доносившиеся со стороны леса — прич. об., опред.), говорили о начинающейся грозе. Туча(ᵡ), [стоявшая над деревней — прич. об., опред.), стала черной. Дорожная пыль(ᵡ), [поднятая ветром — прич. об., опред.], начала забивать глаза и рот. Только Оська успел влететь на террасу, как сильный дождь со всей своей мощью застучал [по не закрытым еще — прич. об., опред.) окнам(ᵡ). Молния(ᵡ), [сверкавшая каждую минуту — прич. об., опред.), освещала тёмную от туч комнату. Проснулся Оська(ᵡ), [разбуженный маминым голосом — прич. об., опред.].

9. Составьте схемы предложений с прямой речью.

Ответ:

А: «П?»

«П, — а, — п».

10. Выпишите из текста фразеологизм, замените его синонимом.

Ответ:

Лил как из ведра — сильно, потоком.

11. Выполните фонетический разбор слова дождь.

Ответ:

Дождь — [до́шт´]

д — [д] — согласный, твердый, звонкий

о — [о́] — гласный, ударный

ж — [ш] — согласный, твердый, глухой

д — [т´] — согласный, мягкий, глухой

ь — не обозначает звука

В слове 5 букв, 4 звука

Текст 13

Прочитайте текст и выполните задания.

Дальний родственник

(1)В Крыму и на Кавказе у самого моря р..стут гордые и величестве(н,нн)ые кипарисы. (2)Если надрезать его ствол, можно увидеть широкие соч(?)ные кольца свидетелей пр..вольной жизни дерева из года в год. (3)От красноватой раны потян..т терпким зап..хом. (4)В нём можно почу(?)ствовать и лёгкий зап..х песка наливающегося утре(н,нн)им солнцем и тёплый аромат заг..релых моряков проспавш..х всю звёздную ноч(?) на открытых кипарисовых палубах. (5)Многое может напомнить зна..щему человеку это дерево.

(6)А у нас в России в лесу можно встретить дальнего родстве(н,нн)ика южного красавца — можжевельник. (7)Это простой северный кустарник покрытый дымчатыми голубыми ягодами. (8)С виду он неказист короткие колючие иглы его (не)похожи на мягкую праз(?)ничную хвою кипариса. (9)Но у простых людей этот кустарник вызыва..т самое тёплое чу(?)ство. (10)Хозяйки промывают можжевеловыми мочалками к..душки, прежде чем солить в них грибы. (11)Мес(?)ные жители коптят на можжевеловом дыму мясо и рыбу. (12)Сибирячки можжевеловым настоем умываются.

(13)В отличие от изнеже(н,нн)ого южного родстве(н,нн)ика, можжевельник заб..рается д..леко на север р..стёт вблизи вечных снегов. (14)А тончайшие годичные кольца говорят о многолетнем мужестве этого скромного кустарника.

(По Ю. Кураеву)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

В Крыму и на Кавказе у самого моря растут гордые и величественные кипарисы. Если надрезать его ствол, можно увидеть широкие сочные кольца свидетелей привольной жизни дерева из года в год. От красноватой раны потянет терпким запахом. В нём можно почувствовать и лёгкий запах песка, наливающегося утренним солнцем, и тёплый аромат загорелых моряков, проспавших всю звёздную ночь на открытых кипарисовых палубах. Многое может напомнить знающему человеку это дерево.

А у нас в России в лесу можно встретить дальнего родственника южного красавца — можжевельник. Это простой северный кустарник, покрытый дымчатыми голубыми ягодами. С виду он неказист, короткие колючие иглы его не похожи на мягкую праздничную хвою кипариса. Но у простых людей этот кустарник вызывает самое тёплое чувство. Хозяйки промывают можжевеловыми мочалками кадушки, прежде чем солить в них грибы. Местные жители коптят на можжевеловом дыму мясо и рыбу. Сибирячки можжевеловым настоем умываются.

В отличие от изнеженного южного родственника, можжевельник забирается далеко на север, растёт вблизи вечных снегов. А тончайшие годичные кольца говорят о многолетнем мужестве этого скромного кустарника.

2. Докажите, что это текст.

Ответ:

Это текст, так как состоит из группы предложений, связанных по смыслу и грамматически и объединенных в целое темой и основной мыслью.

3. Определите стиль текста.

Ответ:

Научный, научно-популярный.

4. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Можжевельник — родственник кипариса.

2) Можжевельник растёт на юге.

3) Можжевельник используют в хозяйстве.

4) Кипарисы растут в Крыму и на Кавказе.

Ответ:

2) Можжевельник растёт на юге.

5. Из предложений 6 — 12 выпишите страдательное причастие и выполните его морфологический разбор.

Ответ:

Покрытый — причастие.

I. (Какой?) покрытый. Н. ф. — покрытый.

II. Пост. пр.: страд., сов. в., прош. вр.;

непост. пр.: в м. р., ед. ч., И. п.

III. Кустарник (какой?) покрытый (опред.).

6. Графически обозначьте причастные обороты.

Ответ:

В нём можно почувствовать и лёгкий запах песка(ᵡ), [наливающегося утренним солнцем — прич. об., опред.], и тёплый аромат загорелых моряков(ᵡ), [проспавших всю звёздную ночь на открытых кипарисовых палубах — прич. об., опред.). Это простой северный кустарник(ᵡ), [покрытый дымчатыми голубыми ягодами — прич. об., опред.).

7. Разберите по членам предложение 1.

Ответ:

В(п.) Крыму(сущ.) и(с.) на(п.) Кавказе(сущ.) (обст). у(п.) самого(мест., опред.) моря(сущ., обст.) растут(глаг., сказ.) гордые(прил., опред.) и(с.) величественные(прил., опред.) кипарисы(сущ., подл.).

Предложение повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полн.

8. Укажите лексическое значение слова неказист из предложения 8, подберите к нему синоним(-ы). К каким словарям вы обратитесь в случае затруднения?

Ответ:

Неказист — некрасивый, неважный с виду.      

Синонимы: некрасивый, невзрачный, плюгавый, безобразный, малопривлекательный, непривлекательный, неинтересный, непрезентабельный, неприглядный, невидный, жалкий, из себя невидный.