Комплексный анализ текста - Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - Е. Н. Груздева 2018


Деепричастие

Текст 14

Прочитайте текст и выполните задания.

...

Бабушкина душа л..ковала когда я отправлялся в б..блиотеку. Она об..жала мои пр..вращения в тихую мыш(?).

В б..блиотечной комнате хр..нилась особе(нн,н)ая т..шина настоя(нн,н)ая на сладковатом запахе старых книг.

Эта т..шина была вкуснейшим блюдом, которое надо есть (не)торопясь, с насл..ждением а пр..правой к блюду был звук щ.лкающих и ра(с,сс)ыпа..щихся угольев и пр..глушё(н,нн)ый голос б..блиотекаря Татьяны Львовны за стеной.

На столе в комнатушк.. л..жали дра(н,нн)ые-передра(н,нн)ые книги, и мне надлежало скле..вать рва(н,нн)ые страницы пр..креплять к серединке оторва(н,нн)ые, укреплять кореш..к и обло.жу а потом оборач..вать книгу в г..зету.

Одетую мной книгу Татьяна Львовна пр..знала обра..цовой, и я уед..нившись в б..блиотечных кулисах множил, вдохновлё(н,нн)ый похвалой, свои обра..цы. Благоговейная т..шина и зап..хи книг и клея оказ..вали на меня м..гическое действие. Я прочитал пока что ничтожно мало, зато всякий раз именно в этой т..шине книжные г..рои ож..вали, и не только! Не дома, где мне никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии пр..ходят посторо(н,нн)ие мысли, не по дороге домой или из дому, а именно здесь, в т..шине закутка, со счастливой охотой, точно играя в по(д,дд)авки, зримо пр..дставали передо мной яркие расцвече(н,нн)ые ожившие сцены, и я пр..вращался в самых неожида(н,нн)ых г..роев.

Кем я только (не)был!

(А. Лиханов)

1. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

Бабушкина душа ликовала, когда я отправлялся в библиотеку. Она обожала мои превращения в тихую мышь.

В библиотечной комнате хранилась особенная тишина, настоянная на сладковатом запахе старых книг.

Эта тишина была вкуснейшим блюдом, которое надо есть не торопясь, с наслаждением, а приправой к блюду был звук щелкающих и рассыпающихся угольев и приглушённый голос библиотекаря Татьяны Львовны за стеной.

На столе в комнатушке лежали драные-передранные книги, и мне надлежало склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом оборачивать книгу в газету.

Одетую мной книгу Татьяна Львовна признала образцовой, и я, уединившись в библиотечных кулисах, множил, вдохновлённый похвалой, свои образцы. Благоговейная тишина и запахи книг и клея оказывали на меня магическое действие. Я прочитал пока что ничтожно мало, зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали, и не только! Не дома, где мне никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по дороге домой или из дому, а именно здесь, в тишине закутка, со счастливой охотой, точно играя в поддавки, зримо представали передо мной яркие, расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в самых неожиданных героев.

Кем я только не был!

2. Определите стиль текста.

Ответ:

Художественный.

3. Озаглавьте текст.

Ответ:

Книжные чудеса

4. Составьте план текста.

Ответ:

1) Бабушкино ликование.

2) Тишина библиотечной комнаты.

3) Мои занятия в библиотечных кулисах.

4) Магическое действие библиотеки.

5) Мои игры с книжными героями.

5. Как вы понимаете значение выделенных словосочетаний?

Ответ:

Библиотечные кулисы — это книжные стеллажи в библиотеке. Благоговейная тишина — это тишина с глубоким почтением, уважением к книгам, к их содержанию, преклонение перед ними.

6. Какие изобразительно-выразительные средства языка встретились вам в тексте? Выпишите и назовите их.

Ответ:

Эпитеты: сладковатый запах книг, благоговейная тишина, магическое действие, посторонние мысли, неожиданных героев;

сравнение: точно играя в поддавки;

метафоры: тишина, настоянная на запахе книг, вкуснейшее блюдо, которое нужно есть не торопясь, приправой к слюду был звук щелкающих угольев и голос библиотекаря, множил, вдохновленный похвалой, свои образцы;

восклицание: кем я только не был.

7. Почему именно в библиотеке для рассказчика оживали книжные герои?

Ответ:

Потому что в библиотеке царила особенная атмосфера, основанная на необыкновенной тишине и запахе старых книг.

8. Подберите синонимы и антонимы к слову в изобилии. К каким словарям вы обратитесь?

Ответ:

Синонимы: значительно, навалом, много, немало, полным-полно;

антонимы: мало, недостаточно, нехватка.

9. Выпишите все деепричастия и укажите их морфологические признаки.

Ответ:

Не торопясь — несов. в., возвр., неперх.;

уединившись — сов. в., возвр., неперех.;

играя — несов. в., невозвр., неперех.

10. Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.

Ответ:

Одетую мной книгу Татьяна Львовна признала образцовой, и я, [уединившись в библиотечных кулисах — дееприч. об., обстоят.], множил(ᵡ), вдохновлённый похвалой, свои образцы. Не дома, где мне никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по дороге домой или из дому, а именно здесь, в тишине закутка, со счастливой охотой, [точно играя в поддавки — дееприч. об., обстоят.], зримо представали(ᵡ) передо мной яркие, расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в самых неожиданных героев.

11. Выпишите все страдательные причастия, выделите их суффиксы.

Ответ:

Настоянная (я, янн — суф.), приглушённый (ённ — суф.), драные-передранные (драные: а, н — суф., передранные: а, нн — суф.), рваные (а, н — суф.), оторванные (а, нн — суф.), одетую (ет — суф.), вдохновлённый (ённ — суф.), расцвеченные (енн — суф.), неожиданных (а, нн — суф.).

12. Выполните фонетический разбор слов Татьяна и героев.

Ответ:

Татьяна — [тат´й´а́на] — 3 слога

Т — [т] — согласный, твердый, глухой

а — [а] — гласный/ безударный

т — [т'] — согласный/ мягкий/ глухой

я:

[й'] — согласный, мягкий, звонкий, сонорный

[а́] — гласный, ударный

н — [н] — согласный, твердый, звонкий, сонорный

а — [а] — гласный, безударный

В слове 7 букв, 7 звуков

Героев — [г´иро́й´иф] — 3 слога

Г — [г'] — согласный, мягкий, звонкий

е — [и] — гласный, безударный

р — [р] — согласный, твердый, звонкий, сонорный

о — [о́] — гласный, ударный

е:

[й'] — согласный, мягкий, звонкий, сонорный

[и] — гласный, безударный

в — [ф] — согласный, твердый, глухой

В слове 6 букв, 7 звуков

Текст 15

Прочитайте текст и выполните задания.

...

(1)Впервые я увид..л бурундучка в тайге, за Соликамском.

(2)Маленький юркий пуш..стый к..мочек ск..тился с дер..ва испуганно повёл мордочкой направил на меня бусинки круглых кротких глаз и смело пош..л к открытой банке консервов, возле которой л..жал недоеде(н,нн)ый кусок булки.

(3)Это же бурундуч..к шепнул мне товарищ(?).

(4)Ещё раз взглянув на нас и убедившись в нашем миролюбии зверёк опустил свой острый носик в открытую банку, на дне которой было несколько кусочков сайры энергично пошев..лил тонкими, как детский волос, усиками. (5)Подняв мордочку и бр..згливо морщась он обн..жил острые зубки и прыгнул в сторону булки.

(6)Хлебный дух пр..шёлся зверьку по вкусу. (7)С насл..ждением несколько секунд вдыхал он булочный ..ромат, и вдруг быстро-быстро на щеках забегали пушистые сумочки. (8)Они ра..давались вширь с каждым дв..жением, словно зверёк надувал их дразня нас и посмеиваясь над нами.

(9)3апасливый х..зяин сказал я.

(По Г. Делюкину)

1. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, в том числе при прямой речи, раскройте скобки.

Ответ:

Впервые я увидел бурундучка в тайге, за Соликамском.

Маленький юркий пушистый комочек скатился с дерева, испуганно повёл мордочкой, направил на меня бусинки круглых кротких глаз и смело пошел к открытой банке консервов, возле которой лежал недоеденный кусок булки.

"Это же бурундучок", — шепнул мне товарищ.

Ещё раз взглянув на нас и убедившись в нашем миролюбии, зверёк опустил свой острый носик в открытую банку, на дне которой было несколько кусочков сайры, энергично пошевелил тонкими, как детский волос, усиками. Подняв мордочку и брезгливо морщась, он обнажил острые зубки и прыгнул в сторону булки.

Хлебный дух пришёлся зверьку по вкусу. С наслаждением несколько секунд вдыхал он булочный аромат, и вдруг быстро-быстро на щеках забегали пушистые сумочки. Они раздавались вширь с каждым движением, словно зверёк надувал их, дразня и посмеиваясь над нами.

"Запасливый хозяин", — сказал я.

2. Докажите, что это текст.

Ответ:

Это текст, так как все предложения в нем связаны по смыслу и грамматически, есть тема и основная мысль, его можно озаглавить, разделить на микротемы.

3. Озаглавьте текст.

Ответ:

Встреча с бурундучком. Запасливый хозяин.

4. Определите стиль текста.

Ответ:

Художественный.

5. Составьте план текста.

Ответ:

1) В тайге, за Соликамском.

2) Пушистый комочек.

3) "Это же бурундучок!"

4) Знакомство со зверьком.

5) Вкусная булочка.

6) Запасливый хозяин.

6. Назовите средство связи предложений 1 — 2 текста.

Ответ:

Контекстный (контекстуальный) синоним (бурундучок — комочек)

7. Выпишите из предложений 2 и 7 метафоры.

Ответ:

Комочек скатился с дерева, бусинки глаз, на щеках забегали пушистые сумочки.

8. Выпишите из текста все деепричастия и произведите их морфологический разбор.

Ответ:

Взглянув — дееприч.

I. (Что сделав?) взглянув. Н. ф. — взглянуть.

II. Морф. пр.: неизм. ф., сов. в., невозвр.

III. Опустил (когда?) взглянув(обстоят.).

Убедившись — дееприч.

I. (Что сделав?) убедившись. Н. ф. — убедиться.

II. Морф. пр.: неизм. ф., сов. в., невозвр.

III. Опустил (когда?) убедившись(обстоят.).

Морщась — дееприч.

I. (Что делая?) морщась. Н. ф. — морщиться.

II. Морф. пр.: неизм. ф., несов. в., возвр.

III. Обнажил (как?) морщась(обстоят.).

Подняв — дееприч.

I. (Что сделав?) подняв. Н. ф. — поднять.

II. Морф. пр.: неизм. ф., сов. в., невозвр.

III. Обнажил (как?) подняв(обстоят.).

Дразня — дееприч.

I. (Что делая?) дразня. Н. ф. — дразнить.

II. Морф. пр.: неизм. ф., несов. в., невозвр.

III. Надувал (как?) дразня(обстоят.).

Посмеиваясь — дееприч.

I. (Что делая?) посмеиваясь. Н. ф. — посмеиваться.

II. Морф. пр.: неизм. ф., несов. в., возвр.

III. Надувал (как?) посмеиваясь(обстоят.).

9. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, которая отделяет деепричастные обороты.

Ещё раз Взглянув на нас и убедившись в нашем миролюбии,(1) зверёк опустил свой острый носик в открытую банку,(2) на дне которой было несколько кусочков сайры,(3) энергично пошев..лил тонкими,(4) как детский волос,(5) усиками.

Ответ: 1

10. Подчеркните в предложениях 5 и 8 деепричастные обороты как члены предложения.

Ответ:

[Подняв мордочку — дееприч. об, обстоят.] и [брезгливо морщась — дееприч. об., обстоят.], он обнажил(ᵡ) острые зубки и прыгнул в сторону булки.

Они раздавались вширь с каждым движением, словно зверёк надувал(ᵡ) их, дразня и [посмеиваясь над нами — дееприч. об., обстоят.].

11. Разберите по членам предложение 6.

Ответ:

Хлебный(прил., опред.) дух(сущ., подл.) пришёлся(гл., сказ.) зверьку(сущ., доп.) по(п.) вкусу(сущ., сказ.).

Предложение повеств., невоскл., двусост., простое, распростр., полн., неосложн.

12. Выполните морфемный и фонетический разбор слова миролюбие.

Ответ:

Миролюбие (мир — корень, о — соед. гл., люб — корень, и — суф., е — окончание)

Миролюбие — [м´ирал´у́б´ий´э] — 5 слого

м — [м'] — согласный, мягкий, звонкий, сонорный

и — [и] — гласный, безударный

р — [р] — согласный, твердый, звонкий, сонорный

о — [а] — гласный, безударный

л — [л'] — согласный, мягкий, звонкий, сонорный

ю — [у́] — гласный, ударный

б — [б'] — согласный, мягкий, звонкий

и — [и] — гласный, безударный

е:

[й'] — согласный, мягкий, звонкий, сонорный

 [э] — гласный, безударный

В слове 9 букв, 10 звуков

Текст 16

Прочитайте текст и выполните задания.

...

Р..зливу трав пре..шествуют р..зливы воды. Кочемарские луки в апреле — сплошное море...

И везде, где в..сной вода побывала, с пр..ходом тепла, с мая, «дуром земля гонит травы». К июню р..зливы весе(н,нн) ей воды см..няют р..зливы трав. И слово «море» опять подходяще. Однако для глаза з..ливные луга пр..влекательней радос(?)ней и богаче во..петой морской крас..ты. Зазеленев в мае луга непрерывно меняют краски до самых покосов. Скоро сменяя тепло одуванчиков начнут серебрит(?)ся тёплые бры..ги лютиков а потом заколосят(?)ся под ветром жёс(?)кие спиц.. злаков — овсяницы лисохвоста тимофеевки мятлика. В какой(то) день луг покрывает(?)ся дымкой розовых васильков и травы-полевицы: и тут куртинами белая кашка ромашки, как ж..лтые плотные скатерти, пятна медовой свербиги р..зливы донника белое кружево купырей синие скромные звёзды колокольчиков сизые шишки мордовника розоватая б..лизна дикой мальвы вызывающе синий дельфиниум... Всё это луг взр..стил в т..сноте (не)обычайной, в плотности (не)пролазной. Всё образу..т сообщество с названием «разнотравье».

(По В. Пескову)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

Разливу трав предшествуют разливы воды. Кочемарские луки в апреле — сплошное море...

И везде, где весной вода побывала, с приходом тепла, с мая, "дуром земля гонит травы". К июню разливы весенней воды сменяют разливы трав. И слово "море" опять подходяще. Однако для глаза заливные луга привлекательней, радостней и богаче воспетой морской красоты. Зазеленев в мае, луга непрерывно меняют краски до самых покосов. Скоро, сменяя тепло одуванчиков, начнут серебриться тёплые брызги лютиков, а потом заколосятся под ветром жесткие спицы злаков — овсяницы, лисохвоста, тимофеевки, мятлика. В какой-то день луг покрывается дымкой розовых васильков и травы-полевицы: и тут куртинами — белая кашка ромашки, как желтые плотные скатерти, пятна медовой свербиги, разливы донника, белое кружево купырей, синие скромные звёзды колокольчиков, сизые шишки мордовника, розоватая белизна дикой мальвы, вызывающе синий дельфиниум... Все это луг взрастил в тесноте необычайной, в плотности непролазной. Все образует сообщество с названием "разнотравье".

2. Озаглавьте текст.

Ответ:

Травяное море. Заливные луга.

3. Найдите слова, употреблённые в переносном значении, и обведите их. Как использование слов в переносном значении помогает обозначить тему текста?

Ответ:

Слова, употреблённые в переносном значении: разливу трав, сплошное море, "дуром земля гонит травы", разливы трав, богаче, меняют краски, тепло одуванчиков, брызги лютиков, спицы злаков, дымкой розовых васильков, куртинами, жёлтые плотные скатерти, пятна, разливы, кружево, звёзды, шишки, вызывающе синий.

Тема текста — разнотравье. Употребление слов в переносном значении позволяет сравнить пестреющий разными травами луг с картиной, передать его краски, пестроту, описать разнообразие трав и растений.

4. Какова роль в тексте последнего слова — разнотравье?

Ответ:

Последнее слово "разнотравье" подводит итог всему описанному в тексте, дает ему определение.

5. Выпишите деепричастный(-е) оборот(-ы).

Ответ:

Зазеленев в мае, сменяя тепло одуванчиков.

6. Объясните постановку тире во втором предложении.

Ответ:

Кочемарские луки(сущ., подл.) в апреле — сплошное море(сущ., сказ.)...

Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в И. п.

7. Разберите по членам выделенное предложение, составьте его схему.

Ответ:

[Зазеленев в мае — дееприч. об., обстоят], луга(сущ., подл.) непрерывно(нар., обстоят.) меняют(гл., сказ.) краски(сущ., доп.) до(п.) самых(мест., опред.) покосов(сущ., доп.).

Предложение повеств., простое, двусост., невоскл., полн., распростр., осложнено обстоятел., выраженным дееприч. оборотом.

8. Определите способ образования слов разнотравье, белизна. Разберите эти слова по составу.

Ответ:

Разнотравье (раз — корень, о — соед. гл., травь — корень, е — оконч.)

Сложение или сращение основ (или целых слов), собственное сложение, так как образовано с помощью соед. гласной.

Белизна (бел — корень, изн — суф., а — оконч.)

Суффиксальный.

9. Определите лексическое значение выделенных слов. К каким словарям вы обратитесь?

Ответ:

Луки — изгиб реки.

Куртина — цветочная грядка, клумба. В старину так называли также часть крепостного вала между бастионами.

Текст 17

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Каштанка с(?)ела много но не наелась а только оп(?)янела от еды. (2)После обеда она ра..леглась среди комнаты прот..нула ноги и чу(?)ствуя во всём теле пр..ятную истому зав..ляла хвостом. (3)Пока её новый хозяин ра..валившись в кресл.. курил сигару она в..ляла хвостом и р..шала вопрос: где лучше — у (не)знакомца или у столяра? (4)У (не)знакомца обстановка бедная и (не)красивая; кроме кресел д..вана лампы и ковров, у него нет ничего, и комната кажет(?)ся пустою; у столяра же вся квартира битком набита в..щами; у него есть стол верстак куча стружек рубанки стамески пилы клетка с чижиком лохань... (5)У (не)знакомца (не)пахнет ничем у столяра же в квартире всегда стоит туман и великолепно пахн..т клеем лаком и стру..ками. (6)3ато у (не)знакомца есть одно очень важное пр..имущество — он даёт много есть и, надо о..дать ему полную справ..дливость, когда Каштанка с..дела перед столом и умильно гл..дела на него, он ни разу (не)ударил её, (не)затопал ногами и ни разу (не)крикнул: «Пошла вон, треклятая!»

(7) Выкурив сигару новый хозяин выш..л и через минуту в..рнулся держа в руках маленький матрасик.

(8) — Эй ты, пёс, поди сюда! — сказал он кладя матрасик в углу около д..вана. — Ложись здесь. Спи!

(А. П. Чехов)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

Каштанка

Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела от еды. После обеда она разлеглась среди комнаты, протянула ноги и, чувствуя во всем теле приятную истому, завиляла хвостом. Пока её новый хозяин, развалившись в кресле, курил сигару, она виляла хвостом и решала вопрос: где лучше — у незнакомца или у столяра? У незнакомца обстановка бедная и некрасивая; кроме кресел, дивана, лампы и ковров, у него нет ничего, и комната кажется пустою; у столяра же вся квартира битком набита вещами; у него есть стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы, клетка с чижиком, лохань... У незнакомца не пахнет ничем, у столяра же в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем, лаком и стружками. Зато у незнакомца есть одно очень важное преимущество — он даёт много есть и, надо отдать ему полную справедливость, когда Каштанка сидела перед столом и умильно глядела на него, он ни разу не крикнул: "Пошла вон, треклятая!"

Выкурив сигару, новый хозяин вышел и через минуту вернулся, держа в руках маленький матрасик.

— Эй ты, пёс, поди сюда! — сказал он, кладя матрасик в углу около дивана. — Ложись здесь. Спи!

2. Определите стиль и тип речи текста.

Ответ:

Художественный, повествование с элементами рассуждения.

3. Укажите лексическое значение выделенных слов. Поставьте в этих словах ударения. К каким словарям вы обратитесь?

Ответ:

Столя́р — рабочий, занимающийся обработкой дерева и изготовлением изделий из него.

Верста́к — 1. Специальный рабочий стол для обработки изделий из металла, дерева и т. п. вручную. 2. Деревянный помост около рабочей части стеклоплавильной печи, на котором производится выдувание стекольных изделий.

Руба́нок — столярный инструмент для ручного строгания древесины в виде деревянной колодки с вставленным в нее широким лезвием.

Стаме́ска — столярный инструмент, состоящий из насаженной на рукоятку стальной, заточенной с одного конца пластинку и употребляемый для выдалбливания отверстий в дереве отделки обрабатываемого предмета.

Лоха́нь — 1. Деревянный или металлический сосуд круглой и овальной формы с невысокими краями, предназначенный для различных хозяйственных надобностей.

Уми́льно — соотносится по знач. с прил.: уми́льный — 1. Нежный, приятный, располагающий. 2. перен. разг. Льстивый, угодливый.

4. Выпишите все деепричастия. Укажите их вид.

Ответ:

Чувствуя — несов. в., развалившись — с. в., выкурив — с. в., держа — несов. в., кладя — несов. в.

5. Выпишите номера предложений, в которых есть деепричастный оборот.

Ответ:

2, 3, 7, 8

6. Выполните синтаксический разбор предложения 7.

Ответ:

[Выкурив сигару — дееприч. об, обстоят.], новый(прил., опред.) хозяин(сущ., подл.) вышел(гл., сказ.) и(с.) через(п., обстоят.) минуту(сущ., обстоят.) вернулся(гл., сказ.), [держа в руках маленький матрасик — дееприч. об., обстоят.].

Предложение повеств., простое, невоскл., двусост., полн., распр., осложнено обособл. обстоят., выраж. дееприч. оборотами.

7. Выпишите из предложений 1 — 5 фразеологизм.

Ответ:

Битком набита — очень плотно, тесно.

8. Из предложения 7 выпишите слово(-а) с нулевым окончанием.

Ответ:

Хозяин, вышел, вернулся, матрасик.

Текст 18

Прочитайте текст и выполните задания.

...

В этот жарк..й летн..й день два удава лёжа на большом мшистом камне грелись на солнце мирно п..реваривая недавно проглоче(н,нн)ых кроликов. Один из них был старый одноглазый удав по кличке Косой. Другой был совсем ю(н,нн)ый удав и (не)имел ещё никакой клички. Вокруг отдыхающ..х удавов ра..стилались густые тр..пические леса р..сли кокосовые пальмы п..рхали бабочки вел..чиной с маленькую птичку. В..пыхивая разноцветным оп..ре- ньем с дерева на дерево п..релетали п..пугай даже на лету (не)п..реставая тараторить. Иногда на в..ршинах деревьев в..визгивали обезьяны, после чего ра..давался со(н,нн)ый рык. Обезьяны п..реходили на ш..пот но потом забывшись опять нач..нали в..визгивать. Впрочем, два удава отдыхая на мшистом камне (не)обр..щали вн..мания на их в..визги.

(По Ф. Искандеру)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

В этот жаркий летний день два удава, лёжа на большом мшистом камне, грелись на солнце, мирно переваривая недавно проглоченных кроликов. Один из них был старый одноглазый удав по кличке Косой. Другой был совсем юный удав и не имел ещё никакой клички. Вокруг отдыхающих удавов расстилались густые тропические леса, росли кокосовые пальмы, порхали бабочки величиной с маленькую птичку. Вспыхивая разноцветным опереньем, с дерева на дерево перелетали попугаи, даже на лету не переставая тараторить. Иногда на вершинах деревьев взвизгивали обезьяны, после чего раздавался сонный рык. Обезьяны переходили на шепот, но потом, забывшись, опять начинали взвизгивать. Впрочем, два удава, отдыхая на мшистом камне, не обращали внимания на их взвизги.

2. Определите стиль текста.

Ответ:

Художественный.

3. Разделите текст на абзацы с помощью символа Z.

Ответ:

Z В этот жаркий летний день два удава, лёжа на большом мшистом камне, грелись на солнце, мирно переваривая недавно проглоченных кроликов. Один из них был старый одноглазый удав по кличке Косой. Другой был совсем юный удав и не имел ещё никакой клички.

Z Вокруг отдыхающих удавов расстилались густые тропические леса, росли кокосовые пальмы, порхали бабочки величиной с маленькую птичку. Вспыхивая разноцветным опереньем, с дерева на дерево перелетали попугаи, даже на лету не переставая тараторить.

Z Иногда на вершинах деревьев взвизгивали обезьяны, после чего раздавался сонный рык. Обезьяны переходили на шепот, но потом, забывшись, опять начинали взвизгивать.

Z Впрочем, два удава, отдыхая на мшистом камне, не обращали внимания на их взвизги.

4. Составьте план текста.

Ответ:

1) Два удава.

2) Окружающие тропики.

3) Визги обезьян.

4) Равнодушие удавов.

5. Озаглавьте текст.

Ответ:

Два удава.

6. Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.

Ответ:

В этот жаркий летний день два удава, [лёжа на большом мшистом камне — дееприч. об., обстоят.], грелись на солнце, [мирно переваривая недавно проглоченных кроликов — дееприч. об., обстоят.]. [Вспыхивая разноцветным опереньем — дееприч. об., обстоят.], с дерева на дерево перелетали попугаи, [даже на лету не переставая тараторить — дееприч. об., обстоят.]. Впрочем, два удава, [отдыхая на мшистом камне — дееприч. об., обстоят.], не обращали внимания на их взвизги.

7. Выполните морфологический разбор одного причастия.

Ответ:

Отдыхающих — причастие.

I. (Каких?) отдыхающих. Н. ф. — отдыхающий.

II. Пост. пр.: действ., несов. в., наст. в.;

непост. пр.: мн. ч., Р. п.

III. Удавов (каких?) отдыхающих (опред.).

8. Разберите по членам первое предложение.

Ответ:

В(п.) этот(мест.) жаркий(прил., опред.) летний(прил., опред.) день(сущ., обстоят.) два(числ., подл.) удава(сущ., подл.), [лёжа на большом мшистом камне — дееприч. об., обстоят.], грелись(гл., сказ.) на(п.) солнце(сущ., обстоят.), [мирно переваривая недавно проглоченных кроликов — дееприч. об., обстоят.].

Предложение повеств., простое, невоскл., двусост., полн., распр., осложнено обособл. обстоят., выраж. дееприч. оборотом.

9. Выполните фонетический разбор слова деревьев.

Ответ:

Деревьев — [д'ир'эв'й'иф] — 3 слога

д — [д'] — согласный, мягкий, звонкий

е — [и] — гласный, безударный

р — [р'] — согласный, мягкий, звонкий, сонорный

е — [э́] — гласный, ударный

в — [в'] — согласный, мягкий, звонкий, сонорный

ь — не обозначает звука

е:

[й'] — согласный, мягкий, звонкий, сонорный __

[и] — гласный, безударный

в — [ф] — согласный, твёрдый, глухой

В слове 8 букв, 8 звуков

Текст 19

Прочитайте текст и выполните задания.

Пр..дчу(?)ствуя (не)приятную встречу ворча и оглядываясь Каштанка вошла в маленькую комнату и в страхе п..пятилась назад. Она увид..ла нечто (не)ожида(н,нн)ое и стра(н,нн)ое. Пр..гнув к земле шею и голову растопырив крылья и шипя на неё ш..л серый гусь. В стороне от него л..жал белый кот. Увид..в Каштанку он в..кочил выгнул спину и зашипел. Собака и..пугалась но (не)желая выд..вать своего страха громко зала..ла. Кот ещё сильнее выгнул спину зашипел и ударил Каштанку лапой по голове. Каштанка отск..чила и накл..няя к коту морду з..лилась визгливым лаем. Гусь подошёл сзади и ударил её клювом в спину.

(А. П. Чехов)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

Каштанка

Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнату и в страхе попятилась назад. Она увидела нечто неожиданное и странное. Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, на неё шел серый гусь. В стороне от него лежал белый кот. Увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину и зашипел. Собака испугалась, но, не желая выдавать своего страха, громко залаяла. Кот ещё сильнее выгнул спину, зашипел и ударил Каштанку лапой по голове. Каштанка отскочила и, наклоняя к коту морду, залилась визгливым лаем. Гусь подошёл сзади и ударил её клювом в спину.

2. Вспомните, чем закончилась история Каштанки, и кратко изложите её.

Ответ:

После неудачного знакомства Каштанка все же подружилась с обитателями дома, и сама получила новую кличку — Тетка. Незнакомец начинает её дрессировать и обнаруживает у нее несомненный талант. Некоторое время спустя, после внезапной смерти гуся, он решает выпустить Каштанку на сцену для выполнения номера. Собака начинает выполнять знакомые трюки, но вдруг слышит Федюшку, сына своего бывшего хозяина, и бросается к нему через перегородку. Номер был сорван, а Каштанку прежний хозяин забирает с собой.

3. Графически обозначьте деепричастные обороты и те слова, к которым они относятся.

Ответ:

[Предчувствуя неприятную встречу — дееприч. об., обстоят.], ворча и оглядываясь, Каштанка вошла(ᵡ) в маленькую комнату и в страхе попятилась назад. [Пригнув к земле шею и голову — дееприч. об., обстоят.], [растопырив крылья — дееприч. об., обстоят.] и шипя, на неё шел(ᵡ) серый гусь. [Увидев Каштанку — дееприч. об., обстоят.], он вскочил(ᵡ), выгнул спину и зашипел. Собака испугалась, но, [не желая выдавать своего страха — дееприч. об., обстоят.], громко залаяла(ᵡ). Каштанка отскочила и, [наклоняя к коту морду — дееприч. об., обстоят.], залилась(ᵡ) визгливым лаем.

4. Выпишите все деепричастия и укажите их вид.

Ответ:

Предчувствуя — несов. в., ворча — несов. в., оглядываясь — несов. в., пригнув — сов. в., растопырив — сов. в., шипя — несов. в., увидев — сов. в., не желая — несов. в., наклоняя — несов. в.

5. Выпишите из последнего предложения слово, в котором букв больше, чем звуков.

Ответ:

Гусь — в слове 4 буквы, 3 звука.

6. Выпишите из первого предложения грамматическую основу.

Ответ:

Каштанка(подл.) вошла(сказ.) и попятилась(сказ.).