Комплексный анализ текста - Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - Е. Н. Груздева 2018


Наречие

Текст 20

Прочитайте текст и выполните задания.

...

(1)Маленький руч..ёк. Вода (не)много коричневатая. (2)Она (не)течёт а сочит(?)ся из мхов, от подножия (не)высоких б..рёзок ив ольхи и б..лотной тр..вы. (3)Л..тают стр..козы снуют по воде жуки-водомерки. (4)Окунёк размером с мизинец п..лосатым тельцем жмёт(?)ся к тонкому стеблю водя(н,нн)ой травки. (5)Вода прозрачная и кажется (не)подвижной. (6)Но вот ты кинул ольховый листок и вода его медленно п..тянула в проход между стенками таволги и осоки. (7)Течение есть. (8)И теч..т это Волга. (9)Хотя странно называть Волгой ключ..к, который можно пер..шагнуть, над которым челноком, охотясь на к..маров, п..рхает резвая тр..согузка, в который (из)далека, (с)низу заплывают шальные щурята и обнаруживают: пути дальше нет, тут начало реки.

(10)Река-младен..ц. (11)Через три десятка шагов пер..сечёт её первый деревя(н,нн)ый мосток. (12)Немного дальше встретит она подругу, такую же маленькую, как и сама, Персянку. (13)И потеч..т с нею вместе.

(14)Потом ещ.. приток, потом ещ.., потом оз..ра, вытянутые по т..чению воды. (15)А дальше — первые лодки, п..ромы, мосты, водопои, пр..чалы и пристани, катера, т..плоходы, водокачки, пл..тины, каналы. (16)Отразят(?)ся в воде с..ления, большие и малые, огромные города, шал..ши рыбаков, обрывы, леса, ст..пное небо, речные огни. (17)Почти четыре тысячи километров пути у реки — красавицы и работницы. (18)А тут, в колыбельных лесах, забот у неё никаких. (19)Полуде(н,нн)ый сон тих..е детские шалости в к..мышах...

(В. Песков)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы. Летают стрекозы, снуют по воде жуки-водомерки. Окунёк размером с мизинец полосатым тельцем жмётся к тонкому стеблю водяной травки. Вода прозрачная и кажется неподвижной. Но вот ты кинул ольховый листок, и вода его медленно потянула в проход между стенками таволги и осоки. Течение есть. И течет это Волга. Хотя странно называть Волгой ключик, который можно перешагнуть, над которым челноком, охотясь на комаров, порхает резвая трясогузка, в которой издалека, снизу заплывают шальные щурята и обнаруживают: пути дальше нет, тут начало реки.

Река-младенец. Через три десятка шагов пересечёт её первый деревянный мосток. Немного дальше встретит она подругу, такую же маленькую, как и сама, Персянку. И потечет с нею вместе.

Потом еще, приток, потом озера, вытянутые по течению воды. А дальше — первые лодки, паромы, мосты, водопои, причалы и пристани, катера, теплоходы, водокачки, плотины, каналы. Отразятся в воде селения, большие и малые, огромные города, шалаши рыбаков, обрывы, леса, степное небо, речные огни. Почти четыре тысячи километров пути у реки-красавицы и работницы. А тут, в колыбельных лесах, заботу неё никаких. Полуденный сон, тихие детские шалости в камышах...

2. Докажите, что это текст, и озаглавьте его.

Ответ:

Это текст, так как предложения в нем связаны по смыслу и грамматически, есть тема и основная мысль.

3. Как вы понимаете выражения река-младенец (предложение 10); в колыбельных лесах (предложение 18)?

Ответ:

Река-младенец — это маленькая речка, ее исток, ее начало. Так же, как человек не сразу рождается большим, река начинается с маленького ручейка. И как для младенца колыбель, для маленькой речки леса, через которые беззаботно несет свои воды.

4. Почему автор называет Волгу рекой-работницей?

Ответ:

Автор называет Волгу рекой работницей, потому что большой реке, как и взрослому человеку, приходится много трудиться. По ней ходят лодки, паромы, катера и теплоходы, через нее строят мосты, к ней ходят на водопой животные, в ней ловят рыбу, на ней делают причалы и пристани, работают водокачки и ГЭС.

5. Выпишите из текста все наречия, укажите, к какой смысловой группе они относятся. Выполните морфологический разбор одного из них.

Ответ:

Немного (мера и степень), медленно (образ действия), странно (образ действия), издалека (место), снизу (место), дальше (время), вместе (образ действия), потом (время), еще (мера и степень), тут (место), почти (мера и степень).

Медленно — наречие.

I. Потянула (как?) медленно; признак действия.

II. Морф. пр.: неизм. сл., образ действия;

III. Потянула (как?) медленно(обст.).

6. Разберите по членам предложение 3.

Ответ:

Летают(гл., сказ.) стрекозы(сущ., подл.), снуют(гл., сказ.) по(п.) воде(сущ., обстоят.) жуки(сущ., подл.)-водомерки(сущ., опред.).

Предложение повеств., невоскл., полн., двусост., распростр., сложное.

7. В предложении 9 пронумерованы все запятые. Выпишите номера, обозначающие запятую(-ые) при деепричастном обороте.

(9)Хотя странно называть Волгой ключ..к,(1) который можно пер..шагнутъ,(2) над которым челноком,(3) охотясь на к..маров,(4) п..рхает резвая тр..согузка,(5) в который (из)далека, (с)низу заплывают шальные щурята и обнаруживают: пути дальше нет,(6) тут начало реки.

Ответ: 3, 4

8. В предложении 14 пронумерованы все запятые. Выпишите номер(-а), обозначающий(-ие) запятую(-ые) при причастном обороте.

(14)Потом ещ.. приток,(1) потом ещ..,(2) потом оз..ра,(3) вытянутые по т..чению воды.

Ответ: 3

9. Выполните фонетический разбор слова тихие.

Ответ:

Тихие — [т´и́х´ий´э] — 3 слога

т — [т´] — согласный, мягкий, глухой

и — [и́] — гласный, ударный

х — [х´] — согласный, мягкий, глухой

и — [и] — гласный, безударный

е:

[й'] — согласный, мягкий, звонкий, сонорный

[э] — гласный, безударный

В слове 5 букв, 6 звуков

Текст 21

...

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Листопад заверш..н. (2)Раздетый лес потемнел и просматривался насквозь. (З)Лишь кое-где молодые деревья гремели летн..ми доспехами. (4)Но они и в зиму (за)частую уходят с сухими листьями. (5)Старые дубы отрясли жухлую ветхую листву обн..жив корявые суч(?)я ра..кидали ж..луди и загрубевшую землю. (6)Вскоре просыпл..тся из всклоче(н,нн)ых ветром обл..ков снег. (7)Пороша выпада..т (по)разному. (8)То (нежданно)негаданно насыпл..т снегу по самые щиколотки. (9)Или ждёш(?) её а она (в)торопях рассыпл..т снежную крупу а потом и вовсе пропадёт. (10)Вообще-то всякая зима имеет не одну снежную пр..мерку. (11)И только на и..ходе ноября обыкнове(н,нн)о ложит(?)ся снег. (12)А пока пр..дзимье — время свежих ветров и лёгких порош(?). (13)Пр..рода возможно задумалась на пороге погодных перемен и медлит почему-то отпускать загостившуюся осень.

(По К. Паустовскому)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

Листопад завершен. Раздетый лес потемнел и просматривался насквозь. Лишь кое-где молодые деревья гремели летними доспехами. Но они и в зиму зачастую уходят с сухими листьями. Старые дубы отрясли жухлую ветхую листву, обнажив корявые сучья, раскидали желуди и загрубевшую землю. Вскоре просыплется из всклоченных ветром облаков снег. Пороша выпадает по-разному. То нежданно-негаданно насыплет снегу по самые щиколотки. Или ждёшь её, а она второпях рассыплет снежную крупу, а потом и вовсе пропадёт. Вообще-то всякая зима имеет не одну снежную примерку. И только на исходе ноября обыкновенно ложится снег. А пока предзимье — время свежих ветров и лёгких порош. Природа, возможно, задумалась на пороге погодных перемен и медлит почему-то отпускать загостившуюся осень.

2. Озаглавьте текст.

Ответ:

Зимняя примерка.

3. Определите стиль текста.

Ответ:

Художественный.

4. Разделите текст на абзацы с помощью символа Z.

Ответ:

Z. Листопад завершен. Раздетый лес потемнел и просматривался насквозь. Лишь кое-где молодые деревья гремели летними доспехами. Но они и в зиму зачастую уходят с сухими листьями. Старые дубы отрясли жухлую ветхую листву, обнажив корявые сучья, раскидали желуди и загрубевшую землю. Вскоре просыплется из всклоченных ветром облаков снег.

Z. Пороша выпадает по-разному. То нежданно-негаданно насыплет снегу по самые щиколотки. Или ждёшь её, а она второпях рассыплет снежную крупу, а потом и вовсе пропадёт. Вообще-то всякая зима имеет не одну снежную примерку. И только на исходе ноября обыкновенно ложится снег.

Z. А пока предзимье — время свежих ветров и лёгких порош. Природа, возможно, задумалась на пороге погодных перемен и медлит почему-то отпускать загостившуюся осень.

5. Какие правила правописания наречий можно проиллюстрировать примерами из текста?

Ответ:

Не с наречиями на О и Е нежданно-негаданно, обыкновенно; правописание наречий через дефис: кое-где, по-разному, нежданно-негаданно, почему-то; слитное и раздельное правописание наречий: насквозь, зачастую, второпях, потом, вовсе.

6. Как вы понимаете слова: «...зима имеет не одну снежную примерку»?

Ответ:

Снег в начале зимы выпадает не один раз и надолго, а по-разному, словно зима примеривается к тому, сколько его нужно насыпать, как портной, примеряющий модель перед тем, как сшить ее окончательно, или как человек, примеряющий одежду перед покупкой. Что-то может оказаться мало или, наоборот, велико.

7. Среди предложений 1 — 5 найдите нераспространённое предложение, графически обоснуйте свой выбор.

Ответ:

Листопад(подл.) завершен(сказ.).

8. Разберите по членам предложение 2.

Ответ:

Раздетый(прич., опред.) лес(сущ., подл.) потемнел(гл., сказ.) и(с.) просматривался(гл., сказ.) насквозь(нар., обстоят.).

Предложение повеств., простое, невоскл., двусост., полн., распр.)

9. Среди предложений 4 — 7 найдите такое, в котором есть деепричастный оборот, подчеркните деепричастный оборот как член предложения.

Ответ:

Старые дубы отрясли(ᵡ) жухлую ветхую листву, [обнажив корявые сучья — дееприч. об., обстоят.], раскидали желуди и загрубевшую землю.

10. Выпишите из предложений 5 — 8 страдательное причастие, выполните его морфологический разбор.

Ответ:

Всклоченных — причастие.

I. (Каких?) всключенных. Н. ф. — всклоченный.

II. Пост. пр.: страд., сов. в., прош. вр.;

непост.: мн. ч., Р. п.;

III. Из облаков (каких?) всклоченных ветром. (опред.)

Текст 22

Прочитайте текст и выполните задания.

...

(1)Наверное, самое грус(?)ное время в деревне — конец ноября. (2)Кажется что лето уходит (на)всегда.

(3)Однажды ноч(?)ю я проснулся и л..жал с закрытыми глазами долго пр..слушиваясь к стра(н,нн)ой тишине. (4) Мне даже пок..залось, будто я слегка оглох во сне. (5) Наконец я понял что (по)просту за стенами моего дома наступила (не)обыкнове(н,нн)ая т..шина которую называют «мёртвой». (6)Было только слышно, как (с)права посапыва..т кот лежащ..й на диван.. .

(7)Выглянув в окно я увидел что падал снег и зав..рожил поля леса и сады. (8)3емля стала прекрасна и уд..вительна. (9)Утром всё хрустело (по)зимнему: и ледя(н,нн)ые дорожки, и ч..рные стебли крапивы торчавшие из-под снега.

(По К. Паустовскому)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

Наверное, самоё грустное время в деревне - конец ноября. Кажется, что лето уходит навсегда.

Однажды ночью я проснулся и лежал с закрытыми глазами, долго прислушиваясь к странной тишине. Мне даже показалось, будто слегка оглох во сне. Наконец я понял, что попросту за стенами моего дома наступила необыкновенная тишина, которую называют "мёртвой". Было только слышно, как справа посапывает кот, лежащий на диване.

Выглянув в окно, я увидел, что падал снег и заворожил поля, леса и сады. Земля стала прекрасна и удивительна. Утром всё хрустело по-зимнему: и ледяные дорожки, и черные стебли крапивы, торчавшие из-под снега.

2. Определите стиль текста.

Ответ:

Художественный.

3. Разделите текст на микротемы и озаглавьте каждую из них.

Ответ:

1) Конец ноября в деревне.

2) Странная тишина.

3) Выпал снег

4. Озаглавьте текст.

Ответ:

Первый снег.

5. Заполните таблицу примерами из текста.

Ответ:

Смысловые группы наречий

Время

Образ действия

Место

Мера и степень

навсегда, однажды, ночью, утром

долго, попросту, по-зимнему

справа

слегка

6. Из предложений 7 — 9 выпишите прилагательные в краткой форме.

Ответ:

Прекрасна, удивительна.

7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (или цифру), обозначающие запятые при деепричастном обороте.

Выглянув в окно,(1) я увидел,(2) что падал снег и зав..рожил поля,(3) леса и сады.

Ответ: 1

8. Выпишите номера предложений, в которых есть причастные обороты.

Ответ: 6, 9

9. Выпишите из предложения 3 грамматическую основу.

Ответ:

Я(подл.) проснулся(сказ.) и лежал(сказ.).

Текст 23

...

Прочитайте текст и выполните задания.

Зна..те ли вы украинскую ноч(?)? Нет, вы (не)зна..те украинской ночи! В..мотритесь в неё. С середины неба гл..дит месяц. (Не)об(?)ятный небесный свод ра..дался ра..двинулся ещ.. (не) об(?)ятнее. Г..рит и дыш..т он. З..мля вся в серебря(н,нн)ом свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон нег, и движ..т ок..ан бл..гоуханий. Божестве(н,нн)ая ноч(?)! Оч..ровательная ноч(?)! Недвижно вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды холод и мрак вод их угрюмо заключ..н в (тёмно)зелёные стены садов. Чащи черёмух и черешен пугливо прот..нули свои корни в ключ..вой холод и и..редка лепеч..т листьями, будто сердясь и негодуя, когда пр..красный ветреник — ночной ветер подкравшись мгновенно, целу..т их. Весь ландшафт спит а (в)верху всё дыш..т всё дивно всё торжественно. А на душе и (не)объятно, и чудно, и толпы серебря(н,нн)ых видений стройно возникают в её глубине. Божестве(н,нн)ая ноч(?)! Оч..ровательная ноч(?)! Как оч..рова(н,нн)ое, дремл..т на её возвышени.. село. ...Песни умолкли. Всё тихо...

(Н. Гоголь)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

Знаете ли вы украинскую ночь? Нет, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон нег, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды, холод и мрак вод их угрюмо заключен в тёмно-зелёные стены садов. Чащи черёмух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник — ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит, а вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в её глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Как очарованное, дремлет на её возвышении село. ...Песни умолкли. Всё тихо...

2. Докажите, что это текст художественного стиля.

Ответ:

Это текст художественного стиля, так как цель текста — воздействие. Автор стремится так изобразить красоту украинской ночи, чтобы её можно было представить. Взят текст из художественного произведения, автор его — Н. В. Гоголь, писатель 19 века, слова в тексте употребляются преимущественно в переносном значении, широко используются изобразительно-выразительные средства (метафоры, эпитеты, олицетворения и др.).

3. Озаглавьте текст.

Ответ:

Очаровательная ночь

4. К какому типу речи относится текст?

Ответ:

Описание.

5. Из какого произведения взят этот отрывок?

Ответ:

Н. В. Гоголь. «Майская ночь», или «Утопленница».

6. Выпишите из текста:

1) метафоры ...

2) олицетворения ...

3) эпитеты ...

Ответ:

1) метафоры: небесный свод раздался; раздвинулся, горит; движет океан благоуханий; холод и мрак вод заключен в стены садов; толпы серебряных видений;

2) олицетворения: гладит месяц; небесный свод дышит; чащи лепечут листьями; прекрасный ветреник; ветер целует их;

3) эпитеты: божественная, очаровательная ночь; огромную тень; ключевой холод; необъятный свод; в серебряном свете и др.

7. Определите лексическое значение подчёркнутых слов. К какому словарю вы обратитесь в случае затруднения?

Ответ:

Не́га — устар. 1. Полное довольство. 2. Блаженство, приятное состояние.

Ландша́фт — 1. Вид земной поверхности, общий вид местности. 2. То же, что пейзаж устар.

Лексическое значение слов определяется в толковых словарях.

8. Обведите все наречия. Сделайте морфологический разбор двух наречий.

Ответ:

Ещё, необъятнее, недвижно, вдохновенно, угрюмо, пугливо, изредка, мгновенно, вверху, необъятно, трудно, стройно, тихо.

Пугливо — наречие.

I. (Как?) пугливо; признак действия

II. Морф. пр.: неизм. сл., образа действия

III. Протянули (как?) пугливо(обстоят.).

Вверху — наречие.

I. (Где?) вверху; признак действия

II. Морф. пр..: неизм. сл., места

IV. Дышит (где?) вверху(обстоят.).

9. Над каждым словом в выделенных предложениях надпишите, какой частью речи оно является.

Ответ:

Тихи(кр. прил.) и(с.) покойны(кр. прил.) эти(мест.) пруды(сущ.), холод(сущ.) и(с.) мрак(сущ.) вод(сущ.) их(мест.) угрюмо(нар.) заключен(прич.) в(п.) тёмно-зелёные(прил.) стены(сущ.) садов(сущ.). Чащи(сущ.) черёмух(сущ.) и(с.) черешен(сущ.) пугливо(нар.) протянули(гл.) свои(мест.) корни(сущ.) в(п.) ключевой(прил.) холод(сущ.) и(с.) изредка(нар.) лепечут(гл.) листьями(сущ.), будто(с.) сердясь(деепр.) и(с.) негодуя(дееприч.), когда(с.) прекрасный(прил.) ветреник(сущ.) — ночной(прил.) ветер(сущ.), подкравшись(дееприч.) мгновенно(нар.), целует(гл.) их(мест.).

10. Выпишите глаголы с пропусками в окончании. Объясните написание этих слов.

Ответ:

Знаете(I спр.), дышит (II спр.), движет (I спр.), лепечут (I спр.), целует (I спр.), дремлет (I спр.)

Текст 24

Прочитайте текст и выполните задания.

...

(1)Весна, бе..спорно, самое лу..шее и самое поэтическое время года, о чём н..мало писа(н,нн)о и переписа(н,нн)о поэтами всех стран и народов. (2)Но едва ли (где)нибудь весна так хороша, как на далёком, глухом севере...

(3)Южная весна наступает исподволь а на севере она, наоборот, прои..водит быстрый и стр..мительный пер..ворот в жизн.. пр..роды, точно какой (не)видимой могуч..й рукой разом зимние декорации пер..меняют(?)ся на летние. (4) С ясного голубого неба льют(?)ся потоки света земля торопливо выгоня..т первую зелень бледные северные цветочки смело пробивают(?)ся чере.. тонкий слой та..щего снега... (5)Пр..бавьте к этому глянцевую зелень северного леса весёлый птичий гам и трудовую возню, какими оглашают(?)ся и вода и лес и поля и воздух. (6)Это вел..чайшее торжество той великой силы, которая (не)удержимо льёт(?)ся с голубого неба, каким-то чудом пр..творяясь в зелень цветы аромат звуки птичьих песен.

(7)Я очень люблю этот в..ликий момент в бедной красками и звуками жизни северной пр..роды, когда зима сменяет(?)ся кипучими радостями короткого северного лета.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

1. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

Весна, бесспорно, самое лучшее и самое поэтическое время года, о чём немало писано и переписано поэтами всех стран и народов. Но едва ли где-нибудь весна так хороша, как на далёком, глухом севере...

Южная весна наступает исподволь, а на севере она, наоборот, производит быстрый и стремительный переворот в жизни природы, точно какой невидимой могучей рукой разом зимние декорации переменяются на летние. С ясного голубого неба льются потоки света, земля торопливо выгоняет первую зелень, бледные северные цветочки смело пробиваются через тонкий слой тающего снега... Прибавьте к этому глянцевую зелень северного леса, весёлый птичий гам и трудовую возню, какими оглашаются и вода, и лес, и поля, и воздух. Это величайшее торжество той великой силы, которая неудержимо льётся с голубого неба, каким-то чудом претворяясь в зелень, цветы, аромат, звуки птичьих песен.

Я очень люблю этот великий момент в бедной красками и звуками жизни северной природы, когда зима сменяется кипучими радостями короткого северного лета.

2. Определите стиль и тип речи текста.

Ответ:

Художественный, описание.

3. Какова тема текста?

Ответ:

Наступление весны на далеком, глухом севере.

4. Укажите номер предложения, в котором содержится основная мысль текста.

Ответ: 2

5. Озаглавьте текст.

Ответ:

Весна на севере. Стремительная северная весна. Самое лучшее время года.

6. Объясните, как вы понимаете значение выделенных слов и словосочетаний.

Ответ:

Исподволь — постепенно, понемногу, не сразу, тихонько, незаметно, украдкой, осторожно.

Зимние декорации — зимняя обстановка, зимние пейзажи, виды.

Глянцевая зелень — блестящая, лоснящаяся зелень, какая бывает только в начале весны, молодые листочки на деревьях, еще не покрытые пылью.

Кипучими радостями — бурными радостями.

7. Обведите в тексте все наречия. Укажите, к какой смысловой группе они относятся.

Ответ:

Немало, так, исподволь, разом, торопливо, смело, неудержимо.

Образа действия.

8. Из предложений 5 и 6 выпишите имя прилагательное в форме простой превосходной степени и две формы притяжательного прилагательного. Выделите у них суффиксы.

Ответ:

Птичий (чий — суф.), величайшее (айш — суф.), птичьих (чь — суф.)

9. Среди предложений 5 — 7 найдите деепричастный оборот и подчеркните его как член предложения.

Ответ:

Это величайшее торжество той великой силы, которая неудержимо льётся(ᵡ) с голубого неба, [каким-то чудом претворяясь в зелень, цветы, аромат, звуки птичьих песен — дееприч. об., обстоят.].

10. Сколько грамматических основ в предложении 4? Докажите графически своё мнение.

Ответ:

С ясного голубого неба льются(сказ.) потоки(подл.) света, земля(подл.) торопливо выгоняет(сказ.) первую зелень, бледные северные цветочки(подл.) смело пробиваются(сказ.) через тонкий слой тающего снега...

Три грамматические основы.

11. Расскажите, используя примеры из текста, о правописании -ться — -тся в глаголах, при необходимости добавьте свои примеры.

Ответ:

В глаголах в неопределенной форме пишется ться, в глаголах третьего лица пишется тся. Иначе говоря, если в вопросе к глаголу есть Ь (что делать? что сделать?), то пишется ться, если нет ь (что делает? что сделает?), то пишется тся. Например, декорации (что делают?) переменяются потоки (что делают?) льются цветочки (что делают?) пробиваются, сила (что делает?) льется. Но: может (что сделать?) перемениться, хотят (что сделать?) пробиться и т. д.